Настоящая беда сегодняшней украинской милиции

Милиция Украины, и в СССР, как впрочем, любая полиция мира, складывалась как закрытая кастовая система. Специфика службы, особенно «оперов»уголовного розыска объединяет, придает своеобразие жизни полицейских, сплачивает их души в одну из самых устойчивых корпораций, где взаимоотношения складываются на основе обширного, неписаного профессионального кодекса.

Полицейское сообщество по-настоящему реагирует только на факт обвинений против коллеги, а не на обстоятельства тому сопутствовавшие, в том числе, прав он или был не прав. В острых моментах, когда полицейскому приходится действовать на пределе своих психо¬физических возможностей, никому не дано на все 100% действоватьадекватно, и уж тем более – правильно их оценивать.

Настоящая беда сегодняшней украинской милиции во взаимном попустительстве и беспринципности. Всякий начальник знает или хотя бы догадывается, чем занимаются его подчиненные. Поэтому когда работникмилиции попадается на совершении преступления, то со стопроцентной уверенностью можно говорить, что о его, мягко говоря, «шалостях» прекрасно знали и коллеги, и начальство. Знали – но не остановили его. Не выгнали из системы. А просто покрывали, может быть, даже сами были к этому причастны.

Вместе с тем история демонстрирует нам рецепты эффективного решения проблемы: поголовная люстрация, сокращение штатной численности, повышение денежного содержания, эффективность и жесткий общественный контроль. Однако мы прекрасно понимаем, что всякая власть этими рецептами никогда не воспользуется. Она сама боится контроля, люстрации и сокращений…

Сравнительный анализ, взятый из Российских источников. В качестве основного критерия выбран относительный уровень насильственных преступлений. По нему в Казахстане этот показатель значительно хуже, чем в Украине. А сама Украина – на уровне восточнославянских братьев, Белоруссии и России.По уровню убийств Украина (5,2) тоже в числе печальных лидеров, но стоит признать, что этот показатель у неё ниже, чем у аграрно-сырьевых собратьев, типа Бразилии (33) и ЮАР (21). Рядом с нами Литва (7,5), Эстония (5,2) Латвия (4,8), США (4,4), наконец хваленная- Грузия (4,8)

Все это полностью доказывает, что высокий уровень преступности в Украинене только недогляд милиции, а следствие печального состояния общества. Состояние преступности в стране определяется как работой правоохранительных органов, так ещё и её профилактикой. А вот с этим дело в Украине обстоит очень плохо. Если в советское время милиции помогали профсоюзы, партийные органы, общественные комитеты, вплоть до газет, то сегодня народ брошен на произвол судьбы.

Из анализа российских коллег видно, чем меньше уровень социального неравенства, тем ниже преступность; чем больше контроля за людьми не госорганов, а общественных организаций, тем ниже преступность.Ну а милиция отражает уровень самого общества. Так что нам всем следует задуматься над парадоксом, а может в Украине милиция в целом лучше, чем народ?

За последнее десятилетие, с победой «оранжевых» и последующих многократных сменах власти из-за кадровой чехарды из МВД уволилось более ста тысяч человек, только из-за того, что у новых руководителей иные политические пристрастия. Многие из уволенных, случайно или намеренно раскрыли методы работы милиции, способы борьбы с преступностью….

Политические пристрастия Министров, заставляющих подчиненных «служить» тем или иным политическим интересам, часто не совпадают с пристрастиями самих милиционеров. За все просчеты и ошибки министров вынуждены отвечать рядовые сотрудники, пожинающие плоды нелюбви граждан.

Из органов внутренних дел,ушло почти все поколение 50-55 летних. Между тем, когда мы поступали на службу, на первом месте стояло понятие офицерской чести и долга. Поэтому, несмотря на все обиды от родного ведомства, в бандиты не пошли! Молодые ребята (слава богу, не все) более циничны, более неустроены социально и экономически, менее стойки идеологически и психически к профессиональной деформации. Так с кого им через пару-тройку лет брать пример?

Действительно, с кого? В самом униженном состоянии находятся наши ветераны. Те, кто должен передавать молодежи свой богатый жизненный и профессиональный опыт. Отбросив знания прежних поколений, пришедшие им на смену, новые молодые сотрудники лишаются традиций, преемственности, профессионального опыта ветеранов.

Только Луценко дважды, как скребком прошелся по милиции, насаждая, как ему казалось, преданных кадров, не всегда профессиональных и честных. Как известно «чтобы дальше видеть – надо встать на плечи предшественников». Горькая история украинской милиции свидетельствует о противном. Каждый новый руководитель меняет не только все кадры вообще, но принципы и критерии оценки их работы. Все это началось с первого дня независимости!

Решение этих проблем невозможно без реорганизации структуры самого аппарата МВД. Сегодня, объективно говоря, необходимо введение должности типа генерального комиссара милиции (полиции) Украины. При частой смене министров кто-то один, политически незаангажированный, должен нести «генетико-информационную память» ведомства, обладая богатым профессиональным опытом и организационно-управленческим талантом, знанием кадров, их потенциала.

На первый взгляд, такая должность в строго централизованной системе, каковой является МВД, это комиссар времен военного коммунизма. Появление в МВД генерального комиссара милиции Украины было бы закономерным итогом «мягкого» проведения идей политреформы в стране и смены всей системы управления в МВД.

Стратегия и тактика управления

С появлением в МВД должности генерального комиссара, возникнет потребность разграничения компетенции двух главных руководителей: министра и комиссара. Столь непривычная, разнополюсная система управления министерством, привыкшим к единоначалию, позволит, что называется, «не замыливаться глазу» и создаст естественную систему противовесов. Это поможет выработать новые критерии оценки работы ведомства, его отраслевых служб, предотвратить профессиональную деформацию личного состава и отдельных руководителей и их постоянную сменяемость с появлением каждого нового министра.

К компетенции гражданских министров должны быть, видимо, отнесены вопросы стратегической политики, определяемой президентом, Верховной Радой и Кабмином Украины, лоббирование и контроль соблюдения вопросов бюджета МВД, материально-техническое обеспечение, реформирование уголовно-административного законодательства, поскольку последнее совершенно не соответствует требованиям дня.

Появление в МВД должности генерального комиссара милиции, компетенция которого как профессионала распространяется на все вопросы оперативно-служебной деятельности, подбора и расстановки кадров, профессиональной подготовки, тактики раскрытия и расследования преступлений, предотвратило бы и кадровую чехарду.

Автор: полковник, ветеран МВД, Государственный Советник дипломатической службы Украины, создатель первого в МВД СССР профессионального союза милиции Украины Владимир КАРАСИК, для «УК»

You may also like...