Арестованный киевский полицейский как повод для пиара
После громкого заявления военного прокурора Анатолия Матиоса о задержании полицейского, застрелившего пассажира BMW возобновилось противостояние МВД и прокуратуры. Аваков с одной стороны, Матиос с другой — похоже, что две структуры изо всех сил используют дело полицейского, расстрелявшего пассажира, чтобы отвлечь публику от других, более важных дел.
После громкого заявления военного прокурора Анатолия Матиоса о задержании полицейского, застрелившего пассажира BMW, и предъявлении ему подозрения в умышленном убийстве, народный депутат Мустафа Найем написал в Фейсбуке пост, получивший одобрение более чем шестнадцати тысяч человек. В целом, Найем недоумевает и задает вопросы, которые приходили в голову всем, кто слушал пресс-конференцию Главного военного прокурора Украины:
«Стесняюсь спросить, а с каких это пор главный военный прокурор воюющей (!) страны комментирует дело рядового патрульного? Кто-то может мне объяснить, почему Анатолий Матиос, который уже полтора года не может дать внятного комментария (я уже не говорю о видеоанимациях или расследовании) ни по Иловайску, ни по Дебальцево, вдруг увлекается делом рядового полицейского?! Откуда столько энтузиазма?! У нас что, закончились дезертиры? Перестали воровать на закупках в армии? Уже не погибают от пьянства, халатности и "дружеского огня"?
Но и это не все. Спустя несколько часов Печерский суд принимает решение о взятии патрульного под стражу. Еще раз: не домашнего ареста, не отпустить под поруки (лично готов был взять, хотя никогда этого не делал), а 60 суток Лукьяновского СИЗО! (…) Тем не менее, суд решил, что отпускать его опасно. Просто для понимания. Этот же суд ранее избирал домашний арест экс-беркутовцу Дмитрию Садовнику (!), Александру Ефремову, Елене Лукаш, Михаилу Чечетову и Геннадию Корбану… Статус и возможности всех этих людей позволяли им не только скрыться от следствия, но и влиять на суд и следствие. Тем не менее, суд счел нужным отправить их не в СИЗО, а отпустить под домашний арест.
Судя по всему, рядовой патрульный — не имеющий ни чартеров, ни купленных прокуроров, ни знакомых судей, ни денег на откуп от наружки показался судье более опасным для общества».
Почти дословно размышления Найема в своем посте повторил и министр внутренних дел Аваков:
«Пускай по улицам гоняют обдолбаные мажоры? Пускай убивают 300 людей в год и 3000 калечат??! Прокуратуре, пользующейся колоссальным доверием общества — плевать, и Печерскому суду — средоточию справедливости всего мира — плевать.. И судьям и прокурорским плевать на последствия той упоительной расправы, что они устроили над молодым полицейским. Ведь им важнее дискредитировать любым путем новую полицию, бельмом сидящую у них на глазу — как пример реформ и изменений.. И случай удобный покуражиться выдался — все в их власти. Хотят, что б знали, что их власть — власть старой системы — круче "этих новых"..
Скажу прямо — не должно быть неподсудных, как и не должно быть таких судов и прокуроров, которые спокойно выпускают на волю Садовника, убийцу Небесной сотни; Ефремова, Лукаш, Мельника.. и совсем недавно — убившего женщину мажора за 137 тыс. грн… и… в темпе отправляют в камеру полицейского, выполнявшего свою работу, ни от кого не прячущегося, предоставившего все улики следствию, имеющего поруки от двух десятков нардепов, главы Нацполиции и министра».
Понятно, что глава МВД и куратор полиции Найем заинтересованные лица, и им очень не хочется скандала вокруг их детища, на сегодняшний день являющегося единственным доказательством изменений в Украине. И потому они заботятся об имидже полиции изо всех сил.
Но с другой стороны, участие Матиоса в этом деле действительно необычно, и стоит подумать, зачем военному прокурору воюющей страны самолично комментировать пусть громкое, но все же дело киевской прокуратуры.
Например, нет ли связи между заявлениями Матиоса в резонансном деле, по сути его не касающегося, с программами журналистских расследований, которые вышли 16 и 17 февраля соответственно. В обеих фигурирует непосредственный подчиненный Матиоса Константин Кулик, в августе прошлого года возглавивший новую структуру — Военную прокуратуру АТО.
И сюжет «Наших грошей» (ZIK), и сюжет «Слідства Інфо» («UA: Перший», «Громадське телебачення») подробнейшим образом отследили историю успеха Кулика, который получил в подарок от своей мамы и бывшего подследственного две квартиры в центре столицы. А фирмы мамы Кулика продолжают продавать «Укрзалізниці» то неисправные аккумуляторы, то древние противогазы, то еще какую-то недешевую продукцию. Интересно, что до того, как стать прокурором АТО, Кулик трудился прокурором за надзором в соблюдении законов в транспортной сфере прокуратуры Киевской области — и в сферу его профессиональных интересов, разумеется, входила «Укрзалізниця».
Журналисты «Наших грошей» попытались получить комментарий у самого Кулика — он их послал к матери, то есть в прямом смысле сказал: «Это же мамины фирмы, ей и звоните» — хотя мама прокурора явно не в курсе, что она успешный бизнесмен, обладательница элитной недвижимости в столице и поставляет сотнями тысяч тонн уголь для железной дороги. Журналисты «Слідства інфо» решили зайти с другой стороны — и попытались поговорить с начальником Кулика, военным прокурором Матиосом — о его недвижимости, маме и фантастических успехах в прокуратуре. Матиос к матери журналистов посылать не стал — но и от комментариев отказался.
Я далека от мысли, что журналистские расследования в отношении непосредственного подчиненного Главного военного прокурора — повод, который всерьез заставил нервничать Матиоса. Однако очевидно, что его неожиданное появление в деле о полицейском, застрелившем пассажира машины, — лишний повод попиариться и дать понять публике, что военная прокуратура работает, не покладая рук.
Хотя на сегодняшний день самым громким делом той самой прокуратуры стал возбуждение уголовных дел в отношении руководителей генштаба РФ. Согласитесь, заочно выдвигать обвинение российским генералам — дело куда более важное, чем начать разбирательство в отношении собственного подчиненного, которым заинтересовалось НАБУ.
С другой стороны, на этой неделе «Схемы» («Радіо Свобода», «UA: Перший») продолжили расследование по проданной предположительно сыном Авакова партии рюкзаков для АТО. Сын комментировать появившиеся видеодоказательства его сговора с бывшим замминистра МВД Чеботарем отказывается, а Аваков, как всегда, пишет в Фейсбуке гневные посты.
К примеру, с таким текстом: «Прокуратура, любой другой орган — проверьте, наконец, эту закупку — найдется преступление — в тюрьму, виновен министр — туда же. А нет — выдайте, наконец, "бумажку, действительную бумажку, броню", чтобы прекратить этот нескончаемый треп и спекуляции вокруг выдуманной истории». Так что и ему вполне выгодно переключение внимания с рюкзаков на дело полицейского: может, журналисты перестанут наконец лезть к нему с этими рюкзаками?
Дело полицейского наверняка будет еще не раз поводом для пиара чиновников. Но как только накал пройдет, не исключено, что мы доживем до того, что прокуратура в лице Матиоса или Кулика — они же военные прокуроры, не так ли? — выдадут «окончательную бумажку» министру Авакову о том, что его сын никогда не поставлял тактические рюкзаки для бойцов АТО.
Автор: Гала Скляревская, detector.media