Подводная лодка в степях Украины

Похоже, только ленивый за последний год не проехался катком по украинскому флоту с уничижительными эпитетами. Набор сентенций, как всегда, в тренде: шоколадный олигарх отмывает деньги на бесполезных катерах «Гюрза М»; нам нужны корветы и крейсер «Украина», ибо российский колосс потопит наши бесполезные лоханки за 15 минут; пора срочно построить ракетный катер «Сварог» во славу Святослава.

Тут надо чётко понимать одну вещь – почти все, кто говорят на тему ВМСУ, в этом некомпетентны: ни депутаты, ни бывшие министры обороны, ни бывшие историки и по совместительству депутаты. Максимум – это уровень пары книг по теме, минимум – Википедия и предвыборные речёвки.

Серьёзных специалистов, прошедших через механизмы принятия решений по флоту; офицеров старой советской школы, когда корабельный состав принимал участие в боевых походах, сбивал самолёты и топил катера в Красном море, проводил конвои за тысячу километров; выходцев из ВПК, строивших суда любого тоннажа, а теперь имеющих влияние на власть в качестве советников или встроенных в неё в качестве чиновников – можно сосчитать на пальцах обеих рук.

Все остальные – вариант «батальонов» Юли или возвращения Ляшко Крыма, главное сказать, а к следующему разу все забудут, о чём шла речь. Ещё есть герои Украины, распиливающие заводы и строящие подземные ходы с орденами рейха и золотыми слитками, но такого добра у нас всегда было в избытке. Поэтому я подумал: «а почему бы и нет?». И так родилась эта статья. Если ещё один некомпетентный офицер из «махры» выскажется насчёт ВМСУ, небо на землю не упадёт.

Ходовые испытания наших красавцев. Кто хочет пошутить про сроки сдачи, можно посмотреть, сколько лет буксиры водили российский корвет «Стерегущий» до приёма в корабельный состав, а он до сих пор горит раз в два года по одной и той же причине

Так вот, Украина обречена быть военно-морской державой географически. 1355 километров морской границы, два моря, шельф и прочие скучные вещи из школьных уроков обязывают. Хочешь, не хочешь, а побережье с моря придётся защищать, флаг в государственных водах демонстрировать, устья двух крупнейших в Европе судоходных речек патрулировать, браконьеров и контрабандистов отгонять, в случае десанта не давать снабжать плацдарм, ставить мины, тралить фарватер, проводить транспорты и выполнять просто гору рутинной работы. Через украинские порты проходит 30-35% грузового оборота всего черноморского региона.

Ситуация обязывает содержать корабельный состав и контролировать хотя бы акваторию и торговые пути. Часть этих задач может выполнить многоцелевая авиация с противокорабельными ракетами, катера пограничников шифра 205 П и 1400 П (которым, на секундочку, тоже немало лет) и пластиковые судёнышки морской охраны, в перспективе ПКР комплексы «Нептун» (если их будут делать как «Дозор», то увидим мы их явно не скоро).

Но большинство нет. Нам нужны именно боевые суда, причём способные действовать в формате река-море, на небольших глубинах, в лиманах, пока в мировом океане интересов у Украины ноль. Естественно, что флот – это очень дорого, тут согласен со всеми скептиками. Египет, закупая французские корветы «Gowind», выкладывает за них круглую сумму в миллиард евро за 4 штуки, ракетное вооружение к ним стоит ещё 400 млн.

Отечественная промышленность уже давно предлагала нам линейку корветов 5825 по 250 млн. Но, зная скорость строительства, детские болезни и состояние ВПК Украины в плане выпуска судов среднего тоннажа («Тернополь» строили 11 лет), может выйти так, что цена одного изделия окажется в итоге намного больше, чем у французов.

Потому что в сумму будут заложены и модернизация заводов, и создание или импорт ракетного вооружения, и эксперименты с электроникой. Серия – это серия, а первый корабль может стоить гораздо больше заявленной цены. Напомню, что Украина в год тратит на закупку всей техники 400-450 млн долларов. Все фантазии насчёт эскадр корветов, достроенных крейсеров «Украина» и десятков вымпелов – это очередные фантазии, как мы догоним и перегоним Францию. Пока наша участь – суда малого тоннажа, и то не факт, что мы не будем урезать программу, видя внушительные бреши в финансировании армии, в Пенсионном фонде и социалке.

Вьетнамские артиллерийские катера, созданные при посредничестве и по чертежам Украины. Не надо их строить, а то США потопят за 15 минут

Но знаете что? Как показала практика, миру плевать, есть ли у нас деньги на армию, в каком состоянии флот и что нам обещали в очередном меморандуме 20 лет назад. Если завтра неизвестные суда любого класса, да даже рыбацкие лоханки, обваренные противопульной броней с самодельными турелями, двумя безоткатными орудиями и ПТУР, начнут, например, отправлять призовые команды под флагом «ДНР» на наши торговые корабли, высадят десант на Змеином, станут отжимать газодобывающие платформы, топить рыбаков, что мы отправим им на перехват? «Скадовск» с двумя «Утесами»?

Противодиверсионный катер «Голая пристань»? Флагман без ударного оружия и вменяемого ПВО, которому волонтёры приобретают гражданский радар? А ведь «ДНР» может, к примеру, закупить суда у Абхазии. Никого же не удивляют шахтёры с ПВО и РСЗО, сбивающие самолёты свыше 5000 метров? Почему должны удивлять «морские пехотинцы» на «Грифах» или списанных судах ЧФ РФ, проданных как металлолом в Абхазию?

Здесь речь даже не идёт ни о каком противостоянии с РФ, просто три десятка гражданских кустарно вооружённых катеров высадят на пляж две-три роты боевиков и объявят там «Херсонскую народную республику» одновременно с наступлением на фронте. Фантастика? Ага, а под Новоазовск с территории России вошли «войска ДНР» и лупят САУ два года, иногда насыпая по районам Мариуполя из «реакторов».

Европа включила крайнюю степень озабоченности, канадцы прислали больше формы и инструкторов, нужно срочно услышать Донбасс. Интересно, какие действия предпримет мир и Украина, если «шахтёры» пересядут с танков на любые суда? Ну, просто представим, пока в качестве бреда? Блокировать экспорт украинской стали и пшеницы москитным флотом, высаживать тактические десанты и малые группы далеко за линией фронта, забирать диверсантов, перевозить через Днестр амуницию и вооружение для «Одесской народной республики»? Сильно озаботимся или крайне сильно?

Так вот, попробуем разобрать самые частые бредовые заявления по поводу украинского флота в рамках рубрики «ПМ образовательный». Итак, поехали. Флот России разнесёт потешную флотилию Украины за 15 минут. Ага. А 24 корвета и фрегата Турции с внушительным контингентом подводных лодок, скорее всего, будут доминировать как в ближневосточном, так и в черноморском регионе – Греция, Израиль, Египет, Болгария, Румыния под угрозой.

Им уже пора переставать строить суда под свои задачи, заворачиваться в простыню и медленно ползти на кладбище? И да не стоит так уж сильно кивать на НАТО – Турция уже отоварила члена альянса, отжав у него северный Кипр, да так, что Греция вышла из блока и стала закупать советское оружие.

Всё, Израиль перестаёт строить «Супер Дворы», «Саары» и «Шальдаги». Они не нужны для патрулирования берега от палестинских боевых пловцов, поражения цели на берегу, досмотра неопознанных судов, ведь Турция гораздо сильнее? Даже неудобно пытаться комментировать подобный бред. Но, увы, приходится. У нас, кроме специалистов по «Саксонам», реформам и экономике, появилось достаточно много «адмиралов» в последнее время. Если бы РФ могла напасть на нас в открытую, она бы сделала это в 2014 году, когда у нас войска месяц не могли покинуть базы, а на флоте было сразу 2 командующих. Но они не хотят нефти в обмен на продовольствие и арестов шубохранилищ на Западе, нет. Они хотят играть в шахтёров три года.

«Бесполезные» катера «Шальдаг» – Израиль. Десятки единиц судов подобного класса закупают десятки стран: Кипр, Шри-Ланка, Индия, Словения, Аргентина, Чили  

Украине нужны ракетные суда среднего тоннажа и крупные корабли УРО? Нужны. Но не остро, не от бюджета в 450 млн на закупки техники в год по цене в 200-250 млн за штуку и не любой ценой. Просто потому, что все наши возможные противники в обоих морях или в НАТО, или РФ. Это не Средиземное море с его сотнями островков, где можно играть в прятки с радарами и растворяться на фоне берега и десятков проливов, бить из засады и уходить в воды дружественных твоему альянсу стран.

Это закрытое внутреннее море, просматриваемое РЛС, как обеденный стол, где любой условный противник имеет доступ к спутниковой разведке, обладает значительным корабельным составом и возможностью усилить группировку через Проливы. Привет БДК, высадившим десант в Крыму, пришедшим из Северного флота РФ и конвенции Монтре. И даже если, допустим, взять чисто гипотетический конфликт с Румынией, то у неё полдюжины ракетных катеров, 4 ракетных фрегата, 2 из которых – бывшие британские (несущие ракеты «Гарпун») и несколько стареньких корветов на ходу – не устанем догонять с таким бюджетом?

К слову, у наших миролюбивых соседей ещё 2 дивизиона речных кораблей и мониторов, там есть экземпляры с орудийными башнями в 100 мм и малой зенитной артиллерией. Некоторые из них вступили в строй в 96 году, а всего чисто речных или гибридных река/море единиц – до двух десятков. Ещё власти разворачивают канадские радары «HFSWR», контролирующие обстановку в море на 370 км и выдают паспорта украинским гражданам, проживающим на территориях, принадлежащим ранее Румынии, – это сейчас Одесская область, так вышло в 40-х годах прошлого века.

Судя по слухам, достаточно заплатить пару тысяч долларов и заучить текст присяги, как, здравствуй, поля Польши и фермы Дании, – от желающих нет отбоя. Может, вместо серии из трёх дорогих корветов пора делать дивизионы речных кораблей, многоцелевые малые суда, усиливать авиацию и следить за руками всех соседей, невзирая на лозунги? Что в принципе потихоньку со скрипом происходит. Нет, это шоколад отмывает деньги и разводит коррупцию? Ну ладно.

Мирный румынский речной монитор с РСЗО, 100-мм орудиями и зенитными установками ­– постройка после 90-го года, на ходу их несколько штук, не так давно штаб реформирован в «Командование операциями на реке»

Кстати, о птичках. За годы независимости боевые корабли спускала именно «Ленинская кузница» (декоммунизация, да святится имя её, ещё не добралась в это богопротивное заведение) вне зависимости от хозяина предприятия на тот момент. И корвет «Тернополь», и противолодочный корабль «Луцк», и катера для Узбекистана производились «Ленинской кузницей». А предприятия в Николаеве или Херсоне последние 25 лет либо выживали, либо спускали со стапелей гражданские и вспомогательные суда, либо обзаводились на территории бурьяном в рост человека и плодоносящими абрикосами (это не шутка).

Тут всё дело в том, что завод – живой организм. Если 25 лет платить зарплату ниже рынка с задержкой по полгода, то твои специалисты окажутся на верфях Киля и Питера, прежде чем ты скажешь «антикоррупционный». Вся наша цивилизация опирается на медленно испаряющееся облако человеческого опыта. То, что наши заводы могли производить 25 лет назад и сейчас, – абсолютно не всегда движение вперёд. Каждый раз, когда вы намекаете или говорите про «отмывание денег» и «президентский завод», у вас на лбу зажигаются огромные огненные буквы «лох». Заказы дают тем, кто может делать хоть что-то, а не вечный «Дозор» в течение десяти лет.

Нам не нужны два-три десятка малых кораблей с водоизмещением от 50 до 445 тонн (как у «Лани»)? Государство Израиль с береговой линией в 230 км смеётся писателям в лицо со своими 46 сторожевыми катерами, самым тяжёлым вооружением которых 20-мм «Эрликон» и ПТРК «Хелфайер». Власти Румынии с двумя десятками речных мониторов и артиллерийских катеров лукаво подмигивают и предлагают судиться за шельф. Власти Болгарии молча закупают патрульные суда у французов и не парятся. Украинцы продолжают слушать сказки по поводу флота от клоунов и ждать, когда коллективный Ляшко вернёт Крым. Что хочется сказать по этому поводу? Скоро тарифные богини опустят цены на коммунальные услуги, а комбаты захватят Донецк. На днях, а то и раньше.

«Бесполезные» речные катера Румынии с зенитками, ПЗРК и серьёзной артиллерией

Нет задач, которые эти кораблики смогут выполнять в составе ВМСУ? Конечно. А доставлять на пляж малые группы и ССО, забирать их и оказывать им огневую поддержку будет катер «Ярославец», одного года рождения с моим отцом? Бросать пиропатроны в боевых пловцов и диверсантов? Поражать суда снабжения и перехватывать лёгкие плавсредства? Выполнять поисково-спасательные работы в опасной зоне? Ставить мины и обнаруживать мины? Ракеты «Барьер» работают до 5 км.

Можно ударить по любому плацдарму с расстояния, с которого вас не достанут танковые орудия; поразить КШМ, склад боекомплекта, узел связи. Обычно во время высадки их разворачивают подальше от внешней стороны периметра, поближе к пляжу. Изолировать место высадки и портить противнику кровь быстрыми рейдами. Маскироваться на фоне берега, лимана, в устье и ждать, когда лёгкие суда противника войдут в зону поражения – ракеты Р2 в осколочно-фугасном варианте могут нанести серьёзный урон как десантным средствам, так и сопровождению. На худой конец, можно подойти к берегу и, пользуясь осадкой в метр, выгрузить своим войскам пару контейнеров ракет, цинки, мины, чтобы разгрузить логистику в прибрежной зоне.

Бесполезные 50-тонные катера Израиля разбирают палов на запчасти – операция «Цук Эйтан»

Это речные суда, нам здесь не нужны речные суда? Не слушайте клоунов, а читайте документацию по проекту 58155. Все рассказы про плоскодонки и речные катера – от людской глупости и ограниченности. Видели лоции Азовского моря и Килийского устья Дуная в плане глубин? Ну, так посмотрите, откроете для себя массу интересного.

И, кстати, о мореходности – 3-4 балла (именно их хаяли наши эксперты) – это рабочие показатели для катеров 35m PB, закупаемых Египтом у США, а малый противолодочный корабль «Луцк» имеет возможность применения бортового оружия до трёх баллов. Не путайте шкалу волнения моря, где 3 балла – это хорошие такие волны в 1,25 метров со шкалой «Бофорта», а также помните, что это данные для открытого моря, а не для прибрежных зон. Растите над собой и читайте книги по теме, тогда бывшим министрам обороны будет тяжело гадить вам в голову.

Фото НАСА, Килийское устье. Срочно заведите сюда ракетных корветов с мореходностью в 8 баллов

Кстати, любимые таблички популистов об адмиралах и количестве украинских кораблей – это тоже очередное дно. Всего адмиралов у нас 5: Тарасов, Черненко, Тимчук, Воронченко и Таран, которые управляют, кроме судов, ещё бригадой морской пехоты, реактивщиками, артиллеристами, двумя частями спецназа, инженерами и бригадой морской авиации. В самые сжатые сроки мы получим до десяти артиллерийских и десантных катеров, а всего с вспомогательными кораблями у нас в ВМСУ будет на ходу до 40 единиц корабельного состава (часть будет выводиться по мере приёма новинок).

Две минуты чтения открытых источников и, оказывается, для государства с протяжённостью морских границ в 1000 + километров, которое строит с ноля инфраструктуру в Одессе, имеет сотни километров судоходных рек, ведёт ротацию и снабжение на востоке частей морской пехоты, с формированием нового батальона и планами на спуск до 30 кораблей за 5 лет, может, и не нужно урезать управление? У кого-то есть конкретные цифры, как придётся оптимизировать штабы и штаты? В студию их. Сколько нужно штабов и адмиралов ВМСУ? Более 20 лет мы разрезаем, ставим на хранение, увольняем и оптимизируем, чтобы потом в критической ситуации призывать «пиджаков» и тратить миллиарды.  Этот цикл «оказались не готовы к войне» уже немного утомил.

Планы на модернизацию украинского флота. Лёгкие артиллерийские корабли для гибридной войны на первом этапе, далее противодиверсионные и ракетные катера (как раз закончится создание ССО и отечественных ПКР), с 18 года корветы, когда экономика даст возможность строить крупные суда

Я бы мог написать ещё многое – от древних сакральных традиций флота в наших краях до возможных перспектив, но есть ли смысл? Каждый раз, когда мне начинают трусить байки про крепость традиций, мне хочется рассмеяться рассказчику в лицо. Какие традиции, эй? Потопить корабли и отправить морячков в пехоту во время Крымской? Или придумать песню про «Варяг», экипаж которого отказался гибнуть в бою и утопил корабль своими руками? Что там у нас ещё в анамнезе?

Гонка за «Габеном», который блокировал экспорт зерна у сверхдержавы на шестую часть суши; сдача и интернирование флота в Турцию в Первую мировую; катера румын и немцев, совместно с авиацией три года раздававшие плюхи Черноморскому флоту во время Второй мировой; прорыв «блокированных» войск в Румынию – десятки судов, тысячи человек. Самое бесполезное вложение за всю историю империи по соотношению пользы и потраченных денег. В общем, во время захвата Крыма РФ ничего не изменилось. Ну нет у нас традиции умирать на борту тонущего корабля, как британцы при Коронеле, – пусть сын Порошенко умирает.

Я просто к чему веду? Флот – это такой же живой организм, как и заводы. Ему нужно две вещи: люди (носители традиций) и финансирование. Моряки Её Величества со времён Кромвеля отдают свою жизнь за «Юнион Джек», военно-морской флаг реет с 1800 года, у них есть учебные заведения, функционирующие со времён того, как на месте Москвы была деревня, а на месте Питера сношались медведи. У нас нет ничего. Мы раз в 20-30 лет переписываем историю, называем всех предшественников врагами народа, сносим памятники, переворачиваем флаги и переименовываем улицы.

Это не хорошо и не плохо – это просто так. В такой ситуации очень трудно вырастить техническую и военную элиту для флота – нет приемственности поколений. Люди, а не станки создают добавленную стоимость. Люди, а не заводы из поколения в поколение учат своих детей любви к своей стране. Нужно сохранять людей для страны, а не генерировать три волны эмиграции в Канаду и коллективизации с индустриализацией, после которых мы не можем оправиться половину века. И что делают для людей на фоне жесточайшего кризиса с момента обретения независимости депутаты и элита? Рассказывают всем сказки о флоте, тарифах, армии и походах на Ростов. Такое впечатление, что поддерживание поголовья маргиналов на нынешнем уровне лозунгами и сказками – сакральная задача многих нардепов.

Сейчас есть только один способ усилить флот Украины – максимально ускорять реформы во всех сферах. У любого человека, рассказывающего за флот, стоит спросить, как он голосует в Раде, посещает заседания, платит налоги, светит сдачу квартир, не прячет доходы за минимальной зарплатой и не стоит в очереди за субсидиями. Будет экономика – будет флот, армия и полиция. Возникнут флотские традиции и армейское братство. Не будет – не будет Украины. Всё просто.

Нет никаких секретных способов и хитрых планов. Есть шведские суда в лизинг с очень достойными ТТХ. Есть подержанные нидерландские фрегаты «Вилинген» с ракетами «Экзосет», как у Болгарии, дёшево и сердито. Есть датские многоцелевые катера «Флювефискен» («Летучая рыба») – могут превращаться из патрульного корабля в ударный, зенитный или минный заградитель простой перестановкой модулей краном в слот, их закупает крохотная Литва. Любые капризы за ваши деньги. Главное, чтобы они у вас были.

Пока фантасты бредят ракетными корветами в океане, реалисты думают, как разместить личный состав на плавучей казарме времён раннего Брежнева. Добиться роста экономики – задача номер один для каждого украинца, который думает о будущем своей страны. А «Гюрза М», «Кентавры» и «Лани» – единственный выход на ближайшее десятилетие – суда для гибридной войны, которую навязывает нам Кремль, возможной возни на отмелях в Азовском море, сотни километров судоходного Днестра и Дуная и поддержки ССО во время реконкисты на востоке. Не идеальный инструмент, но рабочий ответ на те вызовы, которые возможно ещё предстоят Украине.

Автор:  Кирилл Данильченко «Ронин»,  petrimazepa.com

You may also like...