Пособие по безработице как уголовно-страховой случай
«Володарский процесс» поразительно совпал по времени с арестами, произведенными Генеральной прокуратурой Украины среди высшего руководства Государственного центра занятости. Как чины наживались на пособиях по безработице – в масштабах страны, на примере одного уголовного дела.
В числе прочих нормативных актов 1 января 2013 г. вступил в силу новый Закон Украины «О занятости населения». Он, конечно, намного совершеннее своего одноименного предшественника, принятого еще в 1991 г., однако успешность его внедрения будет зависеть не от того, насколько безупречно прописаны те или иные его положения, а от того, насколько добросовестно их будут соблюдать конкретные исполнители на местах, т. е. живые люди, занимающие в системе Министерства социальной политики должности специалистов, главных специалистов, заместителей начальников и начальников отделов районных центров занятости.
Преступление, о котором пойдет речь, было совершено в пору действия прежней версии названного выше закона, однако следует серьезно задуматься над тем, есть ли гарантии, что апробированная мошенниками схема не найдет своего применения и в новую эпоху.
Кому положено пособие по безработице?
Совсем недавно Апелляционный суд Киевской области своим определением оставил в силе приговор Володарского районного суда, которым за хищение бюджетных средств государства на сумму 140 тыс. грн к различным мерам наказания были приговорены 10 человек. Но это еще не конец истории. Пока шла апелляция, а главный подсудимый находился в следственном изоляторе, выяснилось, что аналогичное преступление он организовал в соседнем Тетиевском районе, где в данное время слушается очень похожее по содержанию дело. Поскольку в Едином государственном реестре судебных решений он фигурирует под кодовым именем Лицо-3, для удобства будем называть его вымышленной фамилией Третяченко.
Однажды наш 45-летний герой, находясь в ресторане «Рось» поселка городского типа Володарка, познакомился с 25-летней, не обремененной ни семьей, ни работой девушкой и пообещал ей свою помощь в трудоустройстве. Только заключалась она не в том, чтобы найти работу, а в том, чтобы встать на учет в районном центре занятости и там в течение года за здорово живешь получать пусть не очень большое, но и не очень маленькое по меркам провинции пособие по безработице.
Напомним, что согласно законам Украины «О занятости населения» и «Об обязательном государственном страховании на случай безработицы» право на такое пособие (материальное обеспечение) имеют не все безработные, а только те, которые являются застрахованными лицами и имеют свидетельство установленной формы.
В преддверии холодов перед автомобилистами возникает несколько вопросов: как выбрать подходящие шины, на что обращать внимание при выборе, и как хранить летнюю резину. Учитывая переменчивую погоду, пока что далеко не все переобули свои автомобили и выбрали зимнюю резину (Padangos). Поэтому вкратце о главном. Покупая зимнюю резину, всегда нужно помнить о тонкостях ее выбора, которые могут сыграть важную роль при эксплуатации. Остановимся лишь на самых главных…
Все, что нужно знать о шинах + как выбрать зимнюю резину и хранить летнюю резину
Кроме того, нужно, чтобы претендент на пособие в течение предшествующего года как минимум 6 месяцев работал по контракту, т. е. получал легальную зарплату, из которой удерживались все положенные по закону налоги и сборы, в т. ч. и на пополнение Фонда общеобязательного государственного страхования Украины на случай безработицы, который находится в ведении Министерства социальной политики Украины.
По большому счету, это вполне логично: пока человек работает, он своими трудовыми копейками пополняет казну, а когда с ним случается беда в виде потери работы, казна позволяет ему некоторое время удержаться на плаву в поисках новой подходящей работы.
В одном из лучших случаев безработный в течение 360 дней будет получать 70% той зарплаты, которую он получал на работе, однако на практике сумма пособия зависит от множества факторов. Например, от величины страхового стажа (кто проработал 10 лет, будет получать больше, чем тот, кто 2 года) и от причины увольнения (кто потерял работу в связи с сокращением штата, получит больше, чем тот, кого выгнали за систематические нарушения дисциплины).
Любители легкого заработка
В любом случае рассчитывать на помощь государства по безработице может лишь тот, кто платил ему налоги. К сожалению, этим наша молодая героиня похвастаться не могла. Поэтому Третяченко предложил ей свои услуги, которые заключались в следующем. Он изготовил ей справку о том, что она 5 лет работала изолировщиком на несуществующем предприятии ООО «Строительная компания «Сфера», где в течение 6 последних месяцев получала очень приличную как для изолировщика зарплату. Кроме того, запись об этом он внес в ее трудовую книжку и заверил оттиском мокрой печати.
С багажом этих и некоторых других документов девушка пошла в Володарский районный центр занятости, который одновременно является рабочим органом исполнительной дирекции Фонда общеобязательного государственного страхования Украины на случай безработицы. Там она встала на учет, обрела статус безработного, затем в местном отделении банка N оформила пластиковую карточку, чтобы с ее помощью регулярно получать пособие по безработице, на которое не имела никакого права.
Но это была только первая часть преступного договора с Третяченко. Вторая состояла в том, что полученную карточку вместе с ее секретным кодом она передала ему с тем, чтобы он сам снимал с банкомата ее деньги, а затем выдавал ей на руки 500 грн ежемесячно. Как потом подсчитали следователи, всего на имя девушки государство в течение года перечислило 24 тыс. грн, из которых она получила на руки всего 6 тыс., а остальные достались организатору преступления.
И таких, как эта девушка, по делу проходило 9 человек, а общая сумма средств, которыми они завладели в сговоре с главным подсудимым, составляла, как уже говорилось, 140 тыс. грн. Следователи Володарского районного отдела внутренних дел установили, что своих соучастников Третяченко в основном подыскивал в упомянутом ресторане «Рось» – там завязывал знакомства, назначал встречи, передавал деньги и наставлял подыскивать новых пособников. Сделать это было несложно, поскольку в этом депрессивном районе люди не избалованы обилием высокооплачиваемой работы, а потому легко соблазнялись хоть и мелким, но легким заработком. Следует отметить, что в основном это были молодые женщины.
Всем фигурантам было предъявлено обвинение по ст. 358 (подделка документов) и ст. 190 (мошенничество) Уголовного кодекса Украины. Третяченко получил 5 лет лишения свободы, остальные – по 3 года ограничения свободы с отсрочкой исполнения наказания с испытательным сроком 2 года. Этот приговор вступил в законную силу, однако вопросы остались. Например, как могли сотрудники районного центра занятости принять поддельные документы за чистую монету?
Из текста приговора следует, что преступники были разоблачены после анонимного звонка, поступившего заместителю директора центра. Его специалисты стали в телефонном режиме проверять наличие указанных в справках предприятий, установили, что их не существует в природе, и сообщили о результатах своей проверки в прокуратуру.
Если это действительно так, возникает другой вопрос: куда в течение года смотрели все контрольные, надзорные и правоохранительные органы? Напомним, что сразу же после завершения володарского процесса было установлено, что аналогичную аферу Третяченко провернул и в Тетиеве. И можно только представить, сколько подобных махинаций провернули такие, как он, по всей стране.
У афериста были покровители?
Почему же работники центра не проверяли претендентов на получение страховки сразу? Как оказалось, для этого не обязательно иметь на вооружении информационные базы всевозможных «единых реестров», работающих в режиме он-лайн – достаточно поднять трубку телефона и набрать номер, указанный на бланке предоставленной претендентом справки. Новая версия закона «О занятости населения» им такое право предоставляет: в п. 18 ч. 2 ст. 22 сказано, что центры занятости проводят расследования обоснованности выплат путем сверки данных, указанных в документах претендента (страхователя) с базой данных Пенсионного фонда Украины и налоговых органов, а в случае необходимости – путем проведения плановых и внеплановых проверок страхователей.
Замечательно звучит, не правда ли? Но разве хуже звучало в прежней версии закона? Почитаем п. 1 его ст. 19: «Государственная служба занятости в порядке, определенном законодательством, осуществляет проверку достоверности предоставленных лицом данных, которые являются основанием для предоставления статуса безработного, выплаты материального обеспечения на случай безработицы». Нашли разницу? Правильно!
В старом законе не упомянуты базы данных Пенсионного фонда и налоговой службы. Только не спешите делать выводы, а обратите внимание на слова «в порядке, определенном законодательством». Они подразумевают наличие Порядка расследования страховых случаев и обоснованности выплаты материального обеспечения безработным. Этот Порядок был утвержден еще 13 февраля 2009 г. совместными приказами трех ведомств: Министерства труда и социальной политики, Государственной налоговой администрации и Пенсионного фонда Украины. А в нем уже упомянуты и базы данных, и электронные реестры, и прочие плоды достижений современной науки и техники.
Так что причины, способствовавшие совершению этого преступления, кроются вовсе не в несовершенстве законодательства. В ходе суда и следствия оперативники высказывали предположения о том, что Третяченко действовал не один. Он не мог проделать все это сам, без высокопоставленных сообщников, хорошо знавших систему работы службы занятости изнутри. Не иначе, как они его тщательно инструктировали, а он делился с ними похищенными деньгами. Впрочем, эти предположения так и остались предположениями, а из должностных лиц никто не был привлечен к уголовной ответственности не то что за злоупотребление служебным положением, но даже за преступную халатность.
Тем не менее, володарский процесс поразительно совпал по времени с арестами, произведенными Генеральной прокуратурой Украины среди высшего руководства Государственного центра занятости. Напомним, что, по сообщению пресс-службы последней, тогда в числе прочих по подозрению в получении взятки был привлечен к уголовной ответственности ее директор.
Будем надеяться, что после того, как Президент Украины назначил нового министра социальной политики, подобным аферам будет поставлен надежный заслон.
Автор: Юрий Котнюк, Судебно-Юридическая газета
Tweet