Информация и влияние в гибридной войне

Первые исследования по информационным войнам появились в конце прошлого века. Военные, которые их писали, обронили тогда фразу: самым незащищенным местом на поле боя является мозг солдата. И это понятно, так как все можно закрыть броней, только не разум.

Мы живем в мире, где резко усилились позиции медиа в плане влияния на население. Все действия теперь (военные, экономические, политические, информационные) зависят от информационного и виртуального пространства. Возникли новые профессии, которые обслуживают эти пространства.

Приход новых вариантов медиа трансформирует человечество. Книгопечатание принесло национализм и национальные государства, возросший уровень литературы и массового читателя, объективную науку, образование и отделение религии от государства, что в результате привело к современному пониманию демократии.

Интернет дал голос не избранным, а многим, разрушив зависимость человека от государства. Он ведет к сжиманию функций традиционных медиа, поскольку большая часть населения начинает получать свои новости из соцсетей. Для многих Интернет вытеснил из квартиры телевизор, так как новости и фильмы можно получать из Интернета. Точно так мобильные телефоны уничтожают стационарные, о которых уже отказались, например, многие американские семьи. 

 

 

 

Новый тип информирования и информации взят на вооружение всеми теми, кто профессионально занят влиянием. Исследователи говорят о наступившей «информационной гонке вооружений», а точнее «гонке информационных вооружений».

Все это постепенно приводит к тому, что падает уровень доверия к СМИ. В результате зритель/читатель любое сообщение начинает рассматривать как модель условной капусты, с которой надо снять листочки, чтобы добраться до истины. Однако в  условиях ускоренных информационных обменов это сделать очень сложно, ведь у потребителя информации просто нет времени на это. Более того он усиленно нуждается в подсказках, которые помогли бы ему разобраться в информационном хаосе, который его окружает. Именно отсюда засилье экспертов на экранах телевизоров, которые и пытаются отрывать листочки от капусты, но только тем, что им выгодны.

Наиболее известным способом управления была и остается модель информационной повестки дня. Усилия государственного управления прилагаются к тому, чтобы население думало так, как это задается информационной повесткой, определяемой теленовостями, стоящими в выпуске раньше других. Однако это решение мирного времени и для внутренней аудитории.

Гибридная война реинтерпретирует события так, чтобы понизить уровень насильственности происходящих событий, пряча все за мирной картинкой.

Сегодня в ситуации множества правд, когда соцсети порождают бесчисленное количество сообщений, очень сложно говорить о достоверности какой-то одной истины. Реально можно опровергнуть лишь малую толику того, что мы видим и слышим из-за нехватки ресурса и времени.

Роль фильтра остается для самого индивидуального человека, который физиологически не способен «переварить» миллионы сообщений. Мы принимаем или отвергаем информацию исходя из имеющейся у нас модели мира. Но для этого должны различаться модель мира «агрессора» и «жертвы», в противном случае отвергнуть ничего не удастся.

Во время войны информационное пространство страны реально формируется двумя разнонаправленными потоками. С одной стороны, это прямое информирование, с другой, косвенное, идущее извне. Как ни запрещать телеканалы или книги, этот чужой поток интерпретаций и реинтерпретаций происходящего все равно будет.

При этом современность добавила еще одну сложность – трудно стало долго удерживать внимание зрителя или читателя. Поэтому серьезное место в информировании заняли политические ток-шоу. Хотя этот жанр стал вариантом забавы «морду бьют». Это случается косвенно информационно, а иногда и прямо физически. И к сожалению, пока только этот путь удерживает зрителя у телевизора.

Глеб Павловский говорит«Интернет формирует привычку короткой памяти, там никто ничего не перечитывает. Сама мысль довольно странна – перечитать какой-то текст в интернете. И никто не проверяет информацию. В лучшем случае погуглят, но ведь и это может оказаться лажей».

Первые исследования по информационным войнам появились в конце прошлого века. Военные, которые их писали, обронили тогда такую фразу: самым незащищенным местом на поле боя является мозг солдата. И это понятно, так как все можно закрыть броней, только не разум. При этом, часто реагируя не разумом, а эмоциями, человек неадекватно оценивает происходящее, что еще серьезнее ослабляет его защитные функции.

Гибридная война вновь поднимает пропаганду и контрпропаганду на новый уровень. Тем более, что современные информационные возможности многократно превосходят те, которые были в прошлом.

Все страны подвергаются кибератакам, меняют в ответ свои доктрины информационной безопасности. Изменение этой доктрины Россией вызвало неоднозначные оценки. Вот, что сказал А. Колесников: «изменения информационной обстановки воспринимаются этим режимом как резкое ухудшение ситуации. Ведь российские власти столкнулись в свое время с отдаленным опытом "арабской весны", так называемой фейсбук-революции.

Они видели, как это происходило на Майдане, как это происходило в самой России в 2011 году, и они видят в информационных технологиях и новых средствах коммуникаций угрозу. То есть это доктрина защиты государства от граждан. Задача властей – использовать эти самые информационные технологии в борьбе с гражданами, то есть в контроле, надзоре, "опрозрачнивании" жизни граждан, чтобы они, не дай бог, ничего плохого про государство не подумали и тем паче не сделали. Мне кажется, в этом логика: это ответ государства на современные вызовы».

Сильное государство, построенное гражданами и для граждан, не так боится протестных выступлений, как это имеет место в государствах, стремящихся к полюсу авторитарности. Правда, цветные революции происходят в государствах, которые имеют демократическую составляющую, что не дает им возможности просто расстреливать протестующих.

У Сунь-Цзы есть слова, которые могут быть эпиграфом к любой работе по гибридной войне: «Война – игра обмана. Поэтому притворяйся немощным, когда силен; притворяйся вялым, когда готов нанести удар; кажись далеким, когда на самом деле находишься рядом, и наоборот. Когда враг жаждет наживы, подмани его наживкой; когда он в беспорядке, напади и опрокинь его; когда он хвалится значительными силами, будь вдвойне действовать против него; когда он страшен, обходи его. Если он робок и осторожен, поощряй его тщеславие. Если силы его свежи, измотай их. Если он един, раздели его. Атакуй его, когда он меньше всего готов. Действуй, когда он меньше всего тебя ожидает».

Автор: Георгий ПОЧЕПЦОВ, доктор филологических наук, профессор, эксперт по информационной политике, MediaSapiens

You may also like...