Самоубийцы в московском метро доводят до смерти машинистов

Люди бросаются под поезда в каждом городе, где есть подземка. Сотни тысяч пассажиров опаздывают из-за этого на работу, машинисты зарабатывают инфаркты. Поэтому транспортникам помогают бороться с этим явлением в большинстве мегаполисов мира. Кроме Москвы. «Метрополитен и Крымский мост — два излюбленных объекта самоубийц»

Недавно на Замоскворецкой линии подземки с 9 до 10 утра поезда шли с увеличенными интервалами. Причина, как ни страшно это звучит, банальна для московского метро — на станции «Павелецкая» мужчина спрыгнул на рельсы перед приближающимся поездом. Причем число подобных ЧП растет: так, декабрь 2007 года стал рекордным по числу суицидальных попыток — их было 13. Да, люди бросаются под поезда в каждом городе, где есть подземка. Сотни тысяч пассажиров опаздывают из-за этого на работу, машинисты зарабатывают инфаркты. Поэтому транспортникам помогают бороться с этим явлением в большинстве мегаполисов мира. Кроме Москвы.

Больничный для машиниста

Последний раз под поезд Руслана Каримова ложились 17 декабря на «Каширской». Мужчина решил не прыгать перед прибывающим составом, а заранее лечь головой на рельсы.

— Я въезжал на станцию со стороны «Коломенской», — рассказал машинист «Известиям». — Скорость состава в начале платформы — 50 км/ч, человек лежал примерно посредине. Я экстренно затормозил и не доехал до него метров 5-6. Помог пригорок, на котором стоит станция. Когда головной вагон уже въезжает на нее из тоннеля, то хвост все еще едет в горку, это замедляет скорость.

По инструкции, машинист сообщил о ЧП диспетчеру. Тот отключил ток в рельсах, и Каримов спрыгнул вниз. Мужчина был без сознания. Пассажиры помогли машинисту затащить тело на платформу, но привести самоубийцу в чувство сразу не удалось. В поезд Каримова сел другой машинист. Его самого увели на медосвидетельствование и дали больничный на три дня. Так делают с тех пор, когда 27 апреля 2005 года на «Выхино» под поезд 47-летнего Александра Бездетного прыгнула девушка. Поезд тогда затормозил за метр до самоубийцы, она отделалась ушибами. Так закончилась ее ссора с мужем, из-за которой 22-летняя женщина и бросилась под поезд на глазах у их трехлетней дочки. У машиниста от случившегося прихватило сердце, и через час прямо на станции он умер от инфаркта. Сиротами остались две его дочери.

— Машинист освобождается от работы, потому что это однозначно стресс, — говорит замглаврача поликлиники метрополитена Мария Семёнова. — И неизвестно, как он проявит себя через некоторое время.

Открытое письмо самоубийцам: «Войдите и в мое положение»

«Уважаемые господа самоубийцы, я вас понимаю. Жизнь дерьмо, никто не понимает, все вокруг скоты. Безусловно, вы просто обязаны распрощаться с этим миром, причем немедленно. Но не достало ли вас прощаться с ним в публичных местах? Нет, я еще раз подчеркиваю, что я все понимаю, но и вы войдите в мое положение — когда я просыпаюсь в 7 утра, чтобы не опоздать на работу, отдираю себя от подушки, т.к. мне кровь из носу надо быть в офисе без 15 минут 9, а вы решаете попрощаться с миром под колесами поезда метро на моей ветке, то это не просто подстава, это издевательство…»

Это «Открытое письмо самоубийцам» ведущая с радио «Серебряный дождь» написала в своем интернет-дневнике inschrift.blog.ru после очередной остановки Замоскворецкой линии.

— Мы не подсчитываем экономический ущерб от срыва графиков и соответственно никому его не предъявляем, — говорит начальник пресс-службы метрополитена Дмитрий Головин. — Не то чтобы такой проблемы нет, но расследование ведем не мы, статистики у нас нет. Для метро главное — как можно скорее пустить движение.

Не дает статистику подобных происшествий и следственный отдел по расследованию преступлений на метрополитене и особо режимных объектах при прокуратуре Москвы. Он образован полгода назад во время реформы прокуратуры и предыдущих данных не унаследовал. Два информационных запроса «Известий» о количестве суицидов (первый — от 29 января) прокуроры оставили без ответа. Лишь по сообщениям СМИ удалось подсчитать, что декабрь 2007 года стал рекордным по числу попыток — 13. На одной зеленой ветке с 20 по 27 декабря было 4 самоубийства. Задержки поездов при этом составили от 15 до 40 минут.

— Обычно проверка заканчивается отказом в возбуждении уголовного дела, — рассказал «Известиям» руководитель следственного отдела Олег Карпов. — Это действительно суициды, а не убийства. Но их причины найти невозможно: выжившие хотят быстрее забыть случившееся. Истребовать с них материальный ущерб не в нашей компетенции. Да и незначительный он. Деформация поездов минимальна, а задержку в движении быстро устраняют.

«Меньше всего они думают о других»

За рубежом придают статистике и ее анализу куда большее значение. В 2002 году в Канаде таким образом вычислили, что число самоубийств в метро резко упало после расследований газеты «Торонто стар» о судьбе выживших. Выяснилось, что половина прыжков перед поездом заканчивается не гибелью, а ампутацией. «Бороться с явлением сложно, но увести его из метрополитена и минимизировать ущерб — вполне реально», — говорится в «Исследовании столкновений поездов с людьми», проведенном в крупнейших метрополитенах мира.

В том же исследовании отмечается, что сотрудников вестибюлей метро нужно ориентировать на поиск в толпе неуравновешенных людей. Результат дает и премирование водителей автобусов, которые при подъезде к остановке возле метро замечают в своем салоне неуравновешенного человека.

— Метрополитен и Крымский мост — два излюбленных объекта самоубийц, — рассказал «Известиям» глава отделения суицидологии Московского НИИ психиатрии профессор Владимир Войцех. — Они идут туда потому, что «на миру и смерть красна». Меньше всего они думают о других. Те, что выжили, рассказывали мне только о своем шоке от удара о поезд. Судьба машинистов или пассажиров их не волнует, потому что каждый человек по натуре эгоист. Но бороться надо с самоубийствами не в метро, а вообще.

Нужны ли иски к выжившим самоубийцам?

«В среднем на 20 миллионов перевезенных пассажиров приходится один самоубийца (московское метро перевозит 9 млн человек в день. — «Известия»). Чтобы минимизировать задержки горожан от этого, информация об остановке поездов сразу должна передаваться на радио, ТВ и в интернет-СМИ. Причин остановки публиковать не нужно, так как это провоцирует последующих самоубийц. Многие из них хотят значимости, внимания к себе даже такой ценой… Прокуратура может разрешить сотрудникам метро частично оформлять происшествие, чтобы скорее освободить пути от трупа для возобновления движения. Например, фотографировать тело, не дожидаясь прибытия следователей. Надо развивать городские психологические службы, так как предотвращение самоубийств в метро начинается задолго до его платформы. Иски к выжившим самоубийцам и их освещение в СМИ могут предот-вратить попытки тех, кто не до конца уверен в эффективности прыжка под поезд».

Эдуард Воротников, Известия

Читайте также: