Самоубийцы в киевском метро — не делайте последний шаг!

Спасать от самоубийств в киевском метро будут святой водой и веселыми детскими голосами. На мониторе прокручивается запись видеонаблюдения с одной из станций метро. В полутора метрах от края платформы стоит женщина лет 40, ждет поезд. Людей не особенно много. Как только из тоннеля показывается состав и приближается к женщине, она резко бросается вперед и за секунду исчезает под вагонами. Ошарашенные очевидцы — в немом шоке, некоторые просто падают в обморок. От увиденного, хоть и в записи, мороз бежит по коже… С начала года чуть ли не каждую неделю под поезда столичного метро прыгают люди. Складывается впечатление, что самоубийцы со всей страны облюбовали столичное метро как лучшее место попрощаться с жизнью. Распознать среди сотен людей, стоящих на платформе, человека, решившего свести счеты с жизнью, практически невозможно. А поймать его за руку в момент последнего шага практически нереально.

Подобных примеров работники метрополитена могут привести десятки. Два года назад на станции «Дорогожичи» под поезд бросился врач. Приехал на курсы повышения квалификации в столицу и тут же покончил с собой.

— Мы несколько раз пересматривали видео, пытаясь понять, почему люди прыгают под поезд. Тот мужчина три состава пропустил — выходил к краю платформы, а потом возвращался. И с четвертого раза сиганул на рельсы. Картина страшная, — рассказал «Новой» Сергей Ткачук, начальник службы движения КП «Киевский метрополитен». — Бывают случаи, когда людям везет, и они не достигают желаемого результата — выживают, получают, так сказать, второй шанс. Вот, как в последнем случае, когда на станции «Вокзальная» парень прыгнул под поезд. Его отбросило в сторону, и юноша приземлился в колейный лоток. Остался жив, но долго кричал, что все равно покончит с собой, потому что его не любит девушка. А в больнице уже осознал, что это дурость.

Только в этом году под поезда метро бросились 6 человек, увы, двое не выжили. Самое страшное, что все это молодые люди в от 22 до 34 лет.

«Помогают» СМИ?

— Самоубийства в метро были и в советские времена, каждый год на рельсах оказывались 3-4 человека, просто тогда это замалчивалось, да и метро тогда было намного меньше, — пояснил Сергей Дмитриевич. — Сейчас же о случаях суицида трубят и в газетах, и по телевидению, таким образом создавая, так сказать, рекламу, а этого делать нельзя. Проблема в том, что мы не знаем, как с этой проблемой бороться. Остановить такого человека нереально, да и как? Штрафами пугать? Ну, помилуйте, если он решился на самоубийство, то наверняка уже ничего ему не страшно.

Иногда работникам станций удается вычислить самоубийцу. Так, на Оболони женщина долгое время крутилась на перроне, дежурная по видеонаблюдению приметила ее и подошла поинтересоваться, все ли нормально. Женщина села в поезд и уехала на другую станцию, где бросилась под поезд.

— К сожалению, мы не можем влиять на сознание людей, чтобы они, заходя в метро, с довольными лицами ехали, не думая о проблемах. У каждого человека — свои проблемы, — сетует Сергей Дмитриевич. — В день мы перевозим порядка 2 200 000 человек — попробуй уследи за каждым!

Чиновники признаются, что предлагали даже радикальные меры, дабы уберечь людей. К примеру, установить на перроне заградительные прозрачные заборы, которые убирались бы во время прибытия поезда в месте, где открываются двери. Но это слишком дорогое удовольствие.

Калечатся случайно

Впрочем, не всегда люди, которые оказываются на рельсах, — самоубийцы. Бывает, человека просто толкают, или ему становится плохо. Либо человек попал на перрон в нетрезвом состоянии. С начала года по этим причинам на рельсах оказались уже 6 человек. Благо, всем повезло — остались живы. Метрополитеновцы советуют: чтобы не повторить их судьбу, держитесь подальше от края платформы.

— Много случаев травматизма на эскалаторах, — продолжает Сергей Ткачук. — Несколько лет назад был случай, когда семейная пара из Стаханова приехала в Киев мужа подлечить. Они спускались в метро, а парень, окрыленный любовью, «летел» по эскалатору, спешил на свидание и зацепил их. В результате супруги упали, поломали ноги-руки… Каждый месяц мы по громкоговорителю информируем пассажиров о случаях травматизма. И, знаете, это действует: народ становится более аккуратным.

По словам работников «подземки», самое страшное для них — детский травматизм, когда из-за невнимательности родителей калечатся дети. Им ведь интересно, все движется, все нужно потрогать. За минувший год под землей пострадали 9 детей, в этом году — пока миновало. Наш собеседник припомнил случай на «Театральной», когда отец ехал с трехлетним ребенком, и по недосмотру папы сыну оторвало пальцы. Благо, работники метро не растерялись, упаковали все в кулек и помчались в больницу. Все обошлось.

Повлияют… детством

В городе упорно ходят слухи, что под поезда в метро толкают людей участники какой-то секты. Но эту информацию категорически опровергают в столичной милиции и метро. Впрочем, «Новая» отыскала человека, которого толкнули-таки под поезд.

— Мысли о самоубийстве меня никогда не посещали, и не по своей воле я очутился на рельсах, — рассказал Константин. — Два года назад на «Петровке» несколько малолетних подонков толкнули меня с перрона. До прихода поезда вылезти я не успевал, сообразил залечь между рельсами. По мне проехало полтора вагона, за секунды вся жизнь перед глазами пролетела… Слава Богу, уцелел. Это очень страшно.

Кстати, самоубийце за проступок, в случае его безуспешности, ничего не грозит. Максимум — это принудительное лечение в психиатрической лечебнице.

— Мы не подаем в суд на таких людей. Да, они наносят ущерб нашему предприятию и другим пассажирам, — пояснил Виктор Дорофеев, юрист метрополитена. — Но, это неэтично… У человека и так горе, а тут еще мы со своими судами.

Между тем, прискорбно, что человек, пытающийся при помощи самоубийства решить свои проблемы, совершенно не задумывается о других — сотнях очевидцев, среди которых могут быть и дети. А машинист? Как ему потом жить с мыслью, что убил человека. Ведь быстро остановить махину весом более 162 т он не в силах.

Впрочем, в метро придумали, как отгонять от пассажиров дурные мысли — на эскалаторах начали крутить озорные песни, а названия остановок будут объявлять детскими голосами участников одного из творческих коллективов Черновцов.

— Часть остановок уже записали. Когда мы слушали, то настроение у самих резко повышалось, — заверил нас Сергей Ткачук. — Представьте, едете хмурый, а тут из динамика звучит звонкий и жизнерадостный детский голосок: «Обережно, двері зачиняються» или «Не притуляйтеся до дверей». Я думаю, это вызовет только положительные эмоции.

Правда, как сложится судьба этого проекта, пока непонятно. Изначально планировалось, что детские голоса зазвучат на Святошинско-Броварской линии метро — там больше всего случаев суицида. Теперь говорят, что поднимать настроение пассажирам детки будут на всех трех ветках метро, но, в качестве эксперимента, пока только в нескольких поездах. Планируется, что дети начнут веселить нас уже в апреле. А пока практически по всему метро демонтированы намеки на безысходность — надписи «Немає входу» заменили на более нейтральные «Притримуйте двері, будь ласка» и «Вхід далі».

Виновато общество

Юрий Калашников, психолог:

— В закрытом помещении, транспорте, где много людей, человек чувствует себя некомфортно, у него повышается чувство тревожности, что может послужить толчком к попытке самоубийства. Но до сих пор никто точно не может сказать, что же зачастую является причиной попытки покончить с собой. На это влияет очень много факторов: бедность, безработица, страх перед наказанием, душевные болезни, домашние огорчения, страсти, пресыщенность жизнью и тяжелые заболевания. Добавьте к этому нестабильность в стране, неуверенность в завтрашнем дне. Так что пускай правительство задумается, до чего народ довело. А то, что в метро будут звучать детские голоса, ничего не изменит, да пускай даже все станции украсят шариками и ленточками, жить от этого лучше не станет.

Станцию «Вокзальная» освятят

Именно на этой станции за последние два года произошло самое большое количество попыток самоубийства (8!), две из которых — с летальным исходом. Почему? Причин может быть несколько. Судя по тому, что большинство попыток свести счеты с жизнью предпринимают приезжие, это вполне логично. Кроме того, по мнению психологов, здесь очень плохая энергетика. Чиновники подумывают о том, чтобы освятить эту станцию.

ЧП на «Вокзальной»

22.01.07 — цель: самоубийство, 15-летний подросток, ампутация 4 и 5 пальцев левой руки.

23.01.07 — пьяный.

11.07.07 — цель: самоубийство, погиб 25-летний мужчина.

04.01.08 — цель: самоубийство, 32-летний мужчина, многочисленные травмы.

16.01.08 — ухудшение самочувствия, 60-летняя женщина.

21.01.08 — цель: самоубийство, погиб 34-летний мужчина.

25.02.08 — цель: самоубийство, погибла 22-летняя девушка.

05.03.08 — цель: самоубийство, 23-летний мужчина, травмы головы.

метро, самоубийства

Киевское метро продолжает собирать кровавые жертвы. 18 марта, в 8:34, на станции метро «Святошин» под поезд бросился 12-летний Андрей К. Как заверили нас в пресс-службе столичного метро, «с целью самоубийства». Машинист попытался экстренно затормозить, но, увы, уйти от наезда вагонами не получилось, и парень был смертельно травмирован. По словам очевидцев, мальчик действовал осознанно: поставил портфель на пол, разбежался и… очутился прямо под колесами въезжающего на станцию поезда. Печально, что практически каждую неделю (в основном по средам) в «подземке» сводят счеты с жизнью.

Владимир Каминский, газета «Новая»

Читайте также: