Расплата. За попытку ограничить импорт автомобилей в Украину «отгребут» другие отрасли экономики

Спустя три месяца после введения Украиной спецпошлин на импорт автомобилей страны ВТО начали применять ответные меры. То, что еще недавно считалось маловероятным, может стоить украинской экономике более $350 млн. в год

Украина вынуждена идти на уступки членам Всемирной торговой организации из-за попыток защитить своих товаропроизводителей. В частности, 11 июля на заседании Совета по торговле ВТО в Женеве, странам, которые высказали претензии по поводу введения спецпошлин на импорт автомобилей в Украину, было предложено выработать механизм компенсации возможных потерь от этой защитной меры.

Напомним, с 14 апреля 2013 года наша страна установила дополнительные пошлины на импорт новых легковых авто объемом бензинового двигателя 1-1,5 л в размере 6,46% и 1,5-2,2 л — 12,95%. Тогда свою обеспокоенность этим решением, принятым без консультаций с заинтересованными странами, выявили Турция, ЕС, США, Россия и Южная Корея. Но желание договориться возникло у представителей Минэкономразвития только после того, как Турция и Россия стали предпринимать ответные меры.

В результате защита отечественного автопрома обойдется нашей стране от нескольких десятков до сотен миллионов долларов ежегодно. Каким будет украинский механизм компенсаций — в денежных выплатах или снижении пошлин — в Минэкономразвития пока ответить «Инвестгазете» не смогли. Равно как и предположить, когда он может быть введен.

Беспрецедентный случай

С 12 июля Турция обложила дополнительной 23%-ной пошлиной ввоз грецких орехов из Украины. Свое решение Анкара мотивировала ст. 8.2. Соглашения о защитных мерах (Safeguards Agreement), которая разрешает вводить компенсационные пошлины, если стороны не смогли договориться. По информации Bloomberg BNA, это первый случай применения данной статьи в истории ВТО. Турецкая сторона уточняет, что импорт украинских орехов в 2012 году составил $26,7 млн., а суммарные пошлины — $6,1 млн., что полностью соответствует сумме потерь при импорте турецких автомобилей, который в прошлом году составил $55 млн.

Ни украинско-турецкие консультации, ни обсуждение этого вопроса на заседании в ВТО не смогли заставить Анкару отказаться от своего решения. 9 июля о своих претензиях заявила и Россия. Москва оценила ущерб в $36,1 млн. ежегодно, исходя из объема импорта российских авто в Украину в 2012 году на общую сумму $327,6 млн.

Компенсировать эти потери северный сосед также намерен путем взимания дополнительных пошлин. В частности, 0,1 евро за килограмм украинского шоколада пополнят ежегодные поступления в российский бюджет на $13,4 млн. Также Москва планирует ввести 15%-ную пошлину на ввоз листового стекла, что даст еще $3,1 млн. Но больше всего от заградительных мер Москвы пострадают украинские экспортеры угля, для которых пошлина в 54% означает потери минимум $19,5 млн. ежегодно.

Введение этих санкций может быть отложено, так как Россия должна согласовать их с Казахстаном и Беларусью. Но если это случится, все страны Таможенного союза применят те же защитные меры против Украины.

По оценке Валерия Пятницкого, правительственного уполномоченного по вопросам евроинтеграции, если заявление Турции о возможности введения ответных мер и предварительные консультации выглядели как приглашение к диалогу, то действия России — как давление для достижения желаемого результата.

Для усиления эффекта глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко в начале июля публично заявил о низком качестве украинского шоколада, назвав главного подозреваемого — компанию Roshen. При этом, согласно заявлению компании, никаких официальных претензий в ее адрес не поступало. Чем могут обернуться подобные подозрения, хорошо помнят украинские сыровары и молочники.

А на прошлой неделе российский премьер Дмитрий Медведев объявил, что РФ не будет продлевать во втором полугодии квоты на беспошлинную поставку украинских труб. Поставка труб свыше квот облагаются антидемпинговыми пошлинами от 18,9 до 37,8%, которые действуют до ноября 2015 года. И это в то время, когда Комиссия по международной торговле США (ITC) до 16 августа должна принять решение о возможном введении антидемпинговых пошлин на поставки труб из Украины и еще восьми стран.

Правительственный уполномоченный Украины по вопросам сотрудничества с РФ, СНГ, ЕврАзЭС и другими региональными объединениями Валерий Мунтиян считает, что пока бить тревогу рано. По его словам, даже если намерения России превратятся в конкретные решения, что пока маловероятно, их обязательно будут обсуждать с украинской стороной.

Ведь у нас подписан меморандум в сфере торговых отношений с Евразийской экономической комиссией. Тем более что в ответ на российские таможенные инициативы Минэкономразвития сообщило о готовности Украины «найти взаимную договоренность», которая может предусматривать компенсацию, чтобы уменьшить негативное влияние на международную торговлю. Но все равно в министерстве настаивают на правомерности спецпошлин на ввоз автомобилей.

По мнению Олега Назаренко, директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров, именно угроза финансовых потерь (пока на $42,4 млн.) заставила украинские власти искать компромисс. Ведь примеру Турции и РФ готовы последовать и другие страны.

По словам Андрея Гончарука, главы Госкомиссии по вопросам сотрудничества с ВТО, Япония, Южная Корея, ЕС и США и другие члены ВТО, которые обращались к украинской стороне с просьбой провести многосторонние консультации в Женеве, подтвердили, что они обязательно воспользуются правом на внедрение мер возмещения. Ответные меры могут быть введены в отношении сельхозпродукции и продтоваров, а также продукции отраслей, получающих господдержку. Только со стороны ЕС это может обойтись Украине в $320 млн. ежегодно.

Коллективный удар

На заседании Совета по торговле товарами ВТО рассматривались претензии к Украине не только касательно автопошлин. Например, ЕС и США недовольны введением Украиной квоты на импорт коксующегося угля. Кроме того, иностранные дипломаты считают агрессивным поведение Украины, которая наложила вето на вступление в ВТО Йемена, оспаривает австралийский закон об ограничениях в рекламе табака и подрывает систему ВТО, требуя далеко идущего пересмотра своих обязательств, взятых при вступлении в эту организацию.

Напомним, в сентябре 2012 года Украина подала заявку на пересмотр своих тарифных обязательств по 371 товарной позиции. Речь идет о повышении импортных пошлин на следующие товары: мясная продукция, колбасы и субпродукты; цветы, овощи и фрукты; бытовая техника, сельхозмашины, автомобили и мебель. Это вызвало резкую критику со стороны многих членов ВТО. В частности, с призывом отозвать эту заявку к Киеву обратились сразу 23 делегации. Среди недовольных оказались ЕС и США, страны ASEAN, Австралия, Канада, Китай и Гонконг, Япония, Мексика, Турция и другие.

Просьбы премьер-министра Николая Азарова проявить понимание и не предпринимать никаких ответных мер, так как пересмотр таможенных пошлин по 371 позиции — это всего 3% товаров из 11,6 тыс. позиций в таможенном тарифе, остались без ответа.

Зато Европа и США своими действиями ясно дали понять, что будут защищать своих производителей в условиях, когда прогнозы развития мировой экономики только ухудшаются. Напомним, в июле МВФ опять снизил прогноз роста мирового ВВП до 3,1% в 2013 году и до 3,8% — в 2014-м.

Представительство ЕС в Украине весной нынешнего года прямо объявило, что «будет в интересах всех членов ВТО, чтобы Украина отозвала свою заявку». Так как ст. 28 Генерального соглашения о тарифах и торговле, которой воспользовалась Украина, не предназначена для пересмотра такой большой части обязательств.

В посольстве США в Украине добавили, что такой пересмотр может привести к беспрецедентному напряжению для международной торговой системы. В особенности, если другие страны-члены ВТО пойдут по пути Украины и попытаются передоговориться об условиях их вступления в организацию.

Тот факт, что ЕС пока не планирует применение ответных санкций к Украине, еще ничего не значит. Прямое тому доказательство — подача Евросоюзом иска в суд ВТО против России по поводу утилизационного сбора на автомобили, введенного в прошлом году. И это при том, что в Думу уже внесен законопроект, который уравнивает в обязанности платить такой сбор как импортеров, так и российских производителей.

Украина, не долго думая, 4 июля приняла закон об утилизационном сборе, который копирует первоначальный российский закон, нормы которого вызвали недовольство европейских автопроизводителей.

Партнер юрфирмы AstapovLawyers Олег Мальский считает, что выплата компенсаций Украиной в обмен на повышение пошлин, которое украинские власти считают законным, выглядит странной. «Фактически ВТО не предусматривает компенсации денежными средствами», — говорит юрист. По правилам ВТО нарушение либо может быть устранено, либо другие страны могут поднять свои тарифы, чтобы компенсировать потери. Давно существуют правила расчета таких потерь и их компенсации (так как это сделали Турция и Россия).

«Таким образом, другие страны-члены ВТО стоят перед выбором: либо искать причины, как самим отреагировать, несмотря на то что это неправильно, вводить эти санкции и защищать свои права и компенсировать убытки, либо смириться с убытками и практически завоевывать рынок заново», — говорит Олег Мальский.

А пока ради защиты одной отрасли Украина фактически готова пожертвовать интересами других отраслей. «Государство должно соотносить интересы всех отраслей», — считает президент ассоциации «Укркондпром» Александр Балдынюк. По его словам, на российском кондитерском рынке существует жесткая конкуренция, и даже при незначительном повышении цен украинские производители не смогут ее выдержать. Поэтому, по мнению экспертов, с точки зрения экономической эффективности в целом наилучшим поведением украинских властей было бы признать несоответствие спецпошлин и утилизационного сбора принципам ВТО и отказаться от них.

Автор: Константин Симоненко, «Инвестгазета» №28

You may also like...