«Серое» автодиллерство в Украине

«Серое» автодиллерство процветает в Украине. «…Сейчас в Одессе стоит порядка 3 тысяч нерастаможенных авто, владельцы которых ждут решения вопроса с таможней в свою пользу. Кроме того, продавцы ищут новые схемы нелегального ввоза техники…» Серые дилеры активно используют просчеты официальных коллег в свою пользу. Дефицит авто в украинских салонах и лазейки в законах позволили им за год утроить продажи. Данная тенденция не на шутку обеспокоила автомобильное лобби, которое пытается привлечь на свою сторону контролирующие органы, пугая их рассказами о миллиардных потерях казны.

Правда, многие участники рынка признают, что белые дилеры сами спровоцировали активизацию своих серых коллег — возможность избежать многомесячного ожидания вожделенного автомобиля толкает многих украинцев в гостеприимные объятия полулегальных продавцов. Естественно, бюджет при этом теряет довольно внушительные суммы. Но покупка автомобиля у серого дилера все же выглядит более приемлемым вариантом реализации своих четырехколесных амбиций, чем взятка менеджеру белого автосалона за право уплатить его хозяину несколько десятков тысяч долларов.

Разница же в ценах на авто в Украине и, к примеру, Соединенных Штатах настолько велика, что позволяет поставщикам неплохо зарабатывать, даже закупая выбранную клиентом машину в автосалоне. С учетом доставки из США, растаможки и других официальных платежей такой автомобиль получается практически в одну цену с предлагаемым официалами. Зато приобретенные таким экзотическим способом машины, как правило, доставляются в несколько раз быстрее, чем официально покупаемые на таможенной территории Украины. При этом некоторые серые дилеры предлагают постановку автомобиля на гарантийное обслуживание у белых, которые обещают прекратить эту практику.

Отечественный авторынок меняет окрас — продавцы техники говорят о стремительно растущей доле серого импорта. По данным заместителя председателя правления корпорации «Укравто» Вячеслава Поврозника, только за восемь месяцев нынешнего года в страну было ввезено 23 тыс. «неофициальных» машин, что в три раза превышает аналогичные показатели прошлого сезона. Как следствие, общая доля такой техники в продажах увеличилась с 4,7 до 7%. Активизацию нелегальных конкурентов уже ощутили на собственном кармане и официальные продавцы. Заместитель генерального директора по сбыту автомобильной группы «Випос» (импортер Audi) Олег Нечаев констатирует, что нелегалы за год подмяли под себя более 10% продаж марки, увеличив свою долю в сегменте с 13 до 25%. В компании «АвтоКапитал» называют схожие данные: по марке Merсedes прирост серого импорта в этом году составил 12%, по Chrysler, Jeep, Dodge — 10%.

Глава ВААИД Олег Назаренко рассказывает, что достичь столь впечатляющих результатов неофициальным импортерам позволила сравнительно новая схема — ввоз в страну разукомплектованного товара по заниженной таможенной стоимости. Цены, которые декларируют компании, впечатляют. Скажем, Nissan Tiida со снятым бампером они оценивают в $3 тыс., Toyota Land Cruiser Prado без лобового стекла — в $7 тыс., что как минимум в четыре-пять раз ниже реальных заводских прайсов. По словам г-на Назаренко, в результате подобных афер государственный бюджет недополучил более 2,5 млрд грн. налогов. Формально такая техника не может быть сертифицирована, а значит, поставлена на учет в Украине. Однако до сегодняшнего дня нелегалам с успехом удавалось решать эту мелкую проблему.

В сентябре автомобильному лобби удалось привлечь к данной ситуации внимание Генеральной прокуратуры, которая направила таможенникам письмо с требованием пресечь нарушения. Но, как утверждают в ВААИД, серые дилеры не намерены сдаваться без боя. «По нашей информации, сейчас в Одессе стоит порядка 3 тыс. нерастаможенных авто, владельцы которых ждут решения вопроса с таможней в свою пользу. Кроме того, продавцы ищут новые схемы нелегального ввоза техники. К примеру, недавно Харьковский суд разрешил льготную растаможку некоему гражданину Вощенко, воину-афганцу и инвалиду. Под его документы в Украину уже ввезли 60 Toyota Camry, а сейчас готовится импорт партии машин на сумму $20 млн. То есть схема ввоза «по Вощенко» может стать очень популярной», — поясняет г-н Назаренко.

Сейчас дилеры придумывают способ добраться и до неуловимого Вощенко, привлекая на свою сторону представителей разнообразных контролирующих органов. Кроме того, автосалоны, которые ранее брали на обслуживание все машины своей марки, независимо от их происхождения, заявили, что отказываются иметь дело с владельцами нелегальной техники. Этот удар действительно может оказаться болезненным для серых продавцов, так как многие из них не развивают собственную сервисную службу.

По данным ИАГ Auto-Consulting, за девять месяцев 2007 г. в Украине было продано 366 тыс. авто, причем в нынешнем сезоне рынок растет рекордными темпами — на 40–50% ежемесячно. Понятно, что столь лакомый пирог привлекает внимание не только официальных, но и серых продавцов. Олег Назаренко говорит, что последние могут экономить на налогах до 55%, что делает этот бизнес сверхприбыльным. Неудивительно, что количество нелегалов быстро увеличивается. По информации Auto-Consulting, в некоторых регионах их доля достигает 15–20%, а в Киеве такие салоны и вовсе контролируют треть рынка. По словам Вячеслава Поврозника, большинство серых поставок осуществляется из стран Ближнего Востока и США. Олег Назаренко добавляет к этому списку оптовые перевалочные базы в Германии и Финляндии. Список импортируемых брэндов весьма широк — Nissan, Infiniti, Mitsubishi, Acura, BMW, Mercedes-Benz, Mazda, Suzuki, Honda, Subaru, Audi, Volkswagen и пр.

Правда, участники рынка соглашаются с тем, что главные причины успехов серых дилеров — исключительно рыночные. Нелегальные продавцы могут предложить клиенту цену на $5–10 тыс. ниже, чем официальные, а на моделях премиум-класса покупатель имеет возможность выиграть до $20–30 тыс. Кроме экономии на налогах, на привлекательную стоимость работают и довольно низкие, по сравнению с Украиной, цены на машины в США, откуда ввозится большинство серого товара. Так, внедорожники, которые у нас предлагаются по $50–65 тыс., у американских дилеров стоят не более $20–30 тыс.

Но главное, что сыграло на руку нелегалам, — жесткий дефицит автомобилей в отечественных салонах. Расторопные продавцы активно подхватывают покупателей, которых по той или иной причине выставили за дверь официальные дилеры. К примеру, поставки некоторых моделей в нашу страну жестко квотированы, тогда как в тех же американских салонах они есть в свободном доступе и по сходной цене. Именно с данной тенденцией эксперты связывают, в частности, рост серых поставок Audi Q7 и Nissan Qashqai, за которыми у наших дилеров нужно стоять в очереди по полгода.

У таких марок премиального сегмента, как Acura, Aston Martin, Ferrari, Lincoln и пр., в Украине вообще нет официального представительства, что открывает широкий простор для деятельности нелегалов. Так что, несмотря на все усилия автомобильного лобби, в ближайшее время у серых продавцов вряд ли пропадет интерес к этому рынку. Даже если импортерам удастся добиться ужесточения законодательства, рыночный фактор еще долго будет играть в пользу их неофициальных конкурентов.

Людмила Ксенз, Деловая столица

You may also like...