Территориальные претензии Украины или янтарная лихорадка?

В соседней Беларуси беспокоятся, насколько  обоснованы территориальные претензии местных жителей приграничных районов Волыни, УКРОПа и народного депутата Верховной Рады Надежды Савченко на «исконно украинские» земли, которые в настоящее время являются частью Брестской области Беларуси?

После подписания 30 июля 2014 г. Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины было утверждено Положение о демаркации государственной границы между двумя странами, после чего стороны приступили к выполнению работ по демаркации.

Подготовительная же работа по делимитации и демаркации Государственной границы Беларуси с Украиной началась еще в конце 1992 г., когда Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 7 декабря 1992 г. был утвержден состав официальной беларуской делегации для проведения переговоров с Украиной о делимитации и демаркации границы, протяженность которой по линии административной границы БССР и УССР составляет 1084,2 км, в т.ч. водный участок – 25,9 км.

Договор между Беларусью и Украиной о государственной границе был заключен 12 мая 1997 г. Кроме делимитационной карты, к Договору прилагался и Протокол-описание прохождения государственной границы, который должен был упростить выполнение демаркационных работ. Таким образом, с заключением Договора были закончены работы по делимитации границы Беларуси с Украиной, которые продолжались 4,5 года.

Украиной Договор был ратифицирован 18 июля 1997 г., однако Беларусь «тянула» с ратификацией Договора аж до апреля 2010 г. Официальные лица республики объясняли это тем, что руководство Беларуси ратифицирует этот договор только после погашения Украиной своего государственного долга.

Во время визита А. Лукашенко в Киев в 2009 г. проблему погашения долга удалось урегулировать и 2 апреля 2010 г. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь ратифицировала Договор о государственной границе. Однако обмен ратификационными грамотами не состоялся, т.к. вновь встал на повестку вопрос о погашении Украиной государственного долга.

Только 18 июня 2013 г. Министром иностранных дел Беларуси Владимиром Макеем и Первым заместителем министра иностранных дел Украины Русланом Демченко был подписан протокол об обмене ратификационными грамотами Договора между Украиной и Республикой Беларусь «О государственной границе», заключенного еще 12 мая 1997 г.

Но еще за месяц до этого, 14 марта 2013 г. в Луцке по поручениям правительств Украины, Польши и Беларуси главы пограничных ведомств стран, соответственно, Николай Литвин, Доминик Трач и Александр Боечко подписали Соглашение о точке стыка государственных границ, которая находится вблизи д. Томашевка Брестской области на пересечении линии, проходящей по середине р. Западный Буг, с линией, являющейся продолжением южной бровки канала Мостицкого.

После обмена ратификационными грамотами, 24-25 сентября и 5-7 ноября 2013 г. состоялись два заседания Общей беларуско-украинской демаркационной комиссии, а 13 ноября 2013 г. в районе международного пункта пропуска Сеньковка Черниговской области был установлен первый знак на Государственной границе Беларуси с Украиной.

После утверждения 30 июля 2014 г. Положения о демаркации государственной границы, Беларусь и Украина приступили к выполнению работ по ее демаркации и уже к маю 2016 г. из 1084,2 км беларуско-украинской государственной границы было демаркировано почти 350 км и установлено почти 980 пограничных знаков.

Однако работы по демаркации государственной границы, проводимые беларуской стороной (украинской стороной работы по демаркации фактически не проводятся), вызвали недовольство как местных жителей приграничных с Беларусью районов Южного Полесья, которые даже начали обвинять власти страны в передаче Беларуси «исконно украинских территорий», так и представителей различных политических организаций.

Еще в мае 2008 г. лидер украинской «Свободы» Олег Тягнибок в интервью изданию ЛІГАБізнесІнформ заявил, что «…этнические украинские земли не ограничиваются границами современной Украины» (источник).

Затем к объединению всех украинских этнических земель в одном украинском государстве призвал заместитель председателя Украинской республиканской партии и президент благотворительного фонда «Украина – Русь», бывший депутат Львовского горсовета Ростислав Новоженец. Выступая 22 января 2014 г. на митинге, проводившегося в ходе Львовского вече, посвященного Дню Соборности, он заявил, что в 1919 г. территория Украины была на 60% больше, чем в настоящее время, и перечислил все утраченные территории, в том числе «Берестейщину, Гомельщину, отошедшие к Беларуси» (источник). Таким образом, в очередной раз было заявлено, что южное Полесье – украинская этническая территория, хотя появившиеся здесь в начале 1990-х гг. зачатки сепаратистского движения полещуков, давно уже заглохли.

Заявление Ростислава Новоженеца поддержал в своем выступлении на митинге и лидер УНА-УНСО Юрий Шухевич, который заявил, что «далеко не все этнические земли мы собрали вместе. Тогда будет действительно Соборность, когда мы соберем те украинские земли, которые еще за пределами Украины» (источник).

С началом работ по демаркации Государственной границы Беларуси с Украиной на участке, прымыкающем к Волынской области, словесные претензии на южное Полесье Беларуси вылились в протестные действия. Так, в мае 2016 г. несколько организованных групп жителей приграничных районов Волынской области пересекли государственную границу с Беларусью и вынудили беларусов «поставить на прикол» работавшую дорожно-строительную технику (источник).

Вскоре действия местных жителей были поддержаны активистами УКРОПа и в начале июля в селе Ветлы Любешивского района состоялась встреча главы Волынского областного совета Игоря Палицы с местной «громадой» (общиной), а также прошло межведомственное совещание, созванное по просьбе народного депутата, председателя политсовета УКРОПа Тараса Батенко. На совещании было решено создать специальные государственную и областную комиссии, которые должны «наконец разобраться», где должна проходить украинско-беларуская государственная граница.

По словам Игоря Палицы, жители села «…настроены радикально. Мы пообещали людям, что сделаем ревизию всех документов, на основании которых проводились делимитационные и демаркационные работы. Если документы соответствуют действительности, мы об этом должны доложить людям. Если же какие-то документы были предоставлены без подтверждения, то мы это тоже сообщим» (источник).

Глава Волынского областного совета свое обещание жителям села сдержал и 14 июля 2016 г. на сессии Волынского областного совета депутаты приняли инициированное УКРОПом обращение к Верховной Раде Украины о создании Временной специальной комиссии Верховной Рады для проведения проверки документов о делимитации украинско-беларуской государственной границы.

Вскоре территориальные претензии к Беларуси жителей приграничного района Волыни поддержала и народный депутат Верховной Рады Украины Надежда Савченко. В частности, выступая 8 августа 2016 г. на митинге, проходившем в Киеве у здания Администрации Президента, она заявила, что «Кучма, который подписал демаркацию границы еще в 1997 году», сдал часть Украины Беларуси (источник).

Таким образом, народный депутат поставила под сомнение правомерность Договора между Беларусью и Украиной о государственной границе, заключенный 12 мая 1997 г., а также результаты 4,5 лет работы специалистов Беларуси и Украины по делимитации 1084,2 км государственной границы.

Насколько же обоснованы территориальные претензии местных жителей приграничных районов Волыни, УКРОПа и народного депутата Верховной Рады Надежды Савченко на «исконно украинские» земли, которые в настоящее время являются частью Брестской области Беларуси?

 Все дело в воде

Таким образом, оснований для территориальных претензий Украины к Беларуси нет, однако привыкнуть к наличию Государственной границы местным жителям украинских приграничных районов нелегко. В этой связи и вспыхивают различные протестные акции. Например, до 2011 г. местные жители приграничной территории Украины требовали обеспечить им право беспрепятственного посещения Ольманских болот для сбора дикоросов, ведь многие из них этнические беларусы – потомки жителей располагавшихся здесь Мерлинских хуторов и деревень, которые в 1961-1962 гг. были переселены на территорию Украинской ССР при создании авиационного полигона, поэтому они считают Ольманские болота частью своей «малой родины». Причем, порой конфликты местных жителей с беларускими пограничниками принимали весьма серьезный оборот. Например, был случай, когда жители приграничного украинского села с вилами в руках штурмовали беларуский пограничный пост, пытаясь освободить своих задержанных земляков.

Тем не менее, в 2011 г. между Беларусью и Украиной было подписано соглашение о временном пропуске для сбора дикоросов в республиканском ландшафтном заказнике «Ольманские болота». На основании этого соглашения украинским гражданам из приграничных деревень при наличии действительного паспорта гражданина Украины разрешено для сбора грибов и ягод с 1 июля до 10 августа и с 30 сентября до 15 ноября пересекать Государственную границу с Беларусью в светлое время суток с 8.00 до 20.00 с возвращением в текущие сутки в упрощенном порядке по пропускам, которые выдаются в пограничном отряде Беларуси на основании поданного заявления.

В этом году такой возможностью в период с 23 июля по 10 августа воспользовались около 4,5 тыс. жителей 10 украинских приграничных населенных пунктов, для которых были открыты временные места пропуска «Познань», «Березовое» и «Дроздынь». Однако это значительно меньше, чем за аналогичный период 2015 г., и основная причина – введение Указом от 21 июля 2015 г. № 337 «О вопросах посещения заказника» платы за посещение республиканского ландшафтного заказника «Ольманские болота» в 2015-2016 гг., которая Столинским райисполкомом была установлена в 2015 г. в размере 7 базовых величин, а в 2016 г. – 10, т.е. 210 BYN. Тем не менее, ожидается значительно большее количество посещений в период сбора клюквы – с 1 сентября по 15 ноября.

Таким образом, проблем с доступом граждан Украины на территорию Беларуси для сбора дикоросов нет. Другое дело – хищническая добыча янтаря с помощью мотопомп, которая очень распространена в приграничных с Беларусью районах Ровенской и Житомирской областей Украины. Превратив в «лунные пейзажи» тысячи гектаров своих лесов и плодородной земли, жители Украины начали проникать на территорию Беларуси, заражая «янтарной лихорадкой» обитателей наших приграничных районов.

И хотя по мнению специалистов более 80% находящегося в земле Беларуси янтаря не пригодно для ювелирных изделий, однако в нашей стране уже за незаконную добычу янтаря привлечено к ответственности более десятка человек, а также частное предприятие, которое получило официальное разрешение на проведение геолого-разведывательных работ.

Такой способ добычи янтаря, когда в грунте мотопомпами вымываются водой ямы глубиной до 6 м, в которых всплывший янтарь собирается сачками, требует большого количества воды, а основной здесь источник воды – Жировский канал, находящийся в Дрогичинском районе Брестской области, который жители приграничных сел Украины привыкли «за советским часом» считать «своим». Этот канал соединяет озеро Белое, через которое проходит Государственная граница Беларуси с Украиной, с Днепро-Бугским каналом, а его главное предназначение – аварийный сброс паводковых вод при весеннем половодье.

Кроме того, местные жители опасаются обмеления озера Белого, вода которого также используется для «янтарного промысла», так как Беларусью осуществляется, естественно – с согласия Украины, создание на Жировском канале водохранилища площадью 669 гектаров, но для наполнения водохранилища кроме существующего канала запланировано параллельно ему от озера Белое проложить новый канал протяженностью 18,25 км. Созданное водохранилище позволит в весенний период аккумулировать здесь 21 млн куб. м воды с последующим использованием ее в навигационный период и обеспечивать необходимые экологические условия по сохранению каскада украинских озер.

Таким образом, истинная причина протестных акций местных жителей, как отметил помощник главы Госпогранслужбы Украины Олег Слободян, «не защита государственных интересов, а обычная для региона нужда – брать из канала воду для мытья янтаря» (источник).

После этой акции местных жителей, украинские власти заявили, что те, кто будет препятствовать работам по демаркации границы, ответят по всей строгости закона. Также с нарушителями границы, препятствующими выполнению работ по демаркации границы, «не церемонятся» и беларуские пограничники – все лица, незаконно проникшие на территорию Беларуси, задерживаются с последующей депортацией, на некоторых нарушителей налагается штраф в размере до 50 базовых величин, также применяется запрет на въезд в Беларусь на срок от одного до пяти лет.

Кроме того, в случае повторного незаконного пересечения Государственной границы Беларуси в течение года после первого, нарушители границы могут остаться в Беларуси «в местах не столь отдаленных» на срок до двух лет, а в случае умышленного незаконного пересечения Государственной границы Беларуси группой «протестующих» – на срок уже от трех до семи лет.

Однако, после «атаки» на беларускую дорожно-строительную технику в мае 2016 г., больше никаких протестных акций против демаркации границы или за возврат «отторгнутых территорий» жители приграничных районов Украины не проводили, а демаркационные работы на участке беларуско-украинской границы, примыкающей к Волынской области, беларуской стороной осуществляются по плану и в сентябре 2016 г. были завершены.

Автор: Леонид Спаткай,  Belarus Security Blog

You may also like...