Массовый алкоголизм сближает Нигерию и Россию

Схожесть Нигерии и России стала мемом. У обеих стран много общего: паразитирование на углеводородах, вопиющее социальное расслоение, клановая политическая система. Есть ещё один признак схожести – высокая алкоголизация населения. Правда, в Нигерии, в отличие от России нашли способ борьбы с пьянством – шариат.

 Около 40% что россиян, что нигерийцев являются крепко пьющими. С одной поправкой – это число пьяниц в немусульманской среде. И тут у Нигерии от России есть существенное отличие – в ней 40-50% составляют мусульмане (в РФ – 10-14%). И эта разница в числе исповедующих ислам играет большую роль (о чём будет сказано ниже).

В этом подробном исследовании об алкоголизме в мире есть табличка, которая показывает употребление алкоголя (как легального, так и нелегального) на душу пьющего человека. И хорошо видно, что на душу пьющего россиянина мужского пола приходится 35,4 литра чистого алкоголя в год (175 бутылок водки в год, полбутылки в день – так нагляднее выглядит), а на пьющего мужика-нигерийца – 36,9 литра. Кстати, женщины в Нигерии пьют почище россиянок – 23 и 16,3 литра в год соответственно.

Что интересно, объём выпиваемого пьяницами России за год алкоголя очень схож с таким же объёмом в африканских странах, совершающих переход из Третьего Мира во Второй – 32-40 литров. Так, в Южной Африке эта цифра 39,6 литра, в Свазиленде 33,9, в Зимбабве 36,7 в Уганде 37,6, а в Танзании и вовсе 43,1 литра на душу местного пьяницы.

Как и в России, в этих странах высок процент потребления нелегального алкоголя или суррогатов: 40% в России, 25% в Зимбабве, 45% в Танзании. В африканских странах у местной бормотухи или самогонки даже названия схожи с российскими аналогами – к примеру, в Ботсване «до свиданья, мама».

Много схожего и в причинах массовой алкоголизации в России и африканских странах. В первую очередь – это сознательное насаждение колонизаторами пьянства среди местного населения. Об этом, в частности, много пишется в историческом исследовании The King of Drinks. Вторая причина – это межеумочное нахождение большинства населения в состоянии «между городом и деревней».

Проше говоря, самую значительную часть общества составляют не горожане и не крестьяне, а посад. Эти люди уже лишены традиционности крестьян, но ещё не вестернизированы, не захвачены либеральной этикой города. Осознание трагичности своего существования толкает людей в объятия «зелёного змия». Очень хорошо показана жизнь таких африканцев в статье в газете The Independent.

В этой же статье приводится коллизия, справедливая и для России. Так, во многих «пьяных странах» Африки правители пытались справиться с алкоголизмом как государственной монополией на спиртное, так и резким его подорожанием (часто – и то, и другое, как в Ботсване). Однако это приводило к тому, что уже было в России 1980-х – росту самогоноварения, употребления суррогатов. К примеру, в Найроби рекорд по массовому отравлению метиловым спиртом был поставлен в 1998 и 2000 годах – сразу более 200 трупов от одной партии суррогатного алкоголя. При этом существенного падения алкоголизма в таких странах не было.

Второй путь, который проходила Россия и сейчас проходят две самые развитые среди чёрных стран Африки – Нигерия и ЮАР – либерализация рынка спиртного, приход на него транснациональных гигантов. Это привело не только к росту алкоголизации среди автохтонов (к примеру, в Нигерии бутылка местного 40-градусного джина стоит всего 2 доллара), но и – тут поучаствовали алкогольные ТНК – к популяризации «весёлой жизни со спиртным» среди молодёжи. «Кто пойдёт за Клинским?» – этим же вопросом задаются подростки в ЮАР и Нигерии. Как и в России, там не редкость (а уже, скорее, правило) встретить на улице 13-14-летних подростков с пивом или коктейлем типа «Ягуара».

Вот одно из исследований по поводу алкоголизма в Нигерии. Оно было проведено в типичной провинции – на христианском юге (это что-то типа российского Черноземья). 43% опрошенных были фермерами, 66% – женаты, начальное образование – у 62%. 90% этих нигерийцев выпивали, 43% предпочитали готовить спиртное сами (бормотуха типа российской браги или самогон). 33% злоупотребляли спиртным, 12,7% были законченными алкоголиками (в сумме 45,7%). Интересно, что гораздо больше пьющих было в полигамных семьях, а также исповедующих язычество или протестантизм (менее всего – среди католиков).

Как и в России, в Нигерии остро стоит проблема пьянства за рулём. До 35% всех ДТП со смертельным случаем происходят по вине пьяных водителей (в год это около 9 тыс. трупов). Ещё одно исследование показало, что среди водителей грузового транспорта за баранкой, т.е. во время работы пили 67,2%.

И тут мы подходим к одному важному отличию нигерийского алкоголизма от российского – в африканском духовном брате-близнеце, как уже говорилось выше, гораздо больше мусульман. В последний год приверженцы ислама не просто активизировались в Нигерии, перешли в наступление на клептократию и христиан, а и навязали свою повестку дня всему местному обществу: «мы боремся против пороков западного мира». Среди которых главный – алкоголизм.

Так, от взрывов христианских церквей боевики исламской организации «Боко Харам» в последние месяцы перешли к взрывам пивных и алкогольных магазинов. А в своих рядах исламисты отрезают языки тем, кто замечен за употреблением пива. С мусульманами, продавцами спиртного, поступают ещё жёстче – им отрубают руку.

Пока не известно, меньше ли стали пить нигерийцы – не мусульмане с наступлением на их устои поклонников шариата. Но ясно одно: и России придётся пройти тот же путь борьбы не просто с аклкоголизмом, но и с другими «пороками западного общества». Во втором мире везде сегодня наблюдается откат к средневековью, традиционализму и мракобесию.

Замена светских режимов на полутеологические в ходе арабских революций, пошатнувшееся положение военных в Турции и Пакистане – долгое время бывших гарантами светскости в своих странах, наконец, усиление роли клерикалов и мракобесов в России. Вокруг Европы выстраивается дуга фундаментализма из стран Второго мира. По всей видимости, этот сброс «золотым миллиардом» кандидатов в свой клуб окончательный и обжалованию не подлежит.

Источник:  Блог Толкователя

You may also like...