Россия рассекретила свой «подводный Чернобыль»

На днях Москва передала Осло данные о количестве советских атомных реакторов и радиоактивных отходов, затопленных в Карском море. Полный список обновленных данных опубликован норвежской газетой Aftenposten. Это 17 000 затопленных контейнеров и 19 судов с радиоактивными отходами, 14 ядерных реакторов (в 5 из них находится отработавшее ядерное топливо), 735 радиоактивных конструкций. А еще лежащая на дне АПЛ «К-27» с двумя реакторами с топливом в них…

 

Многочисленные попытки Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в советское время добиться от СССР выдачи военной тайны были обречены на провал. В 1991 году эта организация опубликовала сенсационный реестр с картами, в котором были подробно указаны географические координаты, места, глубины затоплений и активность отходов.

Такие сведения предоставили 12 стран: Великобритания, Германия, Бельгия, Италия, Республика Корея, Нидерланды, Новая Зеландия, США, Швейцария, Швеция, Франция и Япония. Речь шла о 47 точках Мирового океана. Тогда только СССР и Китай отказались предоставить свои данные.

Впервые такая информация по Советскому Союзу была обнародована уже после распада страны, в 1993 году, когда по инициативе и под давлением «зеленой» общественности была издана так называемая «Белая книга», впервые открыто рассказывающая о проблемах захоронения радиоактивных отходов в морях, омывающих Россию. В конце 1994 года информация о радиоактивных «залежах» СССР на дне Мирового океана была рассекречена.

С тех пор эти цифры значительно изменились – в сторону увеличения. По некоторым «спецификациям» — в разы. (Например, по официальным данным 1994 года, в районе Карского моря числились затопленными семь реакторов атомных подводных лодок, а в последней обнародованной информации их уже 14.) Это наводит на мысль, что российские власти и сами не знали точную картину подводного радиоактивного мира Карского моря (так же как и других). И только в результате нескольких экспедиций за последние 20 лет (в том числе, и совместных с норвежскими учеными) удалось уточнить количество опасных подводных находок.

Однако, как отметил для СМИ представитель государственного управления Норвегии по ядерной и радиационной безопасности Пер Странд, информация о затопленных отходах поступает с российской стороны порциями. «Никто не может дать гарантию, что данные, которые мы сейчас получили, окончательные», — заявил он норвежской газете Aftenposten после ознакомления со свежей российской информацией.

На сегодняшний день общественности известно о восьми районах захоронения твердых радиоактивных отходов в Карском море, которое особо волнует норвежских соседей России. Максимальная глубина затопления – 380 метров, в пяти районах она составляет всего 11-33 метра. В Карском море аккумулировано, по некоторым оценкам, около 20 тысяч кюри радиоактивности – это только от наземных, подводных и надводных ядерных испытаний, проведенных на полигоне архипелага Новая Земля и в водах его акватории, а также учитывая контейнеры с твердыми отходами. Как стало известно, большинство этих смертельных «саркофагов» затоплялись без необходимой предосторожности: они не заполнялись никаким отвердителем – битумом, бетоном и т.п.

Из-за этого время от времени в Карском море появлялись так называемые «плавучие голландцы» — эти самые высокорадиоактивные контейнеры. Один их таких был выловлен в октябре 1984 года матросами судна «Лепсе» в заливе Абросимова. В общем, в 1965-1981 годах в заливах Абросимова, Цивольки, Степового и Новоземельской впадине было затоплено семь реакторов с невыгруженным или частично выгруженным отработанным топливом. Кроме того, в заливах Течений, Цивольки и Абросимова в период с 1965 по 1988 годы были затоплены реакторы с выгруженным отработанным ядерным топливом. Их суммарная активность оценивалась в 700 тысяч кюри.

Однако самой большой экологической проблемой, о которой пока Россия мало что поведала Норвегии, остается затопленная в 1981 году у архипелага Новая Земля (залив Степового) атомная подводная лодка «К-27» с двумя реакторами на жидкометаллическом теплоносителе — с отработавшим ядерным топливом. Предполагается, что мощная боевая субмарина «залегла» на глубине 30-40 метров (по другим данным – 75). По словам экспертов, один из этих реакторов при затоплении более 30 лет назад находился в более-менее нормальном состоянии, второй же — аварийный, с расплавленной зоной.

Атомная подводная лодка «К-27» — одна из первых субмарин, которые открыли счет уникальным ядерным проектам СССР в конце 50-х — начале 60-х годов прошлого столетия. Это был один из самых амбициозных советских проектов, на который возлагались большие надежды в нарастающей борьбе между СССР и США за мир, от которого, случись между странами столкновение, не осталось бы камня на камне. «Уникальность этого корабля, — рассказал мне капитан 3 ранга, командир реакторного отсека субмарины «К-27» Владислав Домбровский, — заключалась в том, что аналогов той ядерной установке не было в мире: впервые в качестве ее теплоносителя в первом контуре был использован жидкий металл».

«Атомной подводной лодке «К-27» достаточно было 15-20 минут, чтобы отойти от пирса и скрыться под водой, в то время как АПЛ с водо-водяными реакторами для этого понадобилось бы два-три часа. При современных средствах наблюдения со стороны противника этого вполне достаточно, чтобы уничтожить атомоход на месте стоянки», — пояснил мне член ее экипажа, старшина команды турбогенераторщиков Вячеслав Мазуренко. Легкий корпус атомной лодки был изготовлен из так называемой маломагнитной стали. И это тоже было новинкой в создании атомных субмарин. Особенность конструкции АПЛ «К-27» позволяла ей всплывать с глубины до 100 метров при затоплении любого из девяти отсеков.

Свой ратный путь «К-27» и ее экипаж начали в 1963 году, и за пять лет до ядерной катастрофы совершили два уникальных боевых похода – в южную Атлантику и в Средиземное море. В первом испытательном походе экипаж подлодки под командованием Ивана Гуляева установил мировой рекорд непрерывного пребывания под водой – 52 суток без всплытия. Именно эта легендарная субмарина первой из советских атомоходов совершила плавание в Средиземное море, «подвинув» таким образом Шестой флот США.

«Однако эти победные рапорты имеют и другую сторону медали, — с горечью рассказывал мне Вячеслав Мазуренко. — В то время опасность подобных испытаний для экипажей из-за ядерных аварий, случавшихся на АПЛ, не принималась руководством во внимание — десятки моряков погибали, сотни получали большие дозы радиационного облучения и становились инвалидами. Но все это происходило под грифом «совершенно секретно». Под ним высокие чины скрывали, в первую очередь, свою некомпетентность, расхлябанность и страх перед наказанием. Наказывали, как всегда, «стрелочников». На лодке одна за другой возникали аварийные ситуации.

Самая страшная ядерная авария на атомоходе «К-27» произошла 24 мая 1968 г. в 11.35. «Тогда весь экипаж, первый и второй его составы — 144 человека – переоблучились, — говорит командир реакторного отсека Владислав Домбровский. — Мы спасали ситуацию на пределе человеческих возможностей. Пятеро моряков получили смертельные дозы и умерли в страшных муках в госпитале. А после ядерной аварии – уже на гражданке – ушли из жизни десятки подводников. Из всех членов экипажа сегодня в живых осталась половина, многие признаны инвалидами». Средний возраст умерших подводников составил 50 лет.

Впервые информация о том, что в реакторах затопленной более 30 лет назад подводной лодки «К-27» возможно возникновение неконтролируемой цепной реакции, была озвучена на совместном семинаре «Росатома» и международной неправительственной организации «Беллона» в феврале этого года.

Специалисты из ФГУП «Северо-Западный центр по обращению с радиоактивными отходами» полагают, что пришла пора поднять опасную субмарину (по сути, радиоактивную бомбу замедленного действия) со дна Карского моря. Как сообщал журналистам его (сейчас уже бывший) руководитель Валерий Пантелеев в прошлом году, «проект подъема этой лодки является центральным для одного из наших объектов — Гремихи.

Если будет принято решение о подъеме этого корабля, то очень бы хотелось, чтобы не позднее начала 2012 года. Тогда в 2013 году мы разработаем проект подъема. А не позднее 2014 года этот корабль был бы уже поднят. После подъема из этой субмарины надо изготовить трехотсечный блок, потому что поднятая подлодка, которая пролежала на дне 30 лет, на плаву в док не зайдет. И с 2015 года начать с ним разбираться. И за 2015-2016 годы я убежден, что мы с ним разберемся»». Однако все это пока так и остается добрыми намерениями: никакого решения о подъеме субмарины «К-27» пока так и не принято.

Нет сомнения в том, что озвученная Россией уточняющая информация о местах и количестве затопленного ядерного «добра» в холодном Карском море не имеет никакого отношения к ее экологическим озабоченностям. Все дело в добавочной стоимости углеводородов, таящихся в недрах этого моря.

Россия вместе с норвежцами собирается заниматься здесь нефтегазовыми разработками. Именно поэтому недавно она и создала специальную комиссию по обнаружению всех затопленных отходов с указанием их места расположения и точных координат. Ясно, что прежде чем начинать работы, следует убрать все опасное для газонефтеносных проектов ядерное наследие СССР на дне Карского моря. Так что, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Ради быстрейшего продвижения углеводородных проектов была создана и на этой неделе уже выдвинулась из Архангельска на поиски затонувших ядерных и радиоактивных артефактов совместная российско-норвежская научная экспедиция (на судне «Иван Петров») при участии экспертов из МАГАТЭ.

Планируется, что ученые отправятся в район Новой Земли в заливы Степовой и Литке, а также в прилегающую к ним акваторию Карского моря. В ходе экспедиции затопленные объекты будут обследованы с помощью телеуправляемого подводного аппарата, также планируется отобрать пробы воды, донных отложений и биоты. Однако главная ее цель – исследовать ядерные реакторы затопленной советской суперсубмарины «К-27», состояние которых вызывает больше всего озабоченностей у экспертов.

Автор: Алла Ярошинская, РОСБАЛТ 

You may also like...