Постсоветский бандитизм – изуверский и беспощадный: банда «Лопаса», банда «оружейника»…

Не было республики на территории постсоветского пространства, где минувшие пятнадцать лет не ознаменовались бы вспышкой бандитизма – в самых тяжелых его формах. Вспомним «ретро», которому конца нет и сегодня… Конец банды «Лопаса»

…Прокуроры Вильнюсской окружной прокуратуры передали 29 томов уголовного дела в окружной суд для рассмотрения и принятия окончательного решения. Обвинения были предъявлены 13 гражданам страны, которые проходили в качестве подозреваемых по данному делу. Их возраст колеблется от 17 до 24 лет. Преступную группировку создал и руководил ее в течение нескольких лет 24-летний вильнюсец Лаймонас Л. по кличке «Лопас». В черном списке группировки, счет которого открывается с февраля 2002 года и заканчивается ровно через три года февралем 2005, два убийства, два покушения на убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, хранение и распространение наркотиков, незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, а также вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних. Все преступления совершались умышленно. В процессе досудебного расследования было установлено, что члены этой банды занимались вымогательством имущества и самоуправством, а для проведения своей преступной деятельности арендовали многочисленные квартиры и гаражи, где хранили оружие и значительное количество наркотических веществ. При обысках были изъяты героин, измельченная конопля, психотропное вещество MDMA, метамфетамин и другие одурманивающие вещества.

В результате долгой и кропотливой работы сотрудников полиции и прокуратуры членам преступной группировки были предъявлены обвинения по восемнадцати статьям Уголовного кодекса Литовской Республики. Для дачи показаний в суд были вызваны 70 свидетелей.

В один из дней февраля 2002 года на тот момент нигде не работавший житель столицы Лаймонас Л. придумал способ легкого заработка денег, по его понятию, это был бизнес, связанный с наркотиками. Но для этого ему нужны были помощники, потому что наркотики необходимо не только приобретать, хранить, но, самое главное, распространять. «Строительство» банды он вел постепенно и начал с 21-летнего вильнюсца Томаса М. (кличка «Мутлис»), тоже нигде не работавшего. Осенью того же года в ее ряды были втянуты двое несовершеннолетних – Мантас К. (кличка «Мажас») и Марюс Б. (кличка «Страйкерис»). Чуть позже, зимой 2003 года под ее знамена встал еще один безработный доброволец Паулюс М. по кличке «Мишкис». Каждый из них должен был выполнять свою роль и иметь определенный круг обязанностей, каждый получал конкретное задание, выполнение которого строго контролировалось. Весь Вильнюс был поделен на секторы, в которые входили жилые или, так называемые, спальные районы города, и каждый из преступников строго отвечал за определенный участок по распространению наркотиков. Здесь арендовались жилые помещения и гаражи, в которых вначале хранились наркотики, а затем и незаконно приобретенное огнестрельное оружие, а также взрывчатые вещества, в том числе такое сильное как тротил.

Каждый из членов организованной преступной группировки имел своих помощников, которые распространяли наркотики и психотропные вещества в выделенных им районах. Многие из них были несовершеннолетними. Местами, где они занимались преступным бизнесом, были школы, дискотеки, ночные клубы, кафе, различные развлекательные мероприятия. Одурманивающие вещества продавались знакомым наркоманам, друзьям и приятелям.

Главарь банды приказал основным действующим лицам приобрести телефоны мобильной связи, особо точные, специальные весы для взвешивания порций наркотиков, а также средства для их расфасовки. Как истинный руководитель, именно Лаймонас Л. устанавливал цены на реализуемую преступную продукцию и именно в его руках находился контроль за всеми финансовыми потоками группировки – их поступлением и распределением.

Первой жертвой преступников стал Вилюс Б., которого главарь подозревал в возможном доносительстве органам правопорядка о преступной деятельности группировки. 20 января 2003 года около пяти часов вечера Лаймонас Л. вместе с Паулюсом М. обманным путем посадили Вилюса в автомобиль «Mercedes Benz», зарегистрированный на имя Д.Л, и отвезли в лесной массив на 97-м км Укмергского шоссе. Приехав на место, они заклеили ему рот и связали руки липкой лентой, а затем, полностью подавив возможность сопротивления, подтащили к заранее вырытой яме. От удара по лицу Вилюс свалился и ему, лежащему на земле, Лаймонас накинул на шею веревку и стал душить. Через пять минут бездыханное тело было скинуто в яму и засыпано землей. Перед этим вожак потребовал, чтобы Паулюс М., уже лежащему в яме неживому человеку, нанес несколько ударов ножом в область сердце. Что и было выполнено беспрекословно.

Следующее умышленное убийство совершено летом 2004 года. На этот раз жертвой должен был стать Алексей Н., на которого пали подозрения в том, что он мог украсть большое количество наркотиков из арендуемой квартиры по улице Шешкине. И вновь, как и в случае с Вилюсом Б., Алексея обманным путем усадили в автомобиль «BMW» и отвезли на очередную подпольную квартиру. Там силком напоили парня пивом с клофелином и избили, затем заткнули рот майкой, связали руки веревкой и полностью обессиленного и не имеющего сил сопротивляться, отвезли в лесной массив на 8-й километр дороги Дукштос-Кернаве к заранее вырытой яме. И вновь основным исполнителем приговора стал вожак банды: именно Лаймонас Л. накинул на шею жертве ремень и душил в течение пяти минут. Затем безжизненное тело бросили в яму, где Мантас К. нанес по нему, по приказу Лаймонаса, несколько ударов ножом. Закопав тело Алексея Н., убийцы, как ни в чем не бывало, вернулись в Вильнюс, выкинули принадлежащие жертве вещи, а мобильной телефон продали.

В «черном» списке банды наряду с убийствами и торговлей наркотиками установлено 18 преступных эпизодов, относящихся к особо тяжким преступлениям, – это вымогательство имущества, покушение на убийство, тяжкие телесные повреждения, злостное нарушение общественного порядка. От преступных действий бандитов страдали и представительницы слабого пола. Но особой жестокостью они отличались при воспитании своих младших дружков – торговцев наркотиками. За малейшие провинности наказывали сурово и без всяких скидок на возраст и степень провинности – просто вывозили в лес и «воспитывали» при помощи деревянной палки и собственных кулаков, часто нанося своими действиями тяжкие телесные повреждения. Всех их подозревали, очевидно, исходя из собственных представлений, в кражах – будто они воровали деньги, вырученные, от продажи наркотиков.

Кстати, не то для истории, не то для устрашения, но многие кадры расправы над непослушными и отступившими от кодекса бандитской «чести», а также жертвами снимались на видеокамеру. Так одного жителя Вильнюса, для устрашения, вначале вывезли за город, где мучили всеми возможными способами, а затем показали фильм и те последствия, которые могли наступить в случаи его неповиновения. Парень предлагал заплатить бандитам по 200 литов отступного, однако их такой сценарий не устраивал. Они потребовали выплатить всю сумму так называемого долга целиком и сразу. Потому, приехав к нему домой, силком заставили выпить водки вместе с психотропыми веществами, а затем, обливая поочередно то горячей, то холодной водой, избивая, заставили отдать более 2000 литов…

Конец «банды оружейника»

Об этом деле, вобравшем в себя серию убийств и разбойных нападений в кропоткине и гулькевичском районе и раскрытом благодаря профессиональным, грамотным действиям сотрудников УБОП ГУВД краснодарского края, ранее уже сообщалось в средствах массовой информации. Но тогда о его логическом завершении говорить было еще рано. До последнего момента оставались сомнения в том, что преступники понесут заслуженное наказание. Сами они всячески старались его избежать, пришлось прибегнуть даже к судебно-психиатрической экспертизе. И вот, наконец, точка поставлена, состоялся суд.

«Ну, наверное, будем брать», – с этой условной фразы вожака банды начиналось самое страшное. Достав оружие, преступники набрасывались на ничего не подозревающих людей – хозяев домовладений, связывали их, затыкали кляпами рты, избивали, требуя выдать деньги и ценности, а потом, получив и собрав награбленное, убивали. Свидетели им были не нужны.

Именно по этому сценарию преступники действовали в одном из частных домовладений Г.Кропоткина, куда зашли втроем под видом потенциальных покупателей жилья. Когда хозяева, муж и жена, показывая комнаты, оказались рядом, прозвучали кодовые слова…

Из показаний подсудимого: «Когда Наташа (соучастница) стала снимать золото с хозяйки, та начала плакать. Хозяин сказал, чтобы она отдала все и сообщила, где лежат деньги. Наташа вышла и взяла деньги, а потом зашла к нам. Там мы еще взяли сотовый телефон. Хозяин стал упрашивать нас, чтобы мы их не убивали, что у них есть маленькая дочь, и она должна скоро прийти из школы…»

Два выстрела оборвали слабую надежду молодой четы на возможность уцелеть, еще раз увидеть дочку, порадоваться ее успехам, ощутить всю полноту жизни… Это было последним преступлением банды, после которого ее участников задержали.

Вячеслав Санталов – организатор банды, волею судьбы оказавшийся на Дальнем Востоке, родился в Кропоткине. Поэтому, когда встал вопрос о перемене места жительства, супруга высказалась за возвращение на малую родину. Здесь, пожалуй, следует упомянуть о том, что Санталов обладал тягой ко всякого рода техническим новшествам; особенно ярко это проявлялось в его отношении к оружию. Но, как зачастую бывает, изобретениями доморощенного самоучки никто не заинтересовался. Более того, некий делец, пообещавший «протолкнуть» изобретение за весьма кругленькую сумму в долларах, попросту его «кинул». Отсюда – озлобленность Санталова ко всему миру, не признавшему его гением, желание отомстить неизвестно кому и, заодно, поправить материальное положение семьи криминальным путем.

Обосновавшись с женой на Кубани, Санталов решил претворить задуманное в жизнь. В домашних условиях изготовил два пистолета с глушителями, наручники, маски-шапочки с прорезями для глаз, запасся электрошнурами. В качестве подельника, помимо жены Натальи, привлек некоего Конарева – наркомана из пригородного поселка, которого долго уговаривать не пришлось. Таким образом банда сформировалась и была готова к действиям.

И они не заставили себя ждать. Будущих жертв наметили из числа местных жителей, вознамерившихся продать свое жилье, для чего проштудировали газетные объявления, расклеенные в людных местах листовки. Наталья обошла некоторые адреса, попутно выясняя, сколько там жильцов, почему продают дом, каково расположение комнат. Выбор пал на одну из квартир по улице Красной в Кропоткине, владелица которой ранее занималась «челночным» бизнесом и в данный момент находилась в отъезде. Дома были лишь бабушка и внучка – выпускница школы, без всяких колебаний впустившие гостей. Проверив, что «посторонних» людей в квартире нет, преступники связали обеих и потребовали указать, где спрятаны деньги и ценности. Получив отказ, стали пытать с помощью утюга, электротока и «удавки». Из показаний подсудимого: «Кто пускал ток, кто привязывал их проволокой, точно не помню. По-моему, мы это делали одновременно… После удара током тела обмякли. Я вышел из кухни и пошел в зал, где еще не был, стал там рыться в вещах…»

Завладев в итоге награбленным – золотыми изделиями, деньгами, наиболее ценными вещами на общую сумму свыше 59 тысяч рублей, Санталов перед уходом задушил девушку и выстрелом из пистолета оборвал жизнь пожилой женщины. Еще одной жертвой бандитов стала одинокая сельчанка из Гулькевичского района, в дом которой под покровом ночи они проникли, взломав входную дверь гвоздодером. Добыча в этот раз составила чуть более 15 тысяч рублей, причем налетчики не погнушались даже постельным бельем. И снова прозвучал смертельный выстрел в голову.

Размотать этот клубок злодеяний было делом совсем непростым. Обособленность банды, ее, по сути, семейственность, отсутствие контактов с посторонними лицами, строгая подчиненность лидеру – все это создавало дополнительные сложности в раскрытии преступлений. Ну кто мог догадаться, что под личиной добропорядочных граждан скрываются настоящие изуверы.

Между тем сотрудники УБОП, активно взаимодействуя с другими подразделениями кубанской милиции, смогли выйти на след банды. Кропотливая, ежечасная работа по делу включала в себя целый комплекс оперативно-розыскных мероприятий. Это изначально изучение и анализ всех нюансов происшедшего, опросы родственников погибших, их соседей, выявление круга знакомых, отработка лиц, ранее судимых за аналогичные преступления, и многое, многое другое, о чем в интересах расследования попросту нельзя распространяться. Версия о том, что все убийства являются делом рук одной группы, тоже, конечно, не скидывалась со счетов. В результате именно она оказалась верной, после чего появились и конкретные подозреваемые.

Операция по захвату при поддержке СОБРа оказалась для бандитов полной неожиданностью, слишком уж они уверовали в свою неуязвимость. При обыске домовладения Санталовых оперативники обнаружили и изъяли многочисленные улики: два самодельных пистолета, муляжи и чертежи оружия, патроны, приспособление и сырье для изготовления пуль, маски, перчатки, самодельные наручники, доллары США, золотые изделия и вещи, похищенные с мест преступлений. В этот же день задержали и Конарева, улик против него тоже оказалось немало.

Так прекратила свое существование банда «оружейника», которая, к слову, помимо вышеперечисленных фактов душегубства, по имевшейся информации, готовилась принять в свои ряды новых членов для совершения разбойных нападений на автобусы, перевозящие предпринимателей-«челночников». Остается сказать, что Краснодарский краевой суд с участием присяжных приговорил Конарева к 16 годам лишения свободы, а главаря банды Санталова – к пожизненному заключению с отбыванием первых 5 лет в тюрьме, а последующих – в исправительной колонии особого режима.

(Продолжение следует)

По материалам «Краевых новостей» и «Литовского курьера»

You may also like...