Кухня кухни. Стоит ли ссориться с официантом?

Многие позволяют себе относиться к ним пренебрежительно. Некоторые хамят. Но когда жизнь сводит клиента и официанта, еще неизвестно, кто из них главней. Правда ли, что официанты плюют вам в еду? Кто после кого доедает, официанты после гостей или гости после официантов? Стоит ли оставлять на чай? Сколько зарабатывает официант?

Чтоб ответить на эти вопросы, наш корреспондент специально проработал официантом несколько месяцев.

Официант очень популярная на сегодняшний день работа среди молодежи. И это неудивительно, большое количество развлекательных заведений и возможность получать доход без опыта работы тому способствуют. Но стоит помнить, что официантов, конечно, много, а вот хороших – в разы меньше.

Эта профессия требует большой физической и эмоциональной нагрузки, официант должен быть актером, дипломатом, психологом, поваром, очень разносторонней личностью. И с этими задачами далеко не все могут справиться. Ну и легковесная молодость, конечно, накладывает на нее свой отпечаток…

Из собственного опыта расскажу вам немного правды из закулисной жизни ресторана средней ценовой категории.

Бесплатный сыр…

В довольно крупной украино-российской сети ресторанов на постоянной основе действует акция, по условиям которой, при покупке определенного блюда, вы получаете бесплатно пол литра итальянского белого или красного вина. Слово «халява» действует на гостей гипнотически. Конечно, целая бутылка вина, да еще и итальянского, бесплатно, что может быть выгоднее. А на самом деле это не итальянское вино, не французское, не украинское и, возможно, даже вообще не вино. Его можно увидеть в супермаркетах на самой нижней полочке в картонных упаковках. Как говориться, «…только в мышеловках».

Я, ты, он, она….

Я лично, теперь стараюсь кушать только дома. Потому что по опыту знаю, когда вам приносят заказанное блюдо, вероятность того, что с вашей тарелки уже ели очень высока. Особенно это касается блюд с мелкими ингредиентами, например, салатов. При их приготовлении вам уже не доложили минимум двадцать процентов веса, потом повар его обязательно попробует и обязательно руками. Далее ваша еда попадает на раздачу, где ждет всегда занятого официанта.

За это время мимо пройдет десяток других официантов, поваров, администраторов, менеджеров и прочих сотрудников которые, почти все, захотят узнать соответствует ли ваш салат заявленным вкусовым качествам, и также руками: схватят по оливочке, помидорчику или еще чему-нибудь, – на что глаз упал. Итак, осталась половина салата, но есть еще ваш официант, который просто не может подать блюдо, не попробовав его. Помните, вы всегда переплачиваете за вес блюда.

Деньги, деньги…

Чаевые – это основной заработок официанта. В некоторых заведениях – даже единственный. То есть, порой, собственник вообще не платит официанту ставку или процент, – тот получает только чаевые.

Бывает и по-другому, когда зарплата официанта складывается из минимального оклада, процента от продаж и чаевых, но а таком случае, зачастую, чаевые приходиться делить с остальным персоналом.

Стоит ли вам их оставлять?

Всегда лучше оставить на чай, особенно в том случае если вам по каким-то определенным причинам приходиться кушать в одном и том же месте. Официанты имеют свое так называемое «сарафанное радио», и если вы пару раз к ряду не оставили чаевые, на третий раз хорошего обслуживания не ждите. Вы уже получили кодовое имя «жлоб» и желающих вас обслужить будет, мягко говоря, мало. Кодовых имен у гостей достаточно много, например, « два эспресо», «блин», «банкир», «дедуля», «мамаша», вариантов масса. Как вы понимаете, они формируются из наблюдения за вами, из ваших привычек, разговоров, заказов и всего что может вас описать.

Что б тебе…

Если вы верите в материализацию слов, то лучше не вступать в конфликт с официантами и другим персоналом. Они будут лицемерно улыбаться, извиняться, и просить прощения (если конечно не нагрубят), но, отойдя от вас на пять шагов, вспомнят и поделятся с коллегами всеми нехорошими словами, которые им запрещали говорить в детстве, а то и пожелают чего-нибудь в ваш адрес.

Пока я не попал на кухню, много слышал о том, что официант может тайно плюнуть в тарелку нахальному клиенту или еще что-то в этом роде. Да, это правда. Не система, но за мой короткий официантский опыт я с этим сталкивался. И одно яркое воспоминание из этой серии – кальянщик написял в кальян слишком требовательной, подвыпившей компании. На удивление, как раз на этот табак никто не жаловался. Как минимум моральное удовлетворение кальянщик получил… Лучше не испытывать официантов на стрессоустойчивость.

Если вам что-то не нравиться в заведении лучше обезопасить себя и просто уйти оттуда. Благо сейчас выбор мест, где можно покушать огромен. Если гости будут уходить недовольными, это повлечет за собой антирекламу и заведению придется, либо закрыться, либо что-то у себя менять.

Золотой рудник для не золотой молодежи

Средний заработок официанта в Киеве около пяти тысяч гривен, в регионах в разы меньше, – все зависит от уровня заведения и самого официанта. Иногда эта цифра доходит до десяти тысяч гривен. Но эти деньги даются не так просто. Двенадцатичасовой рабочий день, постоянные стрессы, давление со стороны начальства и гостей…

Не стоит забывать, что официанты тоже люди и как и в любой другой профессии они могут быть хорошими, плохими, грубиянами, лицемерами, милашками, душками или просто никакими. Относитесь к людям, так как хотите, чтобы они относились к вам. Это золотое правило жизни, которое не лишним будет применить и в этом случае.

Автор: Дмитрий Подносов,  «ОстроВ»

You may also like...