Что стоит за арестом «украинских диверсантов» в Крыму?

У России нет возможностей, а значит – и намерений развязать полномасштабную войну против Украины, но дестабилизация ситуации в стране остается одной из главных целей. В Украине нет идеологического, политического и любого иного национального единства. Создается впечатление, что в самой Украине многие политические силы подыгрывают России в достижении поставленной цели.

 В будущем Россия не преминет воспользоваться нарастающими противоречиями в обществе для дестабилизации обстановки в Украине.

Что стоит за арестом «украинских диверсантов» в Крыму? 

Философ и методолог Владимир Мацкевич ответил на вопросы Службы информации «ЕвроБеларуси».

– До сих пор нет никакой ясности: что же стоит за поимкой «украинских диверсантов» в Крыму и последовавшей за ней шумихой?

– За провокацией невозможно проследить далеко идущие политические или стратегические цели. Квазидиверсионные события произошли на фоне наращивания военного присутствия в Крыму, который Россия нашпиговывала своими войсками. Естественно, нужно было объяснить военную активность – и самой России, и международному сообществу, да и жителям Крыма. Провокация, наверное, использовалась, чтобы объяснить активность воинских формирований.

– Значит, разговоры об очередном витке российско-украинского конфликта беспочвенны?

– Имеются все признаки того, что на границах Украины, Донбасса и Крыма что-то готовится. Но сейчас очень трудно определить, в каком направлении будут развиваться события.

С самого начала российско-украинской войны говорил и не устану повторять, что у России нет сегодня возможностей, а значит – и намерений развязать полномасштабную войну против Украины. Но одной из главных стратегических целей России является дестабилизация обстановки в Украине. На достижение этой цели направлены многочисленные действия российских войск, военных образований «ДНР» и «ЛНР», наращивание военного присутствия в Крыму, вся пропагандистская машина. Очень печально, что нормализация политической, экономической и социальной жизни в Украине затягивается. Создается впечатление, что в самой Украине многие политические силы подыгрывают России в достижении поставленной цели.

– Вы говорите о политических силах, доставшихся Украине в наследство от Януковича?

– Они существовали и до Януковича. Наверное, они каким-то образом связаны и с кланом Януковича, и с политическими силами, которые его поддерживали.

Но, несмотря на то впечатление, которое произвел на весь мир Майдан, единства, консолидации украинского общества вокруг Майдана, затем защиты Донбасса, – это единство – всего лишь впечатление. В Украине нет идеологического, политического и любого иного национального единения. Украина долгое время жила в наивном плюрализме: в стране свободно развивались олигархические кланы, враждующие между собой, имеющие различные экономические интересы и различные представления о том, какой они хотели бы видеть Украину. Поэтому и украинский политикум, как они говорят, и экономическая, бизнес-элита Украины очень сильно разрознены, им с огромным трудом удается договариваться и консолидироваться в единстве. Это проявляется как в Верховной Раде, так и на региональном уровне.

А сейчас к этому добавляется и большое недовольство тех, кто принимал участие в военных действиях на Донбассе; многие из них демобилизованы, многие ушли в отставку, но сохранили оружие. Часть украинского общества, прошедшая через войну, очень взрывоопасна: в ней растет недовольство, подозрительность – как к властям, так и друг к другу, и нет никаких сомнений, что этой ситуацией Россия не преминет воспользоваться в будущем. Доктрина «разделяй и властвуй» работает в Украине на полную силу.

– То есть, Кремль намерен дестабилизировать ситуацию в Украине руками самих украинцев, без прямого военного вторжения?

– Военное присутствие России в Украине продолжается: и в оккупированном Крыму, и на захваченных территориях Луганской и Донецкой областей. Этот фактор по-прежнему работает и, по мере возможностей, Россия будет пытаться использовать в своих целях несогласованность, разрозненность украинского общества.

– А может, подняв бурю в стакане воды, РФ пытается отвлечь внимание от других, более важных событий? Все большее беспокойство вызывает сосредоточение российских войск то ли на украинской, то ли на беларусской границе, эксперты все чаще и чаще называют Беларусь в качестве следующей цели российской агрессии.

– Мысли об отвлечении внимания очень часто приходят в голову аналитикам, журналистам, но этот стереотип не всегда срабатывает. Согласитесь, крымская провокация не столько отвлекла внимание от передвижения российских войск и сосредоточения их на разных участках российско-украинской и беларусской границы, сколько привлекла внимание.

Поскольку Россия изначально объясняла передвижения своих войск ответным шагом на действия войск НАТО в странах Балтии, Польше. Но НАТО никому не угрожает, никакой угрозы передвижения войск НАТО не представляют – ни со стратегической, ни с обывательской точки зрения. Поэтому и ответные действия России выглядят как чрезмерные, неадекватные, несоразмерные действиям НАТО. Значит, нужны другие поводы для объяснения того, зачем Россия наращивает присутствие войск на границах Украины и Беларуси.

You may also like...