Дорожная опасность в Украине

С каждым годом растет число происшествий по вине нетрезвых водителей. Именно этот фактор играет определяющую роль в огромном количестве ДТП. Эксперты считают, что люди также умирают на дороге из-за плохой видимости на пешеходных переходах и отсутствия контраварийной подготовки у водителей, плохого состояния дорог, опасных правил, дефицита алкотестов.

Самая высокая и абсолютная ценность – это сам человек.
Г. П. Выжлецов

В 1886 году был изобретен первый в мире автомобиль, и уже через 10 лет произошло первое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — наезд на пешехода, а в 1899 году в результате ДТП — погиб человек. С этого времени число ДТП постоянно увеличивается.

Статистика показывает, что число их резко возрастает в летне-осенний период — на дорогах гибнет больше людей, чем в войнах.

Ситуация на украинских дорогах остаётся крайне неудовлетворительной. На сегодняшний день более 85% дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей, нарушающих Правила дорожного движения. С каждым годом отмечается рост происшествий, происходящих по вине нетрезвых водителей. Именно этот фактор играет определяющую роль в огромном количестве дорожно-транспортных происшествий.

Эксперты считают, что люди также умирают на дороге из-за плохой видимости на пешеходных переходах и отсутствия контраварийной подготовки у водителей, плохого состояния дорог, опасных правил, дефицита алкотестов.

Сегодняшняя ситуация c дорожной безопасностью в Украине сходна с той, которую переживали страны Европы в 80-е годы. Сегодня в Голландии, Великобритании, Германии, Франции и т.д. при уровне автомобилизации 700-800 авто на 1000 человек погибает всего 4-5 человек на 100 тыс. населения. Поэтому нам не нужно что-то придумывать свое, стоит лишь внедрять проверенные подходы.

На всех основных дорогах ЕС и США транспортные потоки, движущиеся навстречу, разделены металлическими ограждениями.

В 2008-м году Рада приняла закон, по которому штрафы возросли в 5—20 раз. Сразу после ужесточения наказания статистика аварийности резко улучшилась. Повышение штрафов дало довольно ощутимый результат. Но, увы, только временный. Если в первое время украинские водители ездили образцово-показательно, а гаишники по указанию сверху принципиально не брали взято, то уже через несколько месяцев к новым расценкам все привыкли. Но временный эффект — тоже эффект. Недавно Кабмин одобрил законопроект, снова в разы ужесточающий ответственность за игнорирование правил.

Этой весной Кабмин утвердил целевую программу повышения уровня безопасности дорожного движения. Она рассчитана на 2013—2017 годы.

Программа предусматривает техническое переоснащение автодорог, а также установку автоматизированных средств контроля скорости.

В вопросе контроля за трезвостью водителей законы Украины соответствуют европейским и по процедуре освидетельствования, и по количеству допустимого содержания алкоголя в крови. Но украинцы оказались не готовы к такому прогрессу: многие водители решили, что появление допустимой нормы — это официальное разрешение выпить по «чуть-чуть» и сесть за руль.

Практически во всех странах ЕС процесс обучения водителей включает так называемую контраварийную подготовку. То есть изучают не только вождение в рамках ПДД, но и способы решить непредвиденную ситуацию.

У нас же обычно после окончания автошколы водитель умеет лишь ездить «по книжке». Но иногда, как это ни парадоксально, четкое следование ПДД может привести к аварии со смертельным исходом, а инструкторы не подсказывают, как вести себя в нестандартной ситуации. В Украине выпускник автошколы обычно получает опыт не в процессе обучения, а в первые годы вождения.

Основными проблемами, которые необходимо решать в Украине являются:

1. Низкий уровень подготовки водителей и коррупция при выдаче водительских удостоверений. Это и устарелость и неадекватность самого содержания учебной программы и методики обучения в автошколах, и тот факт, что учиться вождению и сдавать экзамен в ГАИ совершенно не обязательно из-за тотальной коррумпированности всей системы и возможности «купить права».

2. Существующее состояние дорог и слабая организация безопасности движения. Сюда относятся не только и не столько выбоины и ямы, как неадекватный дизайн дорог и устаревшие стандарты дорожного строительства, опасное устройство пешеходных переходов, ненадлежащее использование разметки и дорожных знаков, недостаточное использование средств принудительного замедления автомобилей, отбойников и разделительных барьеров, и другие системные недостатки.

3. Отсутствие практики аудита безопасности движения, из-за чего данные о местах концентрации аварий и типовые сценарии ДТП у нас не собираются и не анализируются, никаких мер для ликвидации «смертельных мест» не употребляется.

4. Чрезмерная скорость движения на городских дорогах. Хотя ограничение скорости в населенных пунктах Украины составляет 60 км/ч, фактически у нас можно безнаказанно ездить до 80 км/ч, поскольку превышение до 20 км/ч не влечет за собой никакого наказания. Отчет Всемирного Банка напоминает, что в Европе стандартным ограничением скорости для города 50 км/ч и 30 км/ч для населенных районов. Кроме того, даже такие высокие украинские предельные границы скорости, как 80 км/ч в населенных пунктах, массово и безнаказанно игнорируются участниками движения.

5. Неэффективность системы фиксации нарушений и наказания нарушителей. Здесь вспоминают не только повсеместное взяточничество среди инспекторов ГАИ, но и отсутствие на дорогах технических средств фото- и видеофиксации нарушений, и избирательное отношение к нарушителям — иностранные специалисты, оказываются, знают о разного рода «слугах народа», владельцев «пропусков МВД», милицейских или парламентских номеров, и прочих многочисленных групп участников движения, которые никогда не несут ответственности за свое опасное вождение.

Автор: Сергей Поддубняк, юрист, Лига.Блоги

 

Читайте также: