Как обстоит дело с «конопляной преступностью» в зоне АТО

На Луганщине в сельских районах на марихуану приходится процентов 80 всех правонарушений, связанных с наркотиками, говорит начальник отдела по борьбе с наркопреступностью ГУ Национальной полиции в Луганской области Александр Пупынин. В городах – примерно половина. Остальное – опий, в меньших количествах амфетамин, метадон и более экзотические вещества.

«Самый популярный наркотик»

По ту сторону линии разграничения, в группировках «ДНР» и «ЛНР» категория «незначительное количество» подразумевает до 6 грамм марихуаны (по украинскому законодательству – 5 г). Тамошние «законы» – полная калька с российских. При этом, если у нас особо крупный размер начинается с 2,5 кг марихуаны, то там – с 10 кило. Фото с сайта «МВД ЛНР»

Конопля – очевидный лидер по популярности. В соседней Донецкой области пресс-служба ГУ НП процентного соотношения не дала, но по количеству изъятого можно составить представление. За 2016 год на Донетчине изъяли 254,75 кило «травы», 23 кг маковой соломы, 1,75 литра опия и 625 грамм амфетамина.

В Донецкой области за прошлый год зарегистрировано 2264 правонарушения, связанных с оборотом наркотиков. В пресс-службе не уточнили, но очевидно, что значительная часть уголовных производств была закрыта. Вывод делаем по аналогии с Луганской областью.

– Всего зарегистрировано в прошлом году 1149 правонарушений, закрыто 351. По статье 309 УК (хранение без цели сбыта) из 924 прекращено 269 уголовных производств, – рассказывает начальник отдела по борьбе с наркопреступностью ГУ НП в Луганской области.

Действующий уголовно-процессуальный кодекс обязывает полицию открывать производства по всем эпизодам. А затем, когда эксперты квалифицируют количество изъятого как незначительное, дела закрывают. Ясно, что примерно в тех же пропорциях прекращаются дела и в Донецкой области.

В АТО тенденции отчетливей

По выращиванию наркосодержащих растений (ст. 310 УК) в обеих областях начали производств в прошлом году примерно поровну. 137 в Донецкой и 148 в Луганской. На Луганщине из них прекратили почти половину – 67. Потому что до 10 кустов конопли и до 100 маков – это не уголовная ответственность, а административный штраф.

На фоне этого вала практически теряется показатель по куда более серьезной статье – сбыт наркотиков. По Луганской области в 2016-м таких производств 32 (плюс еще 6 прекращенных), по Донецкой – 74 всего (сколько из них закрыто, пресс-служба не сообщила).

32 из 798. 4%. 74 из 2264. 3,2%.

Активисты «Марша свободы», который проходил в Киеве констатируют, что подобная картина наблюдается и в целом по стране. 

Статистика судебных приговоров по наркопреступлениям. Инфографика со страницы Марша свободы в Facebook

«Как сообщают организаторы Марша, ссылаясь на Высшую судебную администрацию Украины, в 2016 году за сбыт наркотиков приговоры получили лишь 729 человек (рекордно низкое количество), в то время как за хранение без цели сбыта – 6997 (в том числе 5050 – за незначительные количества)…» – отмечается на странице события в Facebook.

В судебной статистике, выходит, приговоров по сбыту наркотиков – 8%, еще 2% приговоров – по делам об организованных преступных группах. Остальные же 80% – хранение без цели сбыта. Активисты указывают, что полиция борется с тем, с чем бороться проще. Вместо того, чтобы заниматься действительно серьезными преступлениями.

В то же время вал «мелочевки» на освобожденных территориях Луганской и Донецкой области, значительно выше среднего по стране.

Вал «административки» от патрулей

Тарас Ратушный, боец 26 бригады Национальной гвардии (2015-2016)

Координатор «Марша свободы» Тарас Ратушный недавно демобилизовался, отслужив в Национальной гвардии Украины. Он делится с «РГ» своими наблюдениями.

– Режим блокпостов дает и будет давать вал дел по ст. 309.1 (незаконное производство, приобретение, хранение или транспортировка наркотических веществ без цели сбыта). Вкупе с усиленными патрулями в городах. Профайлинг рассчитан на подозрительных и «тревожных» (дернулся, попытался избежать встречи с патрулем), но в большинстве случаев улов – это состав 309.1, «сіро-зeлeна речовина рослинного походжeння».

И большой процент из этого улова затем квалифицируется как административка. Это подтверждает и полицейская статистика. Скажем, в Северодонецке, нынешней «столице» Луганщины, по результатам работы в т.ч. патрулей начато 371 производство – 90 из них прекращено. В Лисичанске закрыто больше половины – 61 из 119.

– Документируем все, – говорит начальник отдела по борьбе с наркопреступностью ГУ НП в Луганской области Александр Пупынин. – Если не изымать, то быстрей будет распространяться. Но что нагрузка на следователей высокая – это да.

В первой части статьи о хранении наркотических веществ речь идет о количествах, которые не подпадают под категорию «великих» или «особливо великих». Эти размеры установлены Приказом Минздрава №188 от 1 августа 2000 года. Крупные размеры хранения марихуаны, согласно ему, – от 500 до 2500 грамм.

«Донбасский транзит героина»?

Глава Евразийского института наркополитики Владимир Тимошенко акцентирует внимание на другом.

Владимир Тимошенко (слева) с коллегами в ООН. Фото из Facebook Альянс громадського здоров’я

– Все такие зоны конфликта превращаются в зону наркотрафика. Советско-афганские события 80-х годов показали, как появился северный маршрут героина – через Среднюю Азию на Россию и далее. События на Балканах показали то же самое: так появился балканский маршрут – Косово, албанцы, которые снабжали Европу этим зельем из Афганистана. Ну, а теперь конфликт в центре Европы. Давайте догадаемся, чем он закончится? Вот на что нужно обращать внимание. На грабли сколько раз можно наступать? Я об этом говорил и на сессии ООН в марте этого года.

64-летний Владимир Андреевич Ткаченко прошел путь от младшего оперуполномоченного КГБ до первого заместителя главы СБУ – начальника Антитеррористического центра (2005-2007). С 2010 по 2014 возглавлял Комитет, а потом Госслужбу по контролю за наркотиками. С 2013 года – представитель Украины в Комиссии ООН по наркотическим средствам. Профессор, доктор юридических наук, генерал-лейтенант СБУ.

Вопреки государственной Стратегии

О показателях наркополицейских в Донецкой и Луганской областях эксперт отзывается скептически.

– Они ловят тех, у кого косячок в кармане. Или кусты находят на огороде у бабки. А мы говорим о серьезном наркобизнесе! В котором завязаны миллиарды. Вот там они пусть покажут себя! Если идти этим путем экстенсивным – это не работа, – считает Владимир Тимошенко. – Они ставят «галочки», делают статистику – но к серьезному наркобизнесу на пушечный выстрел не приближаются! Это статистика, извиняюсь, на жертвах. А там дырка в 400 километров границы. 400 километров! Надо бы другие результаты. А вот результатов-то я и не вижу.

Чем вредна марихуана

Единый реестр судебных решений сообщает: всего по наркопреступлениям с начала года в Донобласти 683 приговора, среди них по 309.1 (хранение без цели сбыта) – 656. В Луганской, соответственно, 217 из 223.

Все это никак не соответствует программному документу – «Стратегии государственной политики в отношении наркотиков на период до 2020 года». Она утверждена Кабмином Украины в августе 2013.

Основным приоритетом правоохранителей в Стратегии названа «концентрация усилий на выявлении и документировании противоправной деятельности организованных преступных группировок, представляющих наибольшую угрозу обществу (структуры, контролирующие наркотрафики, незаконное производство, сбыт наркотиков и т.п.), поскольку уголовное наказание наркозависимых лиц и мелких дилеров не влияет существенно на снижение уровня потребления наркотиков среди населения».

«От марихуаны еще никого не хоронили»

Кандидат биологических наук Дмитрий Исаев вместе с 6 коллегами подписал обращение к Кабмину в поддержку исследований марихуаны

Есть в Стратегии и предпосылки декриминализации «отдельных статей УК», и исследования в области медицинского применения каннабиноидов (действующего вещества марихуаны). Ни в том, ни в другом подвижек нет. Зато наоборот усиливаются репрессии против потребителей наркотиков, а наркобизнес чувствует себя с каждым годом все комфортней.

Примечательно, что среди задач правоохранителей первыми в Стратегии названы меры по предотвращению контрабанды наркотиков в Украину. Именно иностранного происхождения синтетические «спайсы», которыми наводнена страна и которыми отравились двое парней в Харькове в ночь на понедельник.

– В Харькове похоронили одного парня после употребления «спайсов», другого откачали, – констатирует Владимир Тимошенко. – От марихуаны ни одного не похоронили.

Дмитрий Шамрай: «Уже три года идет активная фаза войны, наши братья возвращаясь с фронта, не всегда могут адаптироваться к гражданской жизни, каждый пятый страдает от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) . Ведущие страны используют для лечения бойцов медицинскую коноплю, почему мы не делаем этого?» Фото из Facebook

Бывший глава Госслужбы по контролю за наркотиками и глава Евразийского института наркополитики, он – один из авторов и идеологов Стратегии. И настаивает на исполнении документа – ведь это был шаг правительства на пути к ассоциации с Евросоюзом.

– Скоро четыре года будет ей. И что из того выполнено? – говорит Тимошенко.

После ликвидации Госслужбы по контролю за наркотиками Кабмин поручил формирование наркополитики Министерству здравоохранения. Минздрав должен заниматься в т.ч. вопросами химии (прекурсоров – веществ, которые используются при изготовлении наркотиков: соляной, серной кислоты, марганцовки и т.д.), вопросами сельского хозяйства (выращивания конопли, мака). Минздрав, согласно Стратегии, должен координировать все, в том числе и правоохранительную деятельность в сфере наркополитики.

– Открывайте Стратегию, там все написано по направлениям. А мы ни разу даже план годовой по реализации этой Стратегии не утвердили, – констатирует Владимир Тимошенко. – А 2020 год уже на носу…

Автор:  Александр Белокобыльский, «РГ»

 

You may also like...