Пчелы против меда или министр Вакарчук против коррупции

Такого пренебрежения к законодательству Украины и такого откровенного лоббирования частного предприятия в ущерб государственным интересам не позволял себе еще ни один министр образования! И при этом г-н Вакарчук цинично называет себя «великим борцом с коррупцией в сфере образования». Вряд ли кто-либо станет оспаривать тот факт, что дети – будущее Украины. А то, каким именно вырастит это самое будущее – во многом зависит от полученного образования. Ну а качество образования неразрывно связано с тем, по каким именно учебникам учатся дети. Каждый год Министерство образования сотрясают скандалы, связанные с проведением конкурса учебников.

Впрочем, оно и неудивительно – из всех учебников, поданных на конкурс, к изданию за бюджетные деньги допускаются только три лучших, те, которые получили наивысшие оценки в процессе довольно таки сложного, многоступенчатого отбора. Естественно, те издательства, которые не попадают в тройку остаются недовольны. А некоторые из них готовы пойти на все лишь бы откусить побольше кусок от лакомого бюджетного пирога. И им глубоко плевать на качество учебников. Их интересует исключительно прибыль.

После того как президентом стал Виктор Ющенко и правительство возглавила Юлия Тимошенко появилась надежда на то, что с коррупцией в сфере книгопечатания будет покончено. Бывший министр образования Станислав Николаенко, заручившись поддержкой и президента, и премьера начал широкомасштабную борьбу с коррупцией в сфере образования. Одним из приоритетных пунктов стала работа над качеством издаваемых учебников и искоренением злоупотреблений в данной области.

Министерство образования, проанализировав все ошибки, приняло ряд мер – от доработки и внесения изменений в Положение о конкурсе учебников до сроков его проведения. Положение было размещено на сайте Министерства образования для публичного обсуждения. На протяжении нескольких месяцев принимались замечания, пожелания и конкретные предложения по усовершенствованию Положения о конкурсе. И только после этого новая редакция Положения о конкурсе прошла согласование в Комитете по вопросам регуляторной политики, и 18 декабря 2006 года Положение о конкурсе было утверждено Министерством юстиции Украины. Подчеркиваем – Положение о конкурсе является единственным правовым документом, регламентирующим проведение конкурса.

Вкратце проанализируем, как проходил конкурс на издание учебников для 8 класса.

Ранее, конкурс учебников проводился с опозданием, в такие сроки, при каких напечатать учебники к 1 сентября не представлялось возможным. Поэтому, чтобы не допустить срыва госзаказа и вовремя напечатать учебники для 8 класса, 13 сентября 2007 года вышел Приказ Министра № 807 «О проведении Всеукраинского конкурса рукописей учебников для 8 класса».

Согласно п. 2.2.2. Положения о конкурсе с 17 сентября по 17 октября 2007 г. прошел прием и регистрация 129 комплектов конкурсных материалов, поданных на конкурс.

Согласно п. 2.3.5 на сайте министерства был опубликован Банк данных независимых экспертов, состоящий из 400 тысяч человек, из которого, согласно п. 2.3.4. Положения, была проведена процедура отбора независимых экспертов. Отбор экспертов проводился 6 октября 2007 г. в зале коллегии при открытых дверях, в присутствии участников конкурса, журналистов и представителей правоохранительных органов. Было отобрано 154 эксперта. Из них — по каждому предмету 5 физических и 2 юридических лица (ведущие институты Украины). Заметим – банк экспертов формировался согласно предложениям областных управлений образования из наиболее авторитетных специалистов и преподавателей, многие из которых известны далеко за пределами Украины.

Согласно п. 2.3.6. Положения в период с 25 октября по 25 ноября была проведена независимая экспертиза конкурсных материалов.

8 декабря 2007 года согласно п. 2.4.2 положения были проведены заседания 19 предметных конкурсных комиссий, которые обобщили материалы экспертизы и составили протоколы относительно победителей конкурса. Предметные комиссии формировались из докторов и кандидатов наук, ведущих преподавателей и методистов из всех регионов Украины. Затем, согласно п. 2.4.8 Положения все подписанные протоколы предметных конкурсных комиссий были переданы председателю Конкурсной комиссии, проведено заседание и вынесено решение.

Напомним – и эксперты, и члены конкурсной комиссии работали с анонимными конкурсными материалами, и только после проведения заключительного заседания Конкурсной комиссии в зале коллегии, 11 декабря 2007 года, была проведена открытая процедура дешифровки и объявлены результаты конкурса. Опять-таки – в присутствии всех заинтересованных сторон, а также представителей общественности и правоохранительных органов.

17 декабря 2007 года, согласно п.2.4.14 Положения была создана Апелляционная комиссия и проведены заседания, на которых Апелляционная комиссия рассмотрела поданные жалобы (всего было подано 9 жалоб). Согласно п.2.5.9. выводы Апелляционной комиссии были доведены до субъектов апелляции.

Согласно п.2.5.20 Положения в течении трех рабочих дней выводы Апелляционной комиссии были поданы в министерство для принятия коллегией решения о подведении результатов конкурса.

27 декабря 2007 года вопрос «Об утверждении результатов конкурса» был включен в повестку дня заседания коллегии Министерства образования.

Казалось бы, все сделано вовремя и в соответствии с законодательством Украины. Во время проведения конкурса ни одно нарушение зафиксировано не было. Как впрочем, не было выявлено ни одного нарушения и в дальнейшем – в ходе многочисленных проверок, организованных по указанию нынешнего министра образования господина Вакарчука. Осталось только утвердить победителей на коллегии министерства 27 декабря 2007 года.

И вот здесь начинается самое интересное. возможно, господин Вакарчук не увидел в решении коллегии самого главного для себя – собственной прибыли? Иначе чем еще объяснить все последующие поступки господина министра?

Сначала вопрос «Об утверждении результатов конкурса» снимается с открытого рассмотрения и всем объявляется, что он будет рассмотрен в «рабочем порядке» в течении недели, как того требует закон. Однако, проходит неделя, затем месяц, а «зависший» вопрос так и не утверждается. Он как бы есть, и как бы его и нет.

Спустя полтора месяца (!) 9 февраля 2008 года появляется весьма странный приказ господина Вакарчука «О создании рабочей группы об обобщении материалов Всеукраинского конкурса учебников», противоречащий всем нормативным документам и Положению о проведении конкурса, в котором не предусмотрено создание каких либо рабочих групп. Более того – в состав вышеназванной рабочей группы включаются работники министерства (что запрещено) и авторы учебников, участвовавших в конкурсе! Интересно — о какой объективности может идти речь?

Рабочая группа проверяет почему-то только 10 конкурсных номинаций (конкурс проводился по 22 учебным предметам). И рассматривает рабочая группа не анонимные материалы, которые подавались на конкурс в закрытых конвертах, а уже открытые, дешифрованные рукописи. Из всех этих рукописей рабочая группа в течение одного дня (!) отбирает почему-то только рукописи издательства «Генеза». И это несмотря на то, что в конкурсе принимало участие около тридцати издательств и авторских коллективов! Затем, путем нехитрых манипуляций, а проще говоря – в результате грубой подтасовки цифр рукописи издательства «Генеза» оказываются на 4 месте. Например, рукопись по геометрии была на 5 месте – стала на 4-ом, а рукописи по физике, русскому языку, истории Украины, Всемирной истории, биологии и географии с 6 места перемещаются на 4-ое место! После чего на стол министру ложится докладная записка рабочей группы, в которой настоятельно рекомендуется включить учебники издательства «Генеза» до перечня учебников, издаваемых за бюджетные деньги.

По странному стечению обстоятельств под докладной запиской стоят подписи г. Ересько О.В., печатающего свои методические разработки в издательстве «Генеза», г. Терещука Б. Н., автора учебника, издаваемого в издательстве «Генеза» и получающего там гонорары и руководителя общественной организации г. Афонина А. В., который регулярно получает от издательства «Генеза» «благотворительные взносы». Ну а чтобы совсем все было хорошо, министр Вакарчук отстраняет зам. министра Тесленко В. В. от данного вопроса и передает его в руки новому зам. министра Полянскому П.Б., чья жена много лет проработала в издательстве «Генеза». К слову, именно Полянский П. Б., будучи директором департамента, и был истинным автором того самого скандального старого варианта Положения о конкурсе, который в предыдущие годы вызвал бурю возмущения среди издателей, учителей и родителей.

В соответствии, как с новым, так и со старым Положением о конкурсе, только рукописи, занявшие три первых места, могут получить гриф (дающий право использовать учебник в учебно-воспитательном процессе) в установленном порядке и быть изданными за бюджетные деньги. Все остальные рукописи могут получить гриф только после того, как они будут рассмотрены на комиссиях Научно-методического Совета.

Однако законный порядок, очевидно, мало волнует господина Вакарчука. Он берет за основу вышеупомянутую докладную записку и выносит на заседание коллегии 28 февраля 2008 г. предложение о присуждении грифа учебникам издательства «Генеза», которые не вошли в тройку победителей. Мнение других издательств его совершенно не интересует. К примеру, на встрече издателей с министром автор учебника по биологии г. Фещенко Т. И. возмутилась тем, почему за бюджетные деньги министерство образования намерено печатать только рукописи издательства «Генеза». Ведь если печатать 4-ые места, то по всем предметам, а не только по тем, где на 4-ом месте оказались рукописи издательства «Генеза». Министр Вакарчук многозначительно промолчал, а г. Дубас А. П., владелец издательства «Генеза», грубо прервал госпожу Фещенко и пригрозил ей судом, если та не «закроет рот». У присутствовавших невольно возник вопрос – так кто же является истинным распорядителем бюджетных средств – министр Вакарчук или господин Дубас?

После того как все учебники издательства «Генеза» с благословения министра Вакарчука получили соответствующий гриф, проходит заседание тендерного комитета. Возглавляет тендерный комитет, естественно, замминистра П.Б.Полянский. Для видимости объективности всем учебникам, «дошедшим» до тендерного комитета, дается равный тираж. Но учебников по многим позициям уже не три, а четыре. В результате нехитрых манипуляций, за счет других издательств, издательство «Генеза» увеличивает государственный заказ с 1 миллиона 180 тысяч до 2 миллионов 500 тысяч экземпляров. А с учетом российских тиражей и в денежном выражении издательство «Генеза» получает госзаказ на сумму более 35 миллионов гривен! И это только за учебники для 8-го класса общеобразовательной школы!

Что любопытно — предыдущий госзаказ на издание учебников для 7-го класса был сорван именно по вине издательства «Генеза». Но такое положение дел мало волнует издательство «Генеза». Более того – срыв госзаказа им выгоден с экономической точки зрения. Объясняется это просто – издательство «Генеза» является крупнейшим издательством на Украине, которое накануне учебного года «выбрасывает» учебники в свободную продажу. И чем позже бесплатные учебники попадут на школьные парты – тем больше учебников родители вынуждены будут купить для своих детей на книжных рынках. А там цена на учебники колеблется от 50 до 70 гривен на книгу. Вот и получается двойная выгода для издательства — обогатиться за счет родителей и за счет государства.

Об этом неоднократно говорил зам министра В.В.Тесленко. Но не это ли послужило основной причиной перераспределения полномочий среди замов министра Вакарчука, в результате чего замминистра В.Тесленко был отстранен от контроля над изданием учебной литературы?

Такого пренебрежения к законодательству Украины и такого откровенного лоббирования частного предприятия в ущерб государственным интересам не позволял себе еще ни один министр! И при этом господин Вакарчук цинично называет себя «великим борцом с коррупцией в сфере образования». А на деле все происходит в точности наоборот – коррупционеры возвращаются в министерские кресла, а настоящих профессионалов, преданных своему делу вынуждают уйти.

На все это противно смотреть, а молчать – преступно.

Обидно за наших детей, которые вполне возможно в этом году не то, что не получат хорошие учебники – они вообще учебники не получат. Не верите? Посчитайте сами: на печатание учебников нужно как минимум 5 месяцев, еще 2 месяца нужно на то, чтобы развезти учебники по всей Украине. В итоге – на издание и доставку в школы 12 миллионов учебников необходимо минимум 7 месяцев. А теперь посмотрите на календарь и прибавьте к сегодняшнему числу эти 7 месяцев и вы поймете, что учебников в этом году может не быть ни к 1 сентября, ни к Новому году! И что еще более плачевно – даже на сегодняшний день не только не начато печатание учебников, но и не проавансирован ни один учебник. Более того — большинство оригинал макетов учебников просто напросто не готово! Пока министр Вакарчук думал над тем, как помочь «любимому издательству» министерство образования потеряло драгоценное время.

Говорят, что народ заслуживает тех правителей, которых он сам выбирает. Но наши дети не заслуживают того, чтобы к ним относились так, как к ним относится нынешний министр образования господин Вакарчук.

Станислав Тхоровский, журналист, г. Львов

Читайте также: