Страну «зачистят» от финансовых «пирамид», мошенников и кредитных афер

По самым скромным подсчетам, в прошлом году украинцы отдали аферистам около $400 млн, а число организаций, имеющих все признаки пирамид, давно перевалило за сотню.  За создание финансовых пирамид «предприимчивым бизнесменам» грозят уголовной ответственностью.

 Особо крупных, системных мошенников обещают отправлять в тюрьму на восемь лет с конфискацией имущества. Эксперты уверяют, что эти меры оправданы, количество жертв финансовых пирамид постоянно растет. По самым скромным подсчетам, в прошлом году украинцы отдали аферистам около $400 млн, а число организаций, имеющих все признаки пирамид, давно перевалило за сотню.

Нацкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг обнародовала проект закона о запрете финансовых пирамид. Это второй документ против «пирамидных аферистов» подготовленный зимой. В конце декабря законопроект с похожим названием внес в Верховную Раду экс-министр экономики Сергей Терехин.

Обе законодательные инициативы предлагают установить за создание пирамид похожие санкции. На первый раз организатору грозит ограничение свободы сроком до трех лет или же штраф (1,7—3,4 тыс. грн по версии Нацкомфинуслуг и 850 грн — в разработке Терехина). Повторную попытку построить пирамиду накажут ограничением или лишением свободы на пять лет (в проекте Терехина эту санкцию можно заменить штрафом от 850 до 1,7 тыс. грн). За мошенничество в особо крупных размерах срок тюремного заключения увеличат до восьми лет (без вариантов с уплатой штрафа).

Кроме штрафов и санкций, каждый из законопроектов по-своему определяет понятие и признаки финансовой пирамиды. В Нацкомфинуслуг считают, что это «любые операции с финансовыми активами, которые осуществляются с целью приобретения или возможности приобретения выгоды для себя или других лиц за счет перераспределения активов других лиц».

По версии Терехина, это «метод привлечения и использования средств вкладчика, по которому возврат этих средств или выплата доходов по ним обеспечиваются за счет источников, не связанных с распределением чистых активов». Обе формулировки весьма туманны, полагают аналитики и прогнозируют, что ни один, ни второй документ в случае принятия и вступления в силу особой эффективности не покажет.

По словам директора Украинского аналитического центра Александра Охрименко, финансовые пирамиды по своей сути представляют самый динамичный инструмент мошенничества. «Загнать их в рамки конкретной правовой формулировки очень сложно, — отмечает эксперт. — Из всех аферистов, пожалуй, только организатор МММ Сергей Мавроди с каждого столба открыто заявляет, что его структура носит пирамидальный характер.

Все остальные мошенники прячутся под вывесками кредитных союзов, общественных организаций, объединений покупок в группах, а то и вовсе благотворительных фондов. Человек понимает, что стал самой последней ступенькой пирамиды, далеко не сразу. Самое интересное, что иногда этого не понимают даже правоохранительные органы и суды, которые выносят решение по искам жертв аферистов».

В США с финансовыми пирамидами борются больше ста лет, рассказывает Охрименко, и законодательная база там не сравнима с нашими робкими попытками запретить такие структуры. «Что значит для организатора крупной финансовой пирамиды штраф в несколько тысяч гривен? — удивляется Охрименко. — Человек откупится от ответственности, выйдет из суда и за углом откроет новый офис по покупкам в группах или кредитный союз».

«Эти законопроекты в большей мере направлены на то, чтобы урегулировать недопустимость создания структур типа МММ, когда вообще отсутствует какое бы то ни было юридическое лицо, — дополняет глава правления объединения «Программа защиты вкладов» Иван Вишневский. — Между тем среди пирамид сегодня встречаются самые разные организационные формы. Прописать их все в законе практически невозможно».

Вишневский отметил, что главной проблемой для Украины сегодня является вовсе не создание финансовых пирамид. Гораздо более актуальный вопрос — эффективность работы правоохранительных органов. «Очень часто возникают ситуации, когда милиция могла привлечь к ответственности настоящего афериста, однако по каким-то причинам эта возможность была упущена, — вспоминает Вишневский. — В органах такие пробелы в работе объясняют тем, что для финансовых пирамид нет конкретного законодательного запрета. Но дело не в запрете, было бы желание.

Такие структуры можно привлечь по статье о неуплате налогов, о заключении мнимых договоров, о получении доходов без предоставления реальных услуг или товара. Даже в рамках действующего законодательства у правоохранителей есть достаточно большой инструментарий, которым никто, к сожалению, не пользуется. Поэтому новый закон или запрет мало что изменит».

И все же в конечном итоге эксперт резюмирует: лучше так, чем никак. Дело в том, что необходимость урегулировать стихийное появление «пирамидных аферистов» уже давно перешла из разряда первоочередных в списки неотложных. По наблюдениям координатора фонда обманутых граждан «Взаимопомощь» Игоря Степанова, в прошлом году количество жертв финансовых пирамид в стране существенно возросло.

«К нам на прием иногда приходили от 60 до 100 человек за день, — рассказывает Степанов. — Интересно, что в основном пострадавшие сами характеризуют обманщика как пирамиду, но осознание приходит, как говорится, задним числом. В этом году проблема имеет тенденции к росту. Банковская система до сих пор находится в ступоре, работает сама на себя и внутри себя, не занимаясь кредитованием населения. Поэтому клиентов кредитных и псевдокредитных союзов будет все больше, а значит — вырастет привлекательность обманного бизнеса».

Закон о запрете финансовых пирамид нужно принимать обязательно — считает Степанов. Достаточно прописать в нем не конкретную формулировку, а ряд признаков, по которым можно определить сомнительную схему. Подобные характеристики есть в европейских законах, и кроме того, свои наблюдения имеются у наших экспертов финансового рынка. «Это такая сфера правового регулирования, которая должна быть постоянно открытой, ведь в нее все время придется вносить изм

енения и дополнения», — полагает Степанов. Кстати, с этой позиции из двух предложенных на сегодня законопроектов лучше выглядит разработанный Терехиным документ. В нем депутат оставляет возможность Национальному банку, Нацкомфинуслуг и Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку «расширять и сужать содержание термина финансовая пирамида» в своих нормативных актах, то есть контроль объективно может стать намного жестче.

Рейтинг афер

По приблизительным данным, только в прошлом году украинцы из-за участия в финансовых пирамидах обеднели на $350—400 млн. Достоверно ущерб оценить невозможно, многие не заявляют об убытках, говорят в Федерации по защите прав потребителей финансовых услуг. Сами эксперты судят по интенсивности рекламы таких афер.

К примеру, в рейтинге самых популярных поисковых запросов прошлого года по версии Google, запрос «МММ-2011» попал в десятку событий года. Причем именно МММ, согласно всем экспертным оценкам, считается самой масштабной аферой на территории Украины. Второй по величине мошеннической организацией называют Kings Capital, а следом по списку идет строительная пирамида «Элита-Центр».

Автор: Алина Полищук, Известия-Украина

You may also like...