Страх над мегаполисом. Чего боятся москвичи

Городские фобии, даже самые экзотические, легко объединить в большие группы. О них было известно задолго до разрастания мегаполисов — жителей городов рано или поздно одолевает клаустрофобия, агорафобия и банальный страх смерти. Перемещение, недосыпание, смешение подземного и наземного существований, гигантский поток информации, желание жить не хуже остальных, эпидемии и прочее в какой-то момент начинают мешать жить, и это нас шокирует.

 Существует много психотерапевтических методик, которые позволяют достаточно эффективно решать проблему страхов и позволяют не бороться с собой и своей природой

 

Проблема — в нашей впечатлительности и в том, что мы, загнав себя в угол предрассудками, воспринимаем вымышленные преграды всерьез — это такая наша, дружная городская промашка.

Боязнь перелетов (аэрофобия).

Маша, 28 лет

«Я решила полететь, когда мне было 24 года, просто решила, и все, сказала: хватит бояться, купила билет в Бангкок и стала собирать вещи. Меня там ждали друзья. Я вообще не очень хорошо себя чувствую в замкнутых пространствах, но тут просто приказала себе — или полет, или всю жизнь разводить в деревне коз. В общем, настроилась, села, хотя паниковала запредельно, рядом — парочка влюбленных лет пятидесяти из Череповца, улыбаюсь — они отворачиваются. Упаковка валидола уже съедена. Как назло вылет откладывается — ищут с собакой в самолете бомбу, пассажиры нервничают, компания офисных клерков опорожняет закупленные в дьюти-фри бутылки.

Какая-то тетя в соседнем ряду уже наполняла пакетики для слабых желудков. Бомбы не нашлось, взлетели, я выпила стаканчик «Финляндии» залпом и не успокоилась — всю дорогу считала минуты до посадки, молилась, ходила по салону взад-вперед и, наконец, через девять часов мучений пережила посадку, которая тоже была не из мягких (не буду называть авиакомпанию). Боюсь того, что с самолета, как с подводной лодки, деться некуда, даже если тебе будет очень плохо. Но я человек сильный, так что борюсь, летаю, закусив губу, и знаете, уже немного легче».

Страх сойти с ума (дипсихофобия).

Настя, 27 лет

«У меня был роман. Сначала по интернету, а потом в жизни. Очень бурный. Сразу было понятно, что надо будет скоро разойтись, — и он ушел, а я осталась. Мы выясняли отношения в интернете, только косвенно, с ним я не переписывалась. Я следила за каждым его шагом, но все запутывалось как в триллере — он вообще интернет-маньяк, у него куча левых аккаунтов в соцсетях, во всех возможных. Мне писали странные люди, у которых на страницах оказывались странные фотографии и комментарии, будто они все мысли мои читают. Мне он как-то дал свою любимую книгу почитать, Пелевина, и я стала везде замечать цитаты из нее. Не то чтобы прямые, но, в общем, он создавал очень похожие ситуации.

Он изображал бога, который повсюду расставил для меня ловушки. Он каким-то образом забрался ко мне в голову — и началась паника, я боялась говорить, что-то делать, все, что я говорила окружающим, прокручивала сто раз в голове на предмет адекватности. Сердце уходило в пятки, казалось, сейчас моя лучшая подруга что-то заметит, тихо прокрадется в комнату и наберет 03. Биллборды и реклама изображали странные вещи, покупки в магазине я будто совершала не просто так, а с чьей-то подсказки, в итоге я реально сходила с ума, и мне было жутко от того, что это так просто происходит, раз — и ты уже в другой реальности».

Боязнь высоты (акрофобия).

Инна, 54 года

«В 1987 году, когда моему сыну было 6 лет, я решила сводить его на колесо обозрения на ВДНХ. В Москве мы жили первый год тогда. Соседка наша по площадке, Анна Георгиевна, учительница молодая, тоже пошла с нами, мы с ней дружили с момента въезда в эту квартиру. Так вот поехали мы на это колесо, я боязнью высоты не страдаю, поэтому сели мы в открытую кабину, мороженого взяли. Сын, конечно, баловался, мы медленно стали подниматься, и тут Анна Георгиевна белеет вся, вцепляется намертво в мою руку, до синевы, и начинает мычать как-то странно.

Мы испугались, а она уже перешла на крик и кричала, и кричала, другие пассажиры возмутились, шум поднялся, но тут никуда не денешься — раз уж сел, то жди, пока круг не провернется. Так она и билась, пока мы не вывели ее, полуобморочную, на землю. Она, видно, сама не ожидала такого шока, пришлось взять такси и отвезти ее домой. Мы с ней до сих пор дружим, она хорошая, тихая женщина, литературу преподает. Но такая, знаете, стала — с приветом».

Боязнь остановки в туннеле (клаустрофобия).

Иван, 31 год

«Однажды я был с сильного похмелья, хотя пью редко. Ну было воскресенье, и накануне была вечеринка, где я перебрал с алкоголем. Еду с утра домой, а живу я на «Первомайской», и вот поезд берет и останавливается между «Семеновской» и «Партизанской». Мне и так было не очень, а машинист говорит «не паникуйте, мол, поезд скоро отправится», будто пассажиры уже крушат поезд и едят друг друга.

Вот тут мне стало физически плохо, сердце стучало в горле где-то, адское удушье, паника, а машинист опять за свое «сохраняйте спокойствие» и прочее. Зачем вообще они это говорят? В общем, отправился он минут через 25, а я в панике, весь красный, выбежал на «Партизанской» и шел домой пешком в каком-то черном настроении. Потом неделю пешком ходил, а в выходные — машина спасала. Но вроде бы прошло, только иногда в похожих ситуациях в пот бросает, все же это возвращается, но когда ты нормальный вроде бы человек, учишься себя контролировать».

Бактериофобия (боязнь заражения крови, соприкосновения с поручнями, людьми).

Светлана, 30 лет

«Однажды, мне было лет 11, учительница по литературе рассказала мне про отца поэта Маяковского. Тот якобы уколол палец и умер от столбняка. Она так это рассказывала, что я пришла в ужас, представила, как тот корчился в столбнячной горячке, а потом вспомнила Скрябина, про которого нам в музыкальной школе рассказывали, с ним такая же история произошла. В медицинской энциклопедии посмотрела картинки, уж не знаю, почему меня это так интересовало. Это вообще была моя любимая книга в детстве, я очень впечатлительная, а картинки в энциклопедии страшно красочные.

Я почти забыла про столбняк, пока на даче летом не упала с тарзанки и не свезла себе кожу на коленке. Бабушка намазала йодом, забинтовала и сказала: «Будешь так себя вести, занесешь грязь и будет заражение крови», она вообще была медсестрой раньше. Я всю ночь не спала, мне казалось, что эта зараза уже ползет по кровеносной системе, колено ужасно болело, и я думала, что вот сейчас дойдет до сердца и я умру в корчах. Началась истерика, бабушка дала мне димедрол, и я выключилась. История повторилась в больнице, куда я случайно попала с кишечным гриппом, неаккуратно воткнули капельницу, и я в полубреде думала, что рука уже опухла и есть заражение. Вообще я изучила эту тему и знаю, в каких случаях такое бывает.

Тревога оказалась ложной, но страх — это такая штука неконтролируемая, особенно если ты подозреваешь, что твой организм вырвался как-то из-под контроля. Я езжу в метро только в перчатках, за поручни и ручки в учреждениях не берусь, у меня ножи для каждого вида продуктов есть и разделочные доски, специальное средство для мытья посуды, спиртосодержащее. Летом езжу в транспорте в кофте, и вообще верхнюю одежду дезинфицирую, стараюсь носить маску. Есть одна штука с бактериями — если совсем от них изолироваться, то выработается уязвимость. Живем потихоньку в симбиозе. Но я их чувствую, почти вижу всегда».

Боязнь толпы (демофобия).

Майя, 25 лет

«Я вообще метро боюсь, боюсь давки в вагоне, духоты и остановок в туннеле, боюсь женщин, одетых как террористки, что вот сейчас кому-нибудь позвонят, и все взлетит, то есть тут особенно не взлетишь, в туннеле-то… Особенно боюсь эскалаторов, помните ту историю на «Авиамоторной», когда люди провалились внутрь механизма, — я вот этого боюсь, и что эскалатор побежит, и мы все попадаем как домино.

Паника у меня была только однажды, когда что-то там было с электричеством и поезда ходили нерегулярно, на «Арбатской» были страшные толпы и давка, и какой-то человек уже лежал без сознания возле перехода, а ему типа помогал кто-то и в карманах рылся. И лица, лица кругом, как жернова, которые тебя перемалывают. Я подумала: «Это конец света!», и потом целых два месяца ездила только на трамвае. Потом было еще несколько панических атак. Хожу к психотерапевту, ем таблетки, когда в голове становится ватно, — страхи пропадают. Планирую постепенно слезть с таблеток».

Боязнь бедности (пениафобия).

Егор, 34 года

«У меня было много фобий — раньше я боялся женщин, пауков и чего-то там еще, но все преодолел. Вот есть люди, которые боятся ослепнуть, так вот лечится это просто: им завязывают глаза и заставляют освоиться с пространством. Аэрофобы вот любят детально изучать картины разных катастроф. А вот эта моя фобия — как заноза. Я панически боюсь остаться без денег, и не потому что у меня семья, шикарная квартира и тачка (которую я, кстати, разбил позавчера вдребезги), я просто уверен, что в нашем мире остаться без денег — это все равно что помереть.

Нет денег — нет ничего, вот есть, к примеру, у тебя 3 тыс., так тебе хватит на целый час любви, а если ты вообще при деньгах — ну тогда ты просто утонешь в женской ласке и преданности. Духовная жизнь? Чушь. Она идет параллельно. Вот мне часто работу приходится менять, и каждый раз я либо пью, либо молюсь, черная депрессия. Вот сейчас я жутко ненавижу свою работу, и я бежал бы с нее не глядя, но не могу — у меня руки потеют и сердце замирает, а надо еще две новые люстры купить, дизайнерские, ремонт делаю. Вот антидепрессанты принимаю, знакомый посоветовал. Я вообще этой фобией горжусь, она меня стимулирует».

Боязнь задохнуться в лифте (пнигофобия, клаустрофобия).

Юрий Валентинович, 47 лет

«Я работаю механиком лифтов 20 лет. Однажды чинил крепление троса, было 31 декабря, коллеги не дождались и ушли, я сутки просидел на лифте в шахте, но страха никакого не испытываю. А вот когда кто-то застревает, всегда волнуюсь — несколько раз людей доставал в полуобморочном состоянии.

Раз бабушка застряла с собачкой между этажами, двери заклинило тоже, она там кричит нечеловеческим голосом — я говорю «вы дайте мне дверь закрыть до конца, чтобы все заработало», а у нее уже голова снаружи. Назад ни в какую, вот я намаялся ее вытаскивать из этой щели, а то, думаю, у нее с сердцем плохо станет. А молодая женщина застряла — так каблуком в дверях таких дырок понаделала, что я даже подойти боялся. Очень люди боятся, странные, говорят «тросы у вас рвутся, а вы только водку пьете и не чините вовремя». Между прочим, там есть механизм, ловители называются, такой маховичок, он раскручиваетя, выдергивает трос, выщелкивает этот самый ловитель, и кабину заклинивает. Физика, механика.

Признаки фобий

Головокружение, одышка, сердцебиение, тошнота, ощущение нереальности, страх смерти.

Фобия (от греч. phobos — страх, боязнь) — патологически сильный страх, объектом которого могут быть различные предметы или события. Стремление избегать «опасных» ситуаций может сильно осложнить жизнь человека и явиться причиной его страданий. Основными видами фобии являются специфические фобии (боязнь каких-либо определенных предметов, например острых ножей); агорафобия; социальные фобии, проявляющиеся в боязни общения с людьми; фобии животных, например, пауков, крыс или собак. В процессе лечения фобии применяется поведенческая терапия, особенно десенсибилизация и погружение. Большую помощь могут оказать также психотерапия и лекарственная терапия.

В психиатрии фобией принято называть патологически повышенное проявление реакции страха на тот или иной раздражитель. Фобия — это сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определенных ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определенных объектов, видов деятельности или ситуаций.

Дмитрий Головков, психотерапевт

Что это

Если вы обнаружили у себя фобию, не старайтесь ставить диагноз сами — лучше обратитесь к врачу. Основные фобии города — клаустрофобия, агорафобия и социофобия. Фобия (страх) возникает в результате стресса, на фоне тревоги. Чтобы тревога стала конкретной, человек привязывает ее к определенному обстоятельству или источнику. Фобия не болезнь, а естественная приспособительная реакция живого организма. Да, мы животные и загнаны в противоестественные условия жизни. Вспомните, как вы в детстве ежедневно просиживали в школе по нескольку часов за партой, тогда как ваш организм требовал воздуха, бега и свободы. Еще в детстве происходит ломка нашей физиологии, дисциплина подавляет естество, а общество блокирует наши инстинкты. Энергия агрессивности и сексуальности оказывается подавленной, но по закону сохранения энергии она переходит в другую ипостась — в паническую атаку. Это не что иное, как агрессия против самого себя.

Кто боится

Если вспомнить о том, что мы животные, то становится очевидным — подобных страхов не бывает у людей агрессивных и наглых, которые не скрывают своих инстинктов. Фобиям больше подвержены скромные, нерешительные и совестливые люди.

Правила поведения во время панической атаки

Не следует себя успокаивать, не нужно бороться с самим собой.

Следует понять, что это не болезнь, а естественная биологическая реакция, к примеру, на духоту. Сердцебиение — обычный механизм компенсации недостатка кислорода.

Проявите пассивность — просто наблюдайте за симптомами и не мешайте организму справиться с нехваткой кислорода. В момент страха происходит выброс адреналина, и если вы будете «помогать» себе, то лишь замкнете порочный круг беспокойств.

Если кружится голова, то стоит дышать в бумажный пакет, как в голливудском кино — углекислота проясняет голову.

Помните: от панических атак никто не умирает.

Полезно понять механизм развития панической атаки — это имеет психотерапевтическое значение.

В случае обращения к врачу следует сначала выбрать психотерапевта, а не психиатра, а в случае если в течение одного-двух месяцев лечение не помогает, тогда меняйте врача либо идите к психиатру.

Не нужно вышибать клин клином — прыжок с парашютом не избавит вас от страха высоты по одной простой причине: борьба с паникой — это борьба с самим собой.

Резюме

Во многих случаях удается полностью избавиться от фобий и панических атак. Существует много психотерапевтических методик, которые позволяют достаточно эффективно решать проблему страхов и позволяют не бороться с собой и своей природой.

Организм — автоматизированная система с обратной связью, когда мы освобождаем его от своего контроля, то организм гармонизирует себя самостоятельно. Фобия — результат адаптации нашего организма к жизни в социуме, ее надо принять, не бояться себя и своих симптомов.

Необычные фобии:

Аутофобия — боязнь одиночества, остаться с самим собой

Белонофобия — боязнь острых предметов

Вомитофобия — боязнь рвоты

Гефирофобия — боязнь мостов

Гексакосиойгексеконтагексафобия — боязнь числа 666

Дисморфофобия — боязнь собственной внешности

Зоофобия — боязнь животных

Инсектофобия — боязнь насекомых

Коулрофобия — боязнь клоунов

Клептофобия — страх быть обокраденным

Лаканофобия — боязнь овощей

Мирмекофобия — боязнь муравьев

Номофобия — боязнь остаться без мобильного телефона

Нозокомефобия — боязнь больниц

Осмофобия — боязнь телесных запахов

Парурез — боязнь мочеиспускания на людях

Радиофобия — боязнь радиации

Сомнифобия — боязнь сна

Танатофобия — боязнь умереть

Тафофобия — боязнь быть погребенным заживо

Фобофобия — боязнь страхов

Эротофобия — боязнь секса и вопросов пола

Автор: Соня Шпильберг, Московские новости

You may also like...