Украинские прокуроры преимущественно НЕ ЖИВУТ с зарплат

Счетная палата Украины завершила аудит эффективности использования прокуратурой бюджетных средств. Это незаурядное событие, учитывая, что предварительную проверку проводили еще пять лет назад и выводы были неутешительными. Период проверки фактически охватил 2013 год и первую половину 2014-го, но этот «микс» периода деятельности старой и новой власти вовсе не искажает общей картины.

Не в последнюю очередь потому, что «передовой» опыт предшественников преемники во многом уже переняли и развили.
 
О результатах проверки поставлены в известность президент  и парламент. Вот о чем идет речь, в частности, в этих материалах.
 
Начнем с того, на что прокуроры преимущественно НЕ ЖИВУТ, то есть с зарплат. В соответствии с Законом Украины «О прокуратуре» (ст. 49) зарплата прокурора и следователя прокуратуры состоит из должностных окладов, надбавок за классные чины, выслугу лет.
 
Этот перечень исчерпывающий. Но Кабмин своими постановлениями (№ 268 от 9 марта 2006 года и № 505 от 31 мая 2012 года) предоставил право руководству прокуратуры устанавливать надбавку за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы в размере до 100% должностного оклада с учетом надбавки за классный чин (ранг государственного служащего) и выслугу лет.
 
Без преувеличения — невероятный простор для творчества! Впрочем, фантазии все же оказалось маловато, и в итоге такие надбавки и доплаты устанавливались почти всем работникам органов прокуратуры на максимальном уровне, без учета показателей оценки коллективных и индивидуальных результатов труда, в результате чего надбавка была преобразована в обязательную выплату.
 
В 2013 году средний размер этой надбавки по центральному аппарату Генеральной прокуратуры составил 85%, в текущем — 86%. Хорошую традицию, пусть даже плохих предшественников, почему бы и не сохранить?
 
В общей структуре заработной платы работников органов основную ее часть (70–80%) составляли дополнительные виды заработной платы (надбавки за высокие достижения и т. д.) и премирования.
 
Размеры этой надбавки в отношении работников, показавших неудовлетворительные результаты в работе или совершивших дисциплинарные нарушения, не пересматривались и не отменялись. Как, например, в прокуратуре Днепропетровской области при наличии дисциплинарных взысканий у 49 работников.
 
Положение о премировании работников органов прокуратуры, утвержденное приказом ГПУ, определяет критерии (добросовестное выполнение служебных обязанностей, заданий и поручений руководителей прокуратуры, в частности), но не определяет размеров премирования. Поэтому для рядовых работников надбавки составляли до 50%, для руководства — от 170%.
 
В 2014 году ситуация такая же: основные виды зарплаты составляют около 29%, а дополнительные виды и премирования «за выполнение поручений» — 71% от общего размера заработной платы.
 
Такая система оплаты труда привела к тому, что зарплата среднего звена прокурорских работников перестала существенно зависеть от занимаемой должности, выслуги лет и установленного классного чина.
 
Размер средней зарплаты начальника главного управления центрального аппарата составляет 28 535 грн. Зарплата прокурора Волынской области и его заместителя — 20 358 и 17 780 грн соответственно.
 
Всего расходы на содержание прокуратуры в последние годы демонстрируют устойчивую тенденцию к росту. За период с 2011 по 2013 год бюджетные ассигнования на обеспечение деятельности органов выросли почти в 1,5 раза, или на 1 млрд 106 млн 629,6 тыс. грн — до 3 млрд 406 млн 527,8 тыс. грн. И только в 2014 году объемы бюджетных назначений для органов немного уменьшились — с 3 млрд 200 млн 529,2 тыс. грн до 3 млрд 063 млн 371,2 тыс. грн, что было обусловлено утвержденными 27 марта изменениями в госбюджет.
 
Заявленная Генеральной прокуратурой потребность в ассигнованиях государственного бюджета выросла за год на 20,7%, или на 1 млрд 403 млн 975,1 тыс. грн — до 8 млрд 173 млн 904,5 тыс. грн в 2014 году. Увеличение потребностей в основном было мотивировано необходимостью строительства новых сооружений для прокуратур различных уровней.
 
Одним из факторов, обусловивших стремительный рост бюджетных потребностей, стало также фактическое увеличение численности работников органов прокуратуры, утверждавшейся генпрокурором в пределах фонда заработной платы.
 
При утвержденной штатной численности органов прокуратуры на 2012 год в количестве 20 952,5 ед. бюджетный запрос на 2013 год планировался исходя из штатной численности 24 793,5 ед., что на 18% больше, чем за предыдущий год. На 2014 год потребности определялись исходя из штатной численности 23 987 ед. (на 806,5 ед. меньше, чем планировалось на 2013 год, но на 1146 ед. больше, чем утверждено на 2013 год — 22 841 ед.).
 
Увеличение штатной численности Генпрокуратуры произошло, в частности, за счет 180 человек обслуживающего персонала (слесарей, сантехников, электриков, поваров, кондитеров, буфетчиков, мойщиков посуды и т. п.). Расходы на их содержание с декабря 2013 года по июнь 2014-го включительно составили 5 млн 292 тыс. грн.
 
Система финансирования прокуратуры в 2013 году была направлена на увеличение расходов по текущему содержанию штата и на капитальное строительство множества новых объектов, реконструкцию фондов и обновление оборудования. Только в марте 2014 года численность органов была законодательно урегулирована. И штатная численность установлена в количестве 20 367 человек, и фактическая численность приведена в соответствие с этим показателем.
 
Вот во сколько обходится налогоплательщикам структура, чья работа на благо общества подвергается обоснованным сомнениям. И это — только официальные цифры.
 
Автор: Наталья Иванова, «Ракурс»

You may also like...