Туристические «страшилки:» как избежать неприятностей на отдыхе

Заядлые путешественники знают: туристические поездки – это не всегда только приятные эмоции. Иногда возможны сюрпризы в виде укуса обезьяны, отсутствия мест в оплаченном отеле, задержки самолета и прочих «приятностей». Как справиться с наиболее часто встречающимися туристическими форс-мажорами?.. Hotel не захотэл

Самые банальные туристические неприятности, которые нередко происходят с украинскими путешественниками: забыли встретить в аэропорту, не поселили, поселили, но не туда, задержали рейс, не хватило мест в самолете, не покормили и так далее. Как показывает опыт, в таких ситуациях отстоять свои права относительно легко, журналисты издания «Деньги» выяснили, как избежать наиболее часто встречающихся туристических ловушек..

«Если авиакомпания перепродала билеты на рейс, задержала самолет, на стыковочном рейсе «забыла» пассажиров – все эти вопросы нужно решать непосредственно с ней», – уверяет директор туркомпании «Ева-тур» Ирина Давиденко. Ирина аргументирует: заказывая билет у той или иной авиакомпании, человек автоматически становится ее клиентом. Поэтому всяческих компенсаций нужно требовать именно от перевозчика. «Пассажиры должны, к примеру, знать, что если рейс задержали на пять-шесть часов, то авиаперевозчик обязан их покормить. А если туриста куда-то не довезли, он может рассчитывать на финансовую компенсацию. Причем приличные компании сразу же отдают деньги», – уточняет она. Ирина вспоминает историю о том, как одна туристка по вине авиаперевозчика опоздала на стыковочный рейс Амстердам-Киев (она летела из Гаваны в Амстердам, а из Амстердама в Киев). «Тех, кто опоздал, отправили в Киев на несколько часов позже. И тут же на месте выдали компенсацию в размере ?400 каждому», – рассказывает Ирина Давиденко.

То есть если у туристов возникают какие-либо проблемы с перелетом, нужно тут же обратиться в представительство авиакомпании. Такие представительства, как правило, есть в аэропортах.

Хотя если рейс чартерный, за все ответить должен туроператор, кстати, мобильными телефонами его представителей и в Украине, и в стране назначения нужно запастись заранее. «Компания, которая организовывает тур, должна дать туристам номер телефона принимающей стороны, которая решает все проблемы на месте», – уточняет Ирина Давиденко. Если турфирма не выдала такой телефонный номер, не стоит стесняться его попросить.

Точно так же нужно терзать фирму, которая организовывала поездку, ежели путешественников не поселили в отель или поселили, но не в тот.

Впрочем, порой можно справиться и без помощи компании-организатора. Сергей, начальник службы безопасности крупного производственного предприятия, говорит, что однажды в одном из отелей Мармариса (Турция) их поселили не в тот номер. «Мы с женой заказывали себе номер с видом на море, доплачивали за него. А нас поселили в номер чуть ли не с видом на стройку. Я очень интеллигентно объяснил администратору, что у нас в ваучере записано «вид на море» и нас тут же переселили», – делится Сергей. Он говорит, что, судя по его личному опыту, а также опыту его друзей, подобные ситуации – не редкость. «Они просто селят в номер подешевле. Если туристы не возмущаются, просто перепродают более дорогой номер другим туристам. На этом зарабатывают те же администраторы. Если попадаете в такую ситуацию – отстаивайте свои права», – советует опытный турист.

Брысь, зараза!

Что там случаи с непоселением в отеле или задержкой рейса! Циркулируют и куда более пугающие туристические байки.

Финконсультант Юлия Вишневская рассказала историю своих знакомых, которые осенью прошлого года отправились в Индию (Гоа) и по приезду заболели тропической лихорадкой. «Это была компания из пяти человек, но только двое заразились. Причиной стали комары – переносчики тропической лихорадки, которые в этот период сильно активизировались. Уже в самолете двум ребятам стало плохо, а дома болезнь совсем их одолела – высокая температура, мышечные боли, рвота. В результате они пролежали в больнице больше трех недель», – делится г-жа Вишневская.

Юлия говорит, что ее знакомые путешественники не делали себе никаких прививок перед поездкой, поскольку кто-то им сказал, что Гоа – одно из самых «незаразных» мест в Индии. «Думали, что с ними такого случиться не может. И, к сожалению, ошиблись», – подытоживает финконсультант.

Те, кто любит всяческую экзотику, должны знать – практически все неевропейские страны, помимо красивой природы и достопримечательностей, могут одарить туристов разными болячками.

Например, есть зараза под названием «японский энцефалит» (острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением нервной системы. Симптомы – сильные головные боли и лихорадка. – Авт.). Заразиться этим можно вовсе не в Японии, а в Непале, Китае, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме. Поэтому тем, кто намерен отправиться в эти страны, врачи рекомендуют делать прививки от страшного недуга. Стандартный график вакцинации – это три дозы, которые вводятся по схеме: первый, седьмой, тридцатый дни (ускоренный вариант – первый, седьмой, четырнадцатый дни). Сделать все прививки следует за десять дней до отъезда.

«На самом деле, если говорят, что в той или иной стране есть какая-то болезнь, вовсе не обязательно делать прививки. Все зависит от региона страны и сезона», – отмечает Алла Трикоз, менеджер департамента выездного туризма компании «Киевский спутник». Например, говорит Алла, взять ту же Бразилию. Если ехать, скажем, в Рио, то прививки от желтой лихорадки, которая «обитает» в этой стране, не нужны. А вот желающим отправиться в Амазонию – в обязательном порядке. «Информацию о прививках должна дать туркомпания», – говорит Алла Трикоз. Если же туристы путешествуют сами, то нелишним будет позвонить в посольство и узнать там, нужно ли делать какие-либо вакцинации.

Кус-кусь

Некоторые путешественники специально выбирают себе маршруты, на которых можно повстречать всяких-разных животных – от насекомых и птичек до львов и крокодилов. Но даже самые, на первый взгляд, безобидные зверушки способны покалечить туриста.

Юлия Вишневская, друзья которой вернулись из Индии с тропической лихорадкой, рассказала еще один туристический «жутик». Дело было в той же Индии, которая, как известно, славится огромным количеством буддистских и индуистских храмов.

Подруга Юлии, любительница достопримечательностей, отправилась на очередную экскурсию. «Возле храма дрались две обезьяны, и одна из них рыкнула на мою подругу и неожиданно укусила ее за ногу», – вспоминает Юлия. Г-жа Вишневская говорит, что подруга жутко испугалась и тут же начала расспрашивать местных жителей, в какую больницу можно прямо сейчас обратиться для быстрой обработки раны. «О страховке она даже не вспомнила, ей нужно было срочно что-то делать. Местные жители ей показали больницу, где ей сделали укол, а потом еще в течение какого-то времени делали компрессы. К счастью, все обошлось», – радуется Юлия (о случаях, связанных с медицинским страхованием туристов. На самом деле подруга Юлии Вишневской поступила очень правильно – сразу же нашла больницу, где ей помогли. Дело в том, что милая обезьянка могла болеть бешенством (к слову, зараза это распространена в Индии, Вьетнаме, Таиланде, Китае, некоторых странах Южной Америки). А ежели человека кусает бешеная зверушка, то чем быстрее ему обработают рану, тем меньше шансов заразиться.

Не стоит думать, что только экзотические страны опасны для здоровья туристов. Получить укус какого-нибудь существа можно и на пляже старушки Европы. Шесть лет назад киевлянка Елена Соболева отдыхала с семьей в Черногории на самом популярном тамошнем курорте – Будва. В первый же день отпуска отдых был испорчен: Елена пошла купаться, и возле самого берега ее ужалила водоросль. «Сначала появилась красная сыпь, затем началась аллергическая реакция, вплоть до затрудненного дыхания, рана начала очень чесаться, а потом начался воспалительный процесс. Заживала рана где-то два-два с половиной месяца, а шрам остался до сих пор, хотя прошло уже шесть лет», – рассказывает Елена Соболева.

По словам Елены, дать какой-то совет в подобной ситуации очень тяжело, ведь эту водоросль невозможно увидеть и как-то от нее защититься. Если подобное произошло, главное – вовремя обратиться к врачу, а не ждать, пока само пройдет.

А еще все же стоит обращать внимание на разнообразные значки и таблички вдоль пляжей. К примеру, на многих курортах Греции есть предостережения по поводу морских ежей. Поэтому купаться там желательно в резиновых тапочках (стоят несколько евро и продаются буквально на каждом углу). Пренебрежение этим простым правилом чревато веселеньким букетом неприятностей: ежовые иглы практически невозможно вытащить (они известковые и крошатся), а еще они содержат слабый, но вызывающий очень болезненную реакцию яд. Кстати, ежей также можно встретить в Египте и на всех средиземноморских побережьях.

В конечном итоге по отношению к любой незнакомой морской живности есть одно простое и невероятно действенное правило – не трогай, держись на расстоянии.

Дело рук самих утопающих

Любителям понырять, то есть дайверам (особенно начинающим), настоятельно рекомендуется «не углубляться». Другими словами, не погружаться слишком глубоко. Опытный дайвер (тридцать пять погружений) Ольга рассказала: «Одно из прекрасных погружений в Дахабе (Египет) чуть не закончилось для меня трагически. Погружаются в Каньон обычно до 30 м, однако перед погружением инструктор почему-то спросил, все ли были на глубине 40 м. Как правило, при спуске я не слежу за компьютером, и в тот раз было так же. Вдруг стало очень уж темно, но я списала это на плохую погоду». По словам Ольги, на максимальной глубине с нее слетела ласта, и когда она остановилась, чтобы найти ласту, поняла, что у нее закружилась голова, ей стало трудно дышать.

«Я уже почти потеряла сознание, когда мой напарник вернулся за мной и потащил наверх. Поднявшись метров на пять, мне стало легче. Посмотрев на компьютер, я увидела, что опустилась до 51 м. Очевидно, это был азотное отравление», – делится она. Ольга советует никогда не верить на слово даже самым убедительным инструкторам, контролировать глубину погружения самостоятельно и постоянно следить за показаниями компьютера. А тем, кто только хочет стать дайвером, Ольга рекомендует получить предварительную консультацию у врача. Ведь основная помеха для занятий дайвингом – проблемы с сердечно-сосудистой системой. «Тем, кто перенес воспаление легких, тяжелый бронхит и другие болезни, связанные с дыхательными путями, нырять не рекомендуется», – добавляет она.

Ныряние в состоянии алкогольного опьянения или даже на следующий после распития день строго-настрого запрещено: последствия могут быть крайне печальными, вплоть до летального исхода. Не рекомендованы погружения и тем, кто страдает клаустрофобией или приступами паники – под водой они могут чувствовать себя крайне некомфортно.

Смотрите телевизор

Бывший главред московского журнала SmartMoney, а ныне топ-менеджер одного из российских инвестбанков Леонид Бершидский описал в своей колонке для российского Forbes просто-таки феерическую историю. В мае нынешнего года он отправился отдыхать в Бейрут (когда-то этот город называли Парижем Ближнего Востока) – аккурат накануне вспышки гражданской войны. А когда там все заполыхало всерьез, выбираться из Ливана в мирную Сирию ему пришлось через блокпосты противоборствующих группировок и с риском для жизни. Что тут скажешь: странный, конечно, выбор места для отдыха. Тем более что неинформированным человеком Леонида ну никак нельзя назвать.

Подстелем соломки!

Что нужно сделать ради безопасного и комфортного отдыха:

– запастись номерами мобильных телефонов представителей туроператора, украинского консульства в стране пребывания;

– иметь помимо предусмотренных «карманных сумм» хотя бы одну кредитку с неприкосновенным запасом;

– перед поездкой договориться с родственниками иили друзьями о схеме действий в случае ЧП: оставить информацию о своем маршруте и местах проживания (включая телефон и электронную почту отеля), о способах экстренной связи, о процедуре срочной отправки денег;

– еще до поездки ознакомиться с перечнем рисков, характерных для данной страны (необходимость в прививках, криминогенная ситуация, сезонные ухудшения погоды, политические кризисы, обострение террористической угрозы);

– мыть руки, овощи, фрукты бутилированной водой, не употреблять молочные продукты (это касается уж совсем экзотических стран). Но даже в странах поцивилизованнее пить только бутилированную воду и ее же использовать при чистке зубов;

– не трогать диких животных;

– не хранить наличные в одном месте, распределить их в разные карманы и сумки;

– сделать копию своего загранпаспорта, приглашения, ваучера – всех бумаг. Еще лучше отсканировать эти документы и отправить копии себе на электронный адрес, чтобы в любой точке мира, где только есть Интернет, можно было их получить и распечатать;

– носить документы при себе, защищать от влаги;

– если есть возможность – сдавать документы на хранение в сейф на ресепшн отеля (сейфам в номерах доверять не стоит);

– не сдавать в багаж ценные вещи, особенно технику, электронику, а уж тем более – документы;

– в странах с криминогенной обстановкой следить, чтобы фото- и видеотехнику не украли.

Дарина Веретенко, заместитель генерального директора компании «Технологии Управления Спайдер Украина» и опытная путешественница:

– Самое первое, что хотелось бы посоветовать, – тщательно выбирать провайдера услуг. Мы путешествовали по «нестандартным» странам – были в странах Африки и Латинской Америки, причем заказывали туры за границей. Один раз это была чешская компания, один раз – английская. И вот с персоналом английской турфирмы были неприятности.

Посередине Африки, в Малави, проводник нас бросил. Перед этим пообещал поездку в национальный парк, въезд в который якобы стоит $100. Собрал деньги.

Мы сели в автобус, проводник сделал вид, что тоже садится. Но ехал он обычно в кабине с водителем, поэтому в салоне мы его видеть не могли. А когда автобус километров через пять застрял на плохой дороге, оказалось, что проводника с нами нет. Водитель сказал, что и не будет, но больше ничего не объяснил. Мы вернулись к месту старта и даже сумели беглеца поймать. Он объяснил свое поведение тем, что поссорился с хозяином, то есть с директором английской турфирмы. Тот, дескать, не заплатил за работу, поэтому проводник таким образом решил свою проблему и посоветовал нам решать наши проблемы с хозяином. В группе было много мужчин, так что доллары ему вернуть все же пришлось – под нажимом. Потом мы на него еще и заявление в полицию написали.

Поэтому хорошо бы, чтобы компания-провайдер предоставляла несколько проводников на выбор и о каждом рассказала, кто он, как долго он работает, какие группы водил.

А тогда дело усугублялось еще и тем, что для путешествия по Малави у нас не было визы. Перед выездом в Африку (планировалось сухопутное путешествие по нескольким странам) представитель турфирмы нам говорил, что в Малави виза не нужна. Мы поверили. А на границе оказалось, что нужна. Мы все же вышли из положения – пообещали оформить визы, как только приедем в столицу страны, в течение трех дней (там к этому относятся попроще, чем в Европе).

Так что перед выездом обязательно надо уточнять такие вопросы в посольстве. И вообще перепроверять всю предоставляемую оператором информацию, особенно внимательно проверять билеты. Раз я не проверила билеты, полученные от провайдера, и оказалось, что на одной странице указана одна дата вылета, а на другой – другая. Пришлось, ссылаясь на то, что на одной странице написана нужная дата, убеждать перевозчиков отправить меня в желаемый срок. Тем более что летела группа, а ошибка была только в одном билете.

ИТОГО: Чтобы путешествие прошло с минимальными потерями, нужно придерживаться элементарных правил «туристической безопасности» – не кормить крокодилов с руки, не кушать грязные овощи и фрукты, не задираться с местными жителями.

Журнал «Деньги»

You may also like...