Закон об оккупированных территориях и крымское «правовое зазеркалье»
Во вторник Верховная Рада приняла закон об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины (закон №4473-1). Отныне в правовом отношении Крым является временно оккупированной территорией, «братская» Россия признается оккупантом и, согласно международному праву, несет ответственность за нарушения прав и свобод украинских граждан на территории Крыма.
Украина оставляет за всеми жителями Крыма свое гражданство, если они не отказались от него в установленном законом порядке, и не признает принудительного вступления в гражданство России. Народный депутат Андрей Сенченко по этому поводу говорил: «Если у человека есть украинский паспорт, он — гражданин Украины». Закон предусматривает, что украинцы имеют право свободного передвижения по всей территории Украины, в том числе и Крыму по паспорту гражданина Украины.
• Украина, согласно закону, не признает никаких правовых актов России на территории Крыма, начиная от сделок с недвижимостью до заключения браков, и заявляет, что эти сделки должны заключаться по украинскому законодательству с выездом на не аннексированную территорию Украины.
По сравнению с проектом закона, принятый текст стал более лояльным, из него убрали статью об осуществлении экономической деятельности на территории Крыма, а Министерство экономики подготовит отдельный законопроект, где будут урегулированы вопросы экономической деятельности. Согласно закону, судьи из Крыма имеют право на перевод в другие суды на материковой части. Также должны быть внесены изменения в КПК, Уголовный кодекс и другие законы, в частности предполагается наказание за нарушения порядка въезда на временно оккупированную территорию.
Крымские аналитики отмечают, что с момента принятия закона Крым стал для Украины как бы виртуальной реальностью — «правовым зазеркальем», в котором действует российское законодательство, но в Украине оно не признается. Кто заинтересован, чтобы вся его жизнь проходила в правовом русле Украины, должен время от времени выезжать из полуострова хотя бы в ближайшие регионы Херсонской области и там совершать все правовые акты — сделки, получать зарплату и пенсии, осуществлять коммерческую деятельность и так далее.
Ограничивает ли это права граждан Украины, остающихся на оккупированной территории?
Крымчане-русские, поддерживающие оккупацию полуострова Россией, считают, что надежды Украины на возврат Крыма очень призрачны. Например, Надежда Ш. говорит, что ее наличие украинских законов по Крыму «вообще не тревожит». «У нас действует российское законодательство, а два законодательства на одной территории действовать не могут», — утверждает она.
Я попытался поговорить на эту тему с некоторыми украинцами, не по своей воле остающимися пока в Крыму.
Владимир С., работающий на одном из предприятий Симферополя, сказал, что он «переехал бы в Украину хоть сейчас», и рано или поздно сделает это. «Бросить дом, родственников и уехать, чтобы там получить 1200 гривен компенсации, а потом судиться с Россией за возврат своего имущества — это нереально, — говорит он.
— Я планирую завершить все дела здесь, продать недвижимость, решить дела родственников, детей, а потом переехать в Украину уже со средствами, на которые там можно будет купить хоть какое-то жилье и нормально жить». Он говорит, что признание Украиной гражданства крымчан при любых обстоятельствах является для него обнадеживающим фактором, свидетельством того, что Родина не покинет его, и всегда признает своим, несмотря ни на какие перипетии в Крыму. Это очень важно.
Инженер Павел Р. считает несправедливым тот факт, что закон не признает законными операции с собственностью в Крыму, проведенными по российскому законодательству. «Это явное противоречие с международным правом, признающим собственность, оформленную любым законодательством.
Ведь Украина признает право собственности, если оно оформлено россиянами или украинцами, скажем, на Кубани. Но почему же тогда в Крыму незаконно. Я понимаю, что это непризнанная республика, но ведь и речь идет не о законодательстве этой непризнанной республики, тогда это было бы логично, но тут мы имеем дело с законодательством России, которая как государство признана и имеет в мире реальный правовой статус…»
Сергей П., работающий учителем, сетует на то, что закон, по его мнению, ограничивает его права. «Я думаю, что украинцев в Крыму Украина должна рассматривать как свою базу. Мы здесь остаемся не по своей воле, потому государство, которое практически без боя сдало нашу землю, не должно нас упрекать. Мы не готовились к тому, чтобы одномоментно взять и выехать отсюда, оккупация застала нас внезапно. Бросить все и уехать? И кому мы там нужны будем без средств и имущества, кроме волонтеров?
Здесь — мы опора Украины, там — мы будем обузой. Поэтому Украина не должна ни при каких обстоятельствах считать крымчан коллаборационистами, даже если они работают в органах государственной власти, ибо это было бы несправедливо по отношению к нам. Изменники — только те, кто реально изменил, то есть пошел служить в российскую армию, спецслужбы, начал действовать против интересов Украины. Это если считать, что Крым оккупирован надолго.
А это, к сожалению, скорее всего так, потому, что Украина вряд ли будет бороться за возвращение Крыма до момента избрания нового президента. Но до 25 мая российские власти здесь так глубоко окопаются, пустят корни. Они введут и свои законы, и свои деньги, и все остальное, что сковырнуть их отсюда и вернуть Крым будет очень сложно. Я даже не представляю себе механизмов, которыми можно это будет сделать. Но надеюсь, что про Крым не забудут, и после стабилизации ситуации на Донбассе, что я считаю реальным, возьмутся за освобождение Крыма. Как это можно сделать?
Только при помощи и под сильным давлением международного сообщества и после устранения с политической арены Путина. Для этого в России нет механизмов — в ее законах написано, что референдумы по отделению проводить нельзя — агитация карается пятью годами лишения свободы. Поэтому единственный выход — признание, на международном уровне, акта аннексии Крыма недействительным с самого момента ее установления и возврат сторон в первоначальное положение.
Изгнание России из Крыма будет очень сложным, оно должно осуществляться при помощи международных миротворцев и должно быть полным — включая вывод всех структур Черноморского флота, и с выездом всех ее граждан, кто хочет жить в России. Только тогда украинцы будут чувствовать, что справедливость по отношению к ним восстановлена, и мы можем в дальнейшем надеяться на защиту Родины…»
Автор: Никита ГОРЕНКО, «День»
Tweet