Судебная власть и защита персональных данных

Действие Закона Украины «О защите персональных данных» (далее — Закон) не распространяется на деятельность по созданию баз персональных данных (БПД) и обработке персональных данных в этих базах, осуществляемых физическим лицом исключительно для непрофессиональных личных или бытовых нужд; журналистом — в связи с исполнением им служебных или профессиональных обязанностей; профессиональным творческим работником — для осуществления творческой деятельности.

Следовательно, все другие субъекты отношений, связанных с персональными данными, в т. ч. и органы судебной власти, подпадают под сферу действия этого Закона. При этом судам сложнее всего придерживаться его норм. С одной стороны, необходимо обеспечивать доступ к публичной информации и показывать стремление к прозрачности деятельности, с другой — следует строго соблюдать нормы о защите и недопустимости незаконной передачи персональных данных физических лиц третьим лицам.

Как известно, в судах ежедневно осуществляется обработка персональных данных, т. е. действия или совокупность действий, совершаемые в информационных (автоматизированных) системах и/или в картотеках персональных данных, связанные со сбором, регистрацией, накоплением, хранением, адаптацией, изменением, обновлением, использованием и распространением (реализацией, передачей), обезличиванием, уничтожением сведений о физическом лиц.

По сути, суды обязаны обеспечить защиту персональных данных, которые находятся в их обработке, по той же стандартной схеме, что и все остальные субъекты:

1) определиться с перечнем процессов обработки персональных данных, количеством баз, в которых осуществляется обработка, их местонахождением;

2) определить основания возникновения права на использование персональных данных согласно ст. 11 Закона, ответственное лицо или структурное подразделение, которое будет организовать работу, связанную с защитой персональных данных при их обработке;

3) провести анализ процессов обработки персональных данных об определении обрабатываемых персональных данных и цели обработки в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона, установить состав этих данных и процедуры их обработки, если иное не определено законом;

4) зарегистрировать базы персональных данных органов судебной власти.

БПД участников судебного процесса

Для начала необходимо определиться, существование каких баз персональных данных возможно в суде.

Как и в любой другой организации, в суде есть база персональных данных сотрудников. Однако для нас более интересным является законное функционирование иной базы — БПД участников процесса-физических лиц. Именно существование этой базы вызывает наибольшее количество вопросов.

Ст. 11 Закона предусмотрено два основания возникновения права на использование персональных данных: 1) согласие субъекта на обработку его персональных данных и 2) разрешение на обработку персональных данных, предоставленное владельцу БПД в соответствии с законом исключительно для осуществления его полномочий.

Бесспорно, основанием возникновения прав на обработку персональных данных участников процесса-физических лиц в системе осуществления правосудия является закон, а именно — все процессуальные кодексы и иные акты, имеющие силу закона, положения которых регулируют вопросы инициирования судебных процессов, рассмотрения дел в судах разного уровня и исполнения решений судов.

Ни один документ, будь то иск, ходатайство, жалоба, нельзя подать анонимно. Ст. 119 ГПКУ, например, четко установлено, что для подачи иска нужно указать адрес и имя (наименование) истца и ответчика, а также имя представителя истца, если исковое заявление подается представителем, их место жительства (пребывания) или место нахождения, почтовый индекс, номера средств связи, если таковые известны.

Т. е. передавая свои персональные данные, физическое лицо выполняет норму закона, без которой возникновение процессуальных отношений невозможно. Также в процессе осуществления правосудия возможно раскрытие иных персональных данных, необходимых для установления объективной истины и обоснования определенных требований в гражданском, хозяйственном, административном процессе, обвинения и защиты — в уголовном процессе. Суд в этом случае получает эти данные на абсолютно законном основании.

Что касается так называемых уязвимых персональных данных, то ст. 7 Закона определяет обоснованность обработки данных о расовом или этническом происхождении, политических, религиозных или мировоззренческих убеждениях, членстве в политических партиях и профессиональных союзах, а также данных, которые касаются здоровья или интимной жизни, в том случае, если она необходима в связи с осуществлением правосудия, для обоснования, удовлетворения или защиты правового требования.

Собирая данные об участниках процесса, судебная власть как никто иной обязана использовать и обрабатывать персональные данные правомерно. Кроме профильного Закона, о котором идет речь, нужно отметить, что и Закон «О доступе к публичной информации» обязывает распорядителей информации о лице использовать ее лишь с целью и способом, определенным законом.

Защита персональных данных в суде

Защититься от неправомерного использования информации о себе любое физическое лицо также имеет право и согласно ст. 10 Закона «О доступе к публичной информации». Каждое лицо имеет право:

1) знать в период сбора информации, но до начала ее использования, какие сведения о нем и с какой целью собираются, как, кем и с какой целью они используются, передаются или распространяются, кроме случаев, установленных законом; иметь доступ к информации о себе, которая собирается и хранится;

2) требовать исправления неточной, неполной, устаревшей информации о себе, уничтожения информации, сбор, использование или хранение которой осуществляются с нарушением требований закона;

3) на ознакомление по решению суда с информацией о других лицах, если это необходимо для реализации и защиты прав и законных интересов; 4) на возмещение вреда в случае раскрытия информации об этом лице с нарушением требований, определенных законом.

В понимании этого Закона, суд является распорядителем публичной информации, одновременно являясь владельцем базы персональных данных. Как распорядитель информации, суд обязан предоставлять ее беспрепятственно и бесплатно по требованию лиц, которых она касается, кроме случаев, предусмотренных законом; использовать ее лишь с целью и способом, определенным законом; принимать меры относительно невозможности несанкционированного доступа к информации иных лиц; исправлять неточную и устаревшую информацию о лице самостоятельно или по требованию лиц, которых она касается.

Больше всего вопросов вызывает процесс обработки данных и обеспечения их безопасности с целью недопущения незаконного доступа третьих лиц. Для этого, с юридической точки зрения, в суде все есть. Порядок документооборота, отправки и хранения документов в архивах судов разработан и действует. Но проблема сейчас носит более практический характер: нехватка кадров, ответственных за должное соблюдение законодательства и обработки персональных данных, в совокупности с недостаточным финансированием и низкой технической оснащенностью органов правосудия не дает возможности в полной мере реализовать нормы Закона «О защите персональных данных».

Автор: Анна Воеводина,  «Судебно-юридическая газета»

Читайте также: