Город в тумане: Экологические проблемы Китая, которые больше нельзя игнорировать

Уже второй год Пекин задыхается от смога. Проблему экологии стало невозможно скрывать просто потому, что теперь она видна невооруженным взглядом. Форумы в интернете ежедневно наполняются сообщениями обеспокоенных иностранцев, живущих в окутанном дымкой городе. Привлекая уже международное внимание, ситуация явно выходит из-под контроля. Что привело к такой экологической трагедии и что заставляет китайские власти бездействовать?

 Признание проблемы – первый шаг к решению

Экономический прорыв Китая нескольких последних десятилетий поражает – производство Поднебесной работает на весь мир. По численности населения страна также лидирует. По этим причинам у международного сообщества давно закрались подозрения о нездоровой ситуации с экологией, однако Китай эти «слухи» на каждой встрече с лидерами других стран официально опровергал, заверяя, что все, в том числе и окружающая среда, под контролем. В конце прошлого года признаться в наличии экопроблемы все же пришлось.

Способствовали открытию тайного американцы: они завезли в Китай свое оборудование и стали измерять содержание в воздухе частиц PM2,5 – наиболее опасных для здоровья человека частиц, коктейль химических элементов, которые в силу своего небольшого размера быстро попадают в легкие и кровь и ведут к онкологическим заболеваниям. Так, американское посольство стало распространять среди диппредставительств других государств в Пекине сводки состояния атмосферного воздуха в городе. Китайцы выразили недовольство, однако до этого момента об этих частицах никто даже не говорил – мониторинг загрязнения Китая никогда не учитывал эти частицы.

 

Привел к такому запущенному состоянию китайской экологии в значительной степени экономический бум. В Китае всегда была дешевая рабочая сила, но не было чистых, зеленых технологий, поэтому рост пришлось набирать тем, что имели, а буквально 50 лет назад не имели ничего. Дешевое и быстрое производство, естественно, оказалось некачественным. Многие процессы, связанные с охраной окружающей среды, не поддаются оценке, экологические услуги не вписаны в систему рыночных координат. А раз они не могут быть вписаны в систему рыночных координат, значит, они для экономистов просто не существуют.

Ведущий отечественный специалист в области китайской экологии, к.э.н., эксперт ИДВ РАН Игорь Владимирович Ушаков комментирует реакцию китайских властей на открывшеюся проблему: «…Си Цзиньпин – такой человек, который играет в популизм: недавно он ходил по хотунам, сетовал, что весь Пекин покрыт смогом… Когда Си Цзиньпин пришел к власти, у него спросили на счет состояния воды. Он сказал, что для проверки экологичности воды чиновник должен искупаться в водоеме. Если чиновник искупается, значит, с водоемом все в порядке. Это, с одной стороны, смешно, но, с другой, вопрос очень серьезный. Если посмотреть официальные документы, документы съездов, там вопросы экологии обсуждаются в конце. Конечно, в Китае что-то делается в этом направлении, но выше головы они прыгнуть не могут».

Получается, реакция китайского руководства на сложившуюся плачевную экологическую ситуацию до предела…китайская – близкая народу и далекая от реальности. Однако, решить проблему без закрытия производства (на что, конечно, Китай не может пойти) действительно сложно.

На сегодняшний день перед Китаем стоят три практически неразрешимых проблемы.

Первая – это состояние атмосферного воздуха

Решать ее пытаются составлением программ с характерной формулировкой – «план действий на ближайший год-два» (обычно китайские программы рассчитаны на пять или десять лет). Эксперты прогнозируют, что даже такая несвойственная Китаю гибкость вряд ли поможет: люди на местах не могут самостоятельно принимать решения, все всегда должно быть согласовано с верхом, что всегда занимает время, а иногда вообще не доходит до рассмотрения.

 

Китайская газета «Хуань цзинь жибао» 17 марта приводит такие данные:

​– 110 млн чел. живут в пределах одного километра от наиболее грязных промышленных предприятий;

– 140 млн чел. живут в пределах 50 метров от крупных железнодорожных и автомагистралей;

– 590 млн чел. используют уголь для того, чтобы приготавливать пищу;

– 470 млн чел. используют уголь для того, чтобы отапливать помещение;

– 280 млн чел. (крестьян) пьют воду, которую пить нельзя.

Чтобы прочувствовать всю серьезность проблемы, можно вспомнить, что все население России составляет примерно 141 млн человек, в сравнении числа становятся более осязаемыми.

Вторая глобальная проблема Китая – состояние воды и ее количество

Проблема настолько серьезна, что даже в центральных газетах (правда на английском языке), появляется такая шокирующая информация: «Кто живет 10 лет южнее реки Янцзы, имеет шанс 50 на 50 заболеть раком», – пишет «ShanghaiDaily»

Из-за нехватки воды, китайцы активно используют подземные воды, что естественным образом ведет либо к засолению, либо к провалам земли. По официальным данным, 23 км2 Великой Китайской равнины уже просело из-за откачивания безумного количества подземных вод.

Очистительные водные сооружения в Китае, конечно, есть. Но они пока не в состоянии покрыть существующие масштабы производства и естественные нужды населения. Поэтому иного пути добывания воды, китайцы не видят.

Третья проблема – тяжелые металлы

Тяжелые металлы негативно влияют на почву, а зараженная почва – на пищу. В завершении металлы оседают в тканях человека. В Китае был поднят вопрос о безопасности продуктов питания. Говорят уже о 10-15% урожая риса в Китае, зараженного тяжелыми металлами. Однако на то, чтобы перевести производство на чистые технологии или поставить очистные сооружения в небольших городах, нет средств, а закрыть их значит лишить людей работы, денег, а также снизить общий темп экономического развития. К слову, практически 50% экономики Китая – это уездная экономика.

Кто виноват и что делать?

Китай оказался в неком экологически-экономическом лабиринте: с одной стороны, он претендует на лидирующее положение благодаря своим дешевым товарам, их количеству и разнообразию, при этом, естественно, экономя на всем возможном – на рабочей силе и на окружающей среде.

С другой стороны, изменить сложившуюся ситуацию практически невозможно. Если Китай начнет инвестировать в дорогие зеленые технологии, то придется деньги тратить и на обучение кадров, и на повышение зарплат, и на затратные исследования. Для многих из полуторамиллиардного населения это будет голодная смерть, ведь люди сейчас готовы трудиться за копейки из-за серьезного перенаселения, а не из-за жестокого правительства, как это иногда подается на Западе. Возможно, постепенно Китаю удастся выбраться из этого лабиринта, ведь ухудшающаяся безумными темпами экология длительности жизни китайского населения явно не способствует.

Статья подготовлена на основе встречи-конференции с экспертом ИДВ РАН, к.э.н. Игорем Владимировичем Ушаковым, проведенной 26 марта в ИСАА МГУ. Перевод китайских СМИ, представленных в работе, – И.В. Ушаков.

Автор:  Мария Виноградова, Часкор

 

You may also like...