Вся правда о паспортном расходе топлива
Тема расхода одна из самых часто обсуждаемых среди автомобилистов. В особенности это касается паспортного и реального расхода топлива. Многие автомобилисты считают паспортный расход мифической величиной, полученной при идеальных и чуть ли не лабораторных условиях. Отчасти так и есть, но в целом это вполне объективная величина. Другое дело, как ее получают.
На написание этого материала нас натолкнула дискуссия, порожденная статьей о самых неэкономных бюджетных автомобилях. Хотя не секрет, что действительно паспортные растраты топлива зачастую отличаются от реального расхода. Причем значительно. На злобу дня – недавно произошедший конфуз с Hyundai и Kia, которых уличили в занижении расхода топлива у 13 моделей.
Как измеряют производители
Многие автомобилисты считают паспортный расход мифической величиной, полученной при идеальных и чуть ли не лабораторных условиях. Отчасти так и есть, но в целом это вполне объективная величина. Другое дело, как ее получают.
Существует несколько методик измерения расхода топлива
Существует несколько методик измерения расхода топлива. Так, например, в Европе это ездовой цикл (NEDC), в Америке – стандарт FTP 75, а в Японии – JC08. Все они довольно схожи, но, подобно методикам проведения краш-тестов, имеют определенные отличия в деталях проведения замеров. В итоге приводит к разнице в расходе топлива одних и тех же машин, опробованных в разных странах.
Каждая из методик включает массу нюансов, прописанных в директивах. Если рассказывать о каждом из подпунктов, проще будет выдать энциклопедию на 20 томов. Но вкратце можно рассказать о каждой из методик.
NEDC (New European Driving Cycle). Испытания проводятся не в реальных условиях, а на беговых барабанах! Вспоминаем о лабораторных условиях…
Европейская методика допускает проведение замеров на стенде
Что еще важно, фары, аудиосистема и кондиционер при проведении испытаний не включены. Говоря проще, отключается все, что может потреблять дополнительную энергию и повышать расход. Допускается и проведение реальных испытаний на дороге, но по понятным причинам автопроизводители редко это делают – в идеальных условиях можно добиться более приятных глазу покупателей цифр.
Конечно же, они будут находиться в состоянии вечного конфликта и военных действий, последствий которых не придется долго ждать – опять залили соседей. Чтобы избежать таких неприятностей, следует менять сантехнику только с согласия наймодателя и его силами, но за ваш счет. Это означает, что все слесарно-ремонтные и сантехнические работы должны выполняться по вашей письменной заявке мастерами обслуживающего вас ЖЭК. Иначе приготовьтесь раскошелиться – сначала на сантехника со стороны, а затем на ликвидацию последствий его работы. Закон в такой ситуации против вас – это самовольная установка сантехники.
В основе европейской методики – городской цикл ECE R15 и загородный EUDC. Городской цикл предусматривает три разгона с паузами (до 18, 32 и 50 км/ч). Загородный цикл – преимущественно плавное движение на 70 км/ч, а также плавный разгон до 100 и 120 км/ч. Важно учитывать и тот факт, что ни один из разгонов для измерения расхода не является реальным. Имеется в виду интенсивность набора скорости. Так, для достижения «городских» 50 км/ч отведено 25 секунд! За это время могут набрать 100 км/ч даже очень древние автомобили времен Второй Мировой.
Американская методика определения расхода более «реалистична», нежели европейская
Также важно отметить, что суммарная дистанция для городского цикла составляет чуть больше 4-х километров, которые автомобиль должен преодолеть на стенде за 13 минут. Следовательно, средняя скорость должна составлять порядка 19 км/ч в городе. Что касается смешанного цикла, его получают путем деления расхода в городе и на трассе.
На все про все – 11 километров и почти 20 минут времени. Средняя скорость – 33,6 км/ч.
FTP 75 (Federal Test Procedure). Американская методика определения расхода более «реалистична», нежели европейская. Достаточно знать, что при проведении замеров американцы обязательно включают кондиционер, а отведенное время для набора той или иной скорости меньше, чем при проведении аналогичных исследований по евро-методике.
Японская методика представляет собой вождение в интенсивном городском режиме
Американская методика предусматривает три фазы проведения теста (холодный старт, переходная фаза, горячий старт). Холодный старт предполагает движение по городу со скоростью до 56 км/ч, потом небольшая «передышка» и разгон до 90 км/ч, после этого – снижение до 60 км/ч. На все про все – 8 с небольшим минут. Переходная фаза длится чуть больше 14 минут со скоростью не более 56 км/ч. Завершающий этап – горячий старт, предполагающий аналогичную «холодному старту» методику определения расхода, только уже с теплым двигателем.
На все про все – 31 минута, дистанция – почти 18 километров. Средняя скорость – 34,1 км/ч.
JC08. Японская методика представляет собой вождение в интенсивном городском режиме и, подобно американской технологии определения расхода, включает в себя период холостого хода и часто меняющиеся ускорение и замедление. Тестирование проводится в два этапа: "холодный" старт и "горячий" старт. По этой методе японцы проверяют экономичность недавно – с 2011 года. Ранее же в основном использовалась методика 10-15. Их сравнительные характеристики можно увидеть в таблице:
По мнению японцев, в отличие от методики «10-15», новый режим измерения расхода топлива позволяет производить замеры при естественной схеме изменения скоростного режима автомобиля и учитывает затраченное на прогрев мотора топливо.
По сравнению с европейской и американской методиками японцы моделируют самое неспешное вождение, поскольку на дистанции в 8 километров средняя скорость составляет почти 25 км/ч.
Как у остальных
Производители должны учитывать методику определения расхода той страны, где они продают авто
Помимо вышеуказанных методик определения расхода топлива своими способами измеряют экономичность в Австралии, Китае и даже Корее. Но есть важный момент, которым пренебрегли корейцы, за что и поплатились. Любая компания должна учитывать методику определения расхода той страны, где реализует свои автомобили. Этим и воспользовались американцы, проверив на экономичность 11 моделей южнокорейских марок.
Выяснилось, что у моделей Kia и Hyundai, согласно американской методике, перерасход топлива по сравнению с заявленными показателями колеблется в диапазоне от 0,4 до 1,7 литров на «сотню». Такую разницу корейцы назвали недоразумением, связанным с внутризаводскими способами определения расхода топлива. Результат – компания выплатит компенсацию исходя из разницы между заявленным и реальным расходом, плюс 15% за неудобства. Если учитывать количество автомобилей, проданных в США, а это около 900 000, то сумма выплат получается внушительная.
Как ни странно, довольно объективным является заявленный российскими автопроизводителями расход топлива. В большинстве случаев он отличается в большую сторону на 7-9 процентов, что весьма неплохо. Впрочем, весьма объективны и показатели расхода топлива у автомобилей, выпускающихся в Украине. По расчетам АвтоПортала, погрешность редко превышает 10%. Порою – меньше 5%.
Нужно вспомнить и о китайцах. Здесь вообще все шито-крыто. Почти все автопроизводители из Поднебесной указывают расход при 90 и 120 километрах в час. Все. Ни городского, ни смешанного цикла они зачастую не указывают… Хотя есть исключения. Но опять же, непонятно, откуда берутся цифры.
Кто честнее
Если вооружиться калькулятором и посчитать отведенное для тестов время, среднюю скорость и дистанцию, а также учесть условия проведения, картина получается следующая.
На первом месте по объективности определения расхода топлива – американцы. Второе место у японцев. Замыкают тройку авторы европейской методики, которая, к сожалению, уж очень идеализирована.
Тем не менее, все это не означает, что в реальных условиях нельзя добиться паспортного расхода топлива. Есть масса факторов, влияющих на расход топлива в ту или иную сторону. Но если знать определенные хитрости экономичного вождения, о которых рассказывал АвтоПортал, можно добиться показателей, которые лучше заявленных производителем. Другое дело, что для этого понадобится как минимум качественное топливо, с чем в Украине есть определенные проблемы…
Вывод
Если вы хотите четко понимать, сколько будет потреблять рассматриваемый вами автомобиль, руководствуйтесь следующим принципом подсчета реального расхода. Выбирая европейский автомобиль, прибавляйте к заявленному расходу порядка 15-20 процентов. Покупая японский – 10-15 процентов. В случае же с американскими машинами, приплюсуйте 5-10 процентов. Если говорить об автомобилях из остальных стран, мы бы рекомендовали добавлять к заводским данным 10%. В большинстве случаев такая «прибавка» позволит максимально четко понимать, сколько реально будет расходовать автомобиль.
P.S. Результаты исследования британского журнала WHATCAR?, который сравнил заявленный и реальный расход топлива разных автомобилей
Автор: Алексей Черняк-Самойленко, АвтоПортал
Tweet