Украина: народ стремительно звереет. Кто первым возьмется за ствол?..
Расстрел охранников в киевском гипермаркете «Караван» поднял целый ряд тяжелых вопросов. Но главный из них: что происходит с нашим обществом?! Ведь еще не закончился суд над убийцами Оксаны Макар, которые тоже как с цепи сорвались, наслаивая преступление на преступление.
Какой логикой нужно руководствоваться, чтобы к изнасилованию добавить жестокое, циничное и вопиющее убийство?!! Аналогичная по своей нерациональной жестокости ситуация произошла и в «Караване».
Только тут к мелкой краже, за которую и уголовная ответственность-то наступает не во всех случаях (если стоимость украденного не превысила суммы в 107 грн. 30 копеек, нарушителю грозит штраф или 15 суток административного ареста), преступник, не задумываясь, прибавил тройное убийство и еще одного тяжело раненого. Больше всего в этих ситуациях пугает то, с какой скоростью и бесшабашной отчаянностью человек готов пройти путь от подлеца или мелкого нарушителя до отпетого отморозка, без каких-либо моральных ограничений. Неужели у наших людей настолько стерлись ВСЕ моральные барьеры и ограничения?
Дурной пример для озверевшей нации
Корреспондент интернет-издания From-UA попросил врача-психиатра, руководителя Центра психиатрии, психотерапии и практической психологии Евгения Воронкова пояснить, что происходит с моралью в Украине, и охарактеризовать два вышеперечисленных случая. По мнению психиатра, убийца из «Каравана» – это, скорее, частный, нестандартный случай. «Во-первых, получилась такая ситуация, что человек неслучайно был вооружен, во-вторых, он очень качественно стрелял, в-третьих, он эффективно скрылся.
Все это говорит об определенной подготовке. Можно предполагать, что у него были значительно более весомые основания не иметь каких-то контактов с правоохранительными органами, поэтому он пошел, может быть, на такой криминал». По мнению Евгения Воронкова, если бы речь шла о среднестатистическом случае, наверняка дело закончилось бы не тройным убийством. «Это могло бы ограничиться дракой, нетерпимостью, бранью, сопротивлением, но не таким криминальным вариантом».
К сожалению, не удивило господина Воронкова и убийство девушки: «Убийство Оксаны Макар носило в основе больше характер сексуального преступления. Правда, жестоким способом. Когда я в 80-х годах работал судебным психиатром, таких убийств было полно».
Иными словами, преступники остались теми же, но степень жестокости выросла на порядок. Так что же происходит с родиной и с нами? «Есть такое понятие «аномия», – рассказал Евгений Воронков. – Это отсутствие одновременно действенного права, тотальная ситуация неопределенности и крушение возможности перспектив в сознании. Это часто ведет к специфическим формам депрессии – «аномическим депрессиям». Постоянная повышенная тревога, ощущение неопределенности, бесперспективности, пессимистичности при оценке будущего, очень большой незащищенности».
«Идет криминализация общества, – считает актриса Ирма Витовская. – Если ситуация не изменится, то, наверно, стоит ожидать и дальше каких-то страшных событий, если у нас пропасть между социальными классами будет расти.
Люди звереют, потому что это определенный уровень депрессии. Люди начинают срываться, потому что понимают, что у них нет никаких перспектив. Должно быть определенное психологическое состояние. Этот же парень не сразу начал стрелять, как в кино показывают. Возможно, у парня какая-то психическая проблема, и это уже вопрос к врачам. А если там адекват, то это свидетельство того, что в обществе происходит реакция на социальное недовольство жизнью», – уверена актриса.
«К большому сожалению, мне кажется, что это начинает переходить в стадию закономерных вещей, – считает народный депутат Тарас Чорновил. – Понятно, что данный случай не является спланированным терактом, это случилось фактически случайно… но где гарантия, что люди, подобные этому убийце, в любом другом месте не сделают то же самое? Здесь несколько нюансов. Первый: действительно, падение морали просто дальше некуда. Возможно, это 2-3 % от общей численности общества, но когда даже до 1 % появляется людей, которые считают, что ради того, чтобы не было проблем, или ради того, чтобы не тратить лишние деньги, можно убить, — это уже критично. А в Украине, к сожалению, критический порог в 1% таких людей перейден».
По мнению народного депутата, падение морали в стране колоссальное. Церковь не смогла компенсировать недоработки государства из-за того, что часть конфессий замкнуты на какие-то политические интересы или попросту слишком меркантильны и не могут служить образцом. «Мы возвращаемся к принципам общественной жизни середины 90-х, когда человеческая жизнь потеряла ценность, когда если поставлена цель, то средства не имеют значения. Возвращение к 90-м, которое происходит и во власти, и в обществе, и есть той закономерностью, которая приводит к таким страшным результатам», – уверен Тарас Чорновил.
«В данном случае нельзя говорить о ненависти, там просто полное безразличие к человеческой жизни. То же самое и с днепропетровскими террористами. Разве они кого-то ненавидели из тех, кого они убивали? Это не тот случай, когда исламские фундаменталисты взрывают бомбы, потому что они ненавидят какую-то категорию людей — американцев, христиан и т.д. В данном случае — просто девальвация ценности жизни человека в психологии очень широких слоев мажористой среды в обществе.
Нельзя сказать, что появился какой-то мотор внутреннего сгорания, который подталкивает к ненависти. Я думаю, что очень большую роль сыграло и то, что безнаказанными остаются мажоры, которые убили или покалечили людей. Сказать, что появилась какая-то особенная ненависть — я бы не сказал. Появилась озлобленность, это есть: от тяжелых будней, от того, что видим, что идем в глухой тупик вместе со страной», – сожалеет народный депутат.
Когда охотник становится жертвой
Но во всей этой истории есть еще один аспект, который остался незамеченным. Это поведение охраны. Причем не конкретных, трагически погибших людей, а охраны супермаркетов в целом. Как, а главное, почему в открытый доступ попали кадры гибели охранников? Случайной эта утечка быть просто не может – в нашей стране скрывают даже то, что никакой тайной не является. А тут кадры, которые явно можно отнести к тайне следствия, это если не обращать внимания на чувства, которые они могут вызвать у родственников погибших. И вот эти «секретные» данные попадают в телеэфир, и все воспринимают это как данность!
Причину появления записей можно предположить одну – среди людей поползли упрямые слухи о том, что охрана на самом деле спровоцировала стрелка своим некорректным поведением. Учитывая, что с методами работы охраны супермаркетов в целом, и киевского ТРЦ «Караван» в частности, уже были связаны скандалы, это очень больно било по имиджу торговой сети. А тут – пожалуйста, никто будущего убийцу не бил, не обижал, разговаривали тихо, мирно… В общем, ничто не предвещало.
Однако, что можно увидеть из записи камеры наблюдения? По действующему регламенту поведения охранников, им запрещается задерживать посетителей, проводить в любые комнаты, применять физическую силу, обыскивать и т.д. Это может делать только работник Государственной службы охраны. В нашем случае подозреваемого в совершении кражи отзывают для разбирательства в подсобку, в которой находится четыре охранника.
Это значит, что опыт «разборок» с реальными или мнимыми воришками у охраны уже имеется. Вряд ли такое количество людей необходимо для профилактической беседы. Будущего убийцу не били, но не выпускали из комнаты, хотя он тыкался в двери, пытаясь уйти по-хорошему. Теоретически, дальше словесная разборка могла перейти в драку, ведь вора нужно было как-то задержать до прихода милиции. В штатной ситуации четыре охранника остановили бы пытающегося вырваться посетителя явно не уговорами… Но пистолет перепутал все карты, и жертва сама стала охотником.
Руководство «Каравана» заявило, что охранники действовали абсолютно грамотно. То есть всех подозреваемых в хищении товара приглашают для беседы в подсобку охраны и там держат до выяснения обстоятельств. В принципе, с воровством надо как-то бороться, иначе весь магазин вынесут по кирпичику. Украинские клептоманы пока еще не достигли высот американских коллег, которые пытаются украсть из-под носа охраны целый ящик пива, зацепив его на специальный крючок и спрятав под юбкой. В магазинах США каждый год воруют товары на сумму до $12 млрд., при расходах на охрану $7-10 млрд.
А сколько бы воровали без охраны? В 90-х годах в Запорожской области меня поразил сторож на бахче. Он не просто не охранял подотчетные арбузы, но и лично ходил по полю, выбирая самые лучшие экземпляры, чтобы угостить арбузом совершенно незнакомых людей. Возможно, его функция заключалась в том, чтобы все поле просто не вывезли фурой. А судьба отдельных арбузов хозяев беспокоила не так сильно. Во всяком случае, сторожа она не беспокоила, однозначно. Естественно, красть что-либо на этом поле ни у кого не поднималась рука, да и за свою жизнь сторож мог не опасаться.
Современному бизнесмену этот пример лихих 90-х может показаться образцом безалаберности и халатного отношения к делу. Однако если бы сторож всю ночь бегал с ружьем по полю, все равно весь урожай он бы не смог уберечь, эти потери просто нужно учитывать. А сколько магазин теряет клиентов, на которых по непонятной причине запищала рамка или поведение которых просто показалось охране подозрительным?
Покупатели просто звереют от того, что их просят вывернуть сумочку, пройти в подсобку и вообще ведут себя с ними, как с воришками! Наши люди в целом не готовы подчиняться любым требованиям, даже разумным. Про вопиющие случаи хамства умолчим, так как с этим руководство все-таки борется. Просто очень трудно найти дешевого, высокопрофессионального и супервежливого охранника, который не реагирует на штрафы за украденный товар, половинящие его и так небольшую зарплату.
Уже сейчас и покупатели, и охранники не отличаются толерантностью. А теперь только представьте себе, что будет дальше, после расстрела в «Караване»! Министр внутренних дел Виталий Захарченко уже ляпнул, что охранники могли остаться в живых, если бы не допустили ошибки и не обыскали будущего убийцу в поисках опасных для их жизни предметов. Но, к огромному сожалению, на лбу убийцы не написано, что он убийца.
То есть, по логике министра, девушку, на которую запищала магазинная рамка, нужно винтить, обыскивать, а потом уже выяснять, что и почему запищало. Дальше – больше! С 18 октября текущего года вступит в силу Закон «Об охранной деятельности», который позволит охранникам магазинов, супермаркетов и других учреждений применять к посетителям силу и даже спецсредства. Так сказать, то, что раньше охрана делала под давлением штрафов, на свой страх и риск, теперь она может делать на законных основаниях.
Таким образом, парня вышеупомянутой девушки (опять ей не повезло), который возмутится, что его любимую лапает какой-то охранник, можно винтить за компанию, спрыснув предварительно из газового баллончика, чтобы он не нанес вреда здоровью секьюрити.
Картинка просто идиллическая и напоминает героическую борьбу с Алькаидой, когда из-за нескольких десятков террористов 300-миллионная демократическая нация направо и налево раздает диктаторские полномочия спецслужбам и активно параноит. В нашем случае возбудителем диктаторских замашек стал и вовсе один-единственный человек. Боюсь, что если охрана действительно возьмется выполнять рекомендации министра-милиционера, в нее начнут стрелять гораздо чаще.
Что делать?
С этим финальным вопросом корреспондент Новости Украины – From-UA обратился к каждому из собеседников, которые давали интервью в рамках этой статьи.
«Как рыба гниет с головы, так, наверно, и менять надо начинать оттуда, – уверен народный депутат Тарас Чорновил. – Пока не будет со стороны людей, которые наверху пирамиды: во власти, в центре гражданских, вверху церковных организаций. До тех пор, пока они не покажут четкий пример того, что можно жить по моральным нормам – до тех пор даже самые суровые наказания, которые будут спускаться вниз, эффекта иметь не будут, потому что все видят, что самые богатые и счастливые могут не соблюдать нормы, а от нас что-то требовать».
Актриса Ирма Витовская видит решение проблемы в возрождении среднего класса: «Для нормальной страны нужен сильный средний класс. От психических расстройств мы же никак не застрахуемся». Если же подобные ситуации происходят с адекватными людьми, то это только реакция на благосостояние избранных, считает актриса. «И такие случаи будут только учащаться. Кто-то из-за зависти, кто-то из мести – каждый в силу своего воспитания… Мы можем об этом говорить, а думать должен тот, кто будет делать какие-то реформы, чтобы наша страна в конце концов превратилась в европейскую страну, а не в такую, где одни наверху, а другие внизу бегают и танцуют».
Врач-психиатр Евгений Воронков уверен, что только тотальное оздоровление общественно-политической обстановки, морального климата, постулирования на государственном уровне нравственности, толерантности, терпимости спасет ситуацию. «Никоим другим способом – нельзя. Потому что в тех реалиях, в которых мы живем, попрания этих норм этики, морали и нравственности совершенно очевидны».
А пока наше общество морально не дозрело до нормального и уважительного отношения друг к другу, людям, облеченным властью и полномочиями, стоит помнить, что в тюрьме тоже имеется усиленная охрана, и только свободные люди в свободной стране могут позволить себе роскошь безбоязненно ходить по улице без конвоя.
Автор: Александр Комаровский, Новости Украины – From-UA
Tweet