Д(р)ама за баранкой

Отношение мужчин к отечественным автомобилисткам наиболее ярко отражено в известном выражении: «Женщина за рулем — все равно что обезьяна с гранатой». Однако вряд ли эту нелицеприятную формулировку можно отнести ко всем представительницам слабого пола, управляющим автомобилями. Женские параметры

Да и беспристрастная статистика не на стороне мужчин. Исследования, проведенные учеными из разных стран, показали, что риск погибнуть в ДТП на 70—77% больше у сильного пола, нежели у слабого. Дамы реже попадают в аварии потому, что они лучше оценивают условия дорожного движения, для них сумерки или темнота, снижение видимости из-за тумана либо дождя, крутой подъем или спуск представляются серьезной опасностью. Мужчины же предпочитают быструю езду, любят риск на дороге, садятся за руль в нетрезвом виде и нарушают правила обгона.

По данным украинских страховщиков, автомобилистки чаще совершают мелкие аварии (средний ущерб — примерно 990 долл.), а мужчины — крупные и с более тяжелыми последствиями (средний ущерб — около 1,2 тыс. долл.). Некоторые страховые компании, проанализировав случаи ДТП, пришли к выводу, что вопреки устоявшемуся мнению прирожденными водителями следует считать женщин, имеющих детей. Мамы за рулем более внимательны, дисциплинированны, раньше замечают дорожные знаки и светофоры, не имеют привычки вести машину в нетрезвом состоянии, не участвуют в гонках и как следствие — реже получают травмы.

Если сильный пол обычно попада-ет в аварии, совершая обгон и превышая скорость, то женщины — при перестроении и маневрировании. Причем у дам причинами инцидентов чаще всего являются излишняя осторожность, чрезмерная щепетильность, недооценка своих способностей и недостаточный опыт. Иногда и чрезмерный страх заставляет женщину давить онемевшей ногой на тормоз в момент, когда совершенно очевидно, что только увеличение скорости может помочь избежать ДТП.

К любопытному выводу пришли шведские ученые из Университета Умео. Оказывается, при авариях, сопровождающихся лобовыми ударами, женщины получают травмы чаще и более тяжелые, чем мужчины. Дело в том, что манекены, используемые при создании сидений и подушек безопасности, ориентированы на мужчин среднего роста и, следовательно, «представляют» только очень высоких дам. Спроектированные таким образом сиденья, мало соответствующие средним параметрам женщины, и являются причиной фатальных последствий аварии.

Для женщин опасность травмы при ДТП, сопровождающихся наездом, в 3 раза выше, чем для мужчин. Дамы сидят выше на сиденье, часто устанавливают его спинку вертикально и располагаются ближе к рулевому колесу. Общепринятый тест Euro NCAP, используемый при конструировании автомобилей, не учитывает эти особенности.

Наибольшую опасность в случае травмы, обусловленной действием центробежной силы, представляет расстояние между головой водителя и подголовником, которое не должно превышать 5 см. Такая травма, определяемая специальным термином «дисторсия шейного отдела позвоночника», возникает в результате резкого чрезмерного разгибания или сгибания шеи, характерного для ДТП с наездом. При дисторсии часто наблюдается повреждение межпозвоночных хрящей. Эксперты уверены, что подобные исследования могут уменьшить риск фатальных последствий ДТП почти на 50%, и требуют проведения тестов с учетом параметров женского тела.

Включить радио и закрыть глаза

Субъективно всех женщин-водителей можно разделить на три категории. Первая — это те, которые ездят не быстрее 60 км/час и четко соблюдают все правила (таких — 30%). Вторая — дамы, крайне редко соблюдающие какие-либо правила (так как не очень хорошо их помнят) и устанавливающие свои собственные вроде «женщины всегда первые» (65%). И третья — дамы, которые ездят хорошо, порой лучше мужчин (5%). Однако представители сильного пола гораздо лучше женщин ориентируются в пространстве, легче запоминают незнакомый маршрут, а взглянув несколько раз на карту, без труда воспроизводят ее в памяти.

Основная проблема многих девушек за рулем заключается в том, что им труднее сконцентрироваться только на дороге, глаза так и норовят остановиться на мигающем щите или магазине. Другая проблема — переоценка своих сил и возможностей. Девушка, которая пытается подрезать или обогнать, в два раза опаснее лихача противоположного пола.

По данным немецкого страхового концерна AXA, большинство женщин оценивают свое участие в уличном движении как обременительное: 58% опрошенных дам-водителей в определенных ситуациях часто испытывают страх. Лишь 46% женщин рассматривают вождение автомобиля как средство самовыражения. Каждая третья чувствует себя более уверенно, если не должна сидеть за рулем и может находиться на сиденье рядом с водителем.

Кстати, недавние исследования немецких ученых показали, что представитель сильного пола ведет авто куда уверенней, если рядом с ним находится дама: риск аварии в этом случае в 5 раз меньше по сравнению с водителем, который едет в одиночестве. Также выяснилось, что вопреки распространенному мнению, будто женщины на сиденье рядом с водителем менее сдержанны, чем мужчины, лишь 39% дам в подобных ситуациях выражают недовольство по поводу совершенных водителем ошибок.

Хотя каждый пятый пассажир, находящийся рядом с водителем, нервничает, если его стиль вождения отличается от его собственного, эксперты советуют проявлять сдержанность. Поскольку женщин-автомобилисток становится все больше, неизбежно увеличивается и число мужчин, сидящих рядом с ними. Такая ситуация для них непривычна. Для большинства представителей сильного пола авто остается символом мужественности, и если женщина находится за рулем, они чувствуют себя ущемленными в своих правах, вытесненными из области, которая принадлежит только им, и с трудом переносят свое положение.

Супруг, севший в пассажирское кресло, не должен делать другому замечания по поводу его вождения или нервировать своими рассуждениями. У каждого свой стиль водить авто, и он имеет на него полное право, если этот стиль, конечно, не является заведомо плохим или опасным. Уже одно то, что мужчина передал руль жене, подтверждает доверие к ней и признание особенностей ее манеры управления автомобилем. Поэтому нужно смириться с тем, что трудно найти двух людей, управляющих машиной совершенно одинаково. Кроме того, с места пассажира ситуация перед авто и около него выглядит несколько иначе, чем это видит водитель, который и сам знает, как следует себя вести.

Вообще, по мнению психологов, мужчина, пытающийся научить вождению жену, сильно рискует. Ему никогда не понять женской логики и тактики управления автомобилем. Ведь для мужчины вождение представляется тестом на ориентацию в окружающей обстановке, а для дамы это задача, как безопасно добраться из пункта А в пункт Б. Поэтому лучшая стратегия для мужчины-пассажира — включить радио, закрыть глаза и не комментировать происходящее. Поскольку женщина более осторожный водитель, чем мужчина, она наверняка доставит вас в пункт назначения. Может, это и займет больше времени, зато нервные клетки останутся в целости и сохранности.

После получения водительских прав мужчины проводят за рулем значительно больше времени, чем женщины. Этот факт подтверждают данные страховых организаций: ежедневно более 15 км наезжает каждый третий водитель-мужчина и лишь каждая пятая женщина. Меньшее количество часов, проведенных за рулем, означает меньшую практику вождения и большую вероятность совершения ошибок.

В основном женщины за рулем преодолевают меньшие расстояния, чем мужчины, и перемещаются, как правило, в окрестностях своего дома. Менее 10 тыс. км ежегодно наезжают почти 60% всех автомобилисток и лишь 26% автомобилистов. Дамы обычно перевозят детей и поэтому часто едут медленнее, чем мужчины: для них вождение авто чаще обязанность, чем желание. Матери по возможности совершают многоцелевые поездки.

Украинские мужчины так же, как и их западные коллеги, при выборе автомобиля руководствуются солидным внешним видом, мощностью двигателя и его приемистостью, а цвет кузова не должен быть ярким (желательно черным, серебристым, белым, темно-красным или темно-синим). За рулем отечественных авто вроде Lanos или «Таврия» чаще всего можно увидеть именно мужчин, хотя последняя по габаритам и прочим параметрам не очень соответствует понятию «мужской автомобиль». Соотечественники, которые могут себе позволить приобрести иномарку, отдают предпочтение фирмам Mercedes-Benz, Lexus, BMW, Ford, Chrysler, Cadillac, Subaru и прочим солидным фирмам, выпускающим авто с мужественным «лицом». За рулем джипа в Украине очень редко можно увидеть женщину.

По наблюдениям сотрудников отечественных автосалонов, прекрасных покупательниц можно условно разделить на две группы: женщины, самостоятельно покупающие авто (таких в общей массе посетительниц салонов не более 20%), и дамы, которым покупают машину (80%). Женщины выбирают прежде всего компактные, динамичные и экономичные авто, на которых легко парковаться. Важно наличие «коробки»-автомата.

В основном женщины приобретают максимально укомплектованный автомобиль, легче расстаются с деньгами и согласны больше заплатить за комфорт. Безопасность они ценят выше, чем мужчины. Просто по своей природе женщины менее склонны к риску, подсознательно имея в виду уже рожденных или будущих детей. Поэтому они хотят, чтобы машина была хотя бы снабжена подушками безопасности и системой ABS. Желательно, чтобы авто также имело высокую посадку, дабы не цеплять бровки возле магазинов. А самое главное — машина должна быть красивой. Предпочтения отдаются желтому, ярко-синему, светло-зеленому и серебристому цветам.

Безусловно женским авто является «малыш» Smart. Ни один уважающий себя мужчина за его руль не сядет. Из моделей фирмы Opel украинки чаще всего «кладут глаз» на авто Astra. Популярны у женщин Renault Twingo, Peugeot 206, Ford Ka, Opel Corsa, Ford Fiesta, Mini Cooper, а из более новых моделей Chery QQ, Suzuki Swift, Hyundai Getz, Сhevrolet Aveo, Volkswagen Polo, Mercedes-Benz A-класса, Hyundai i10, Honda Jazz, Fiat Panda, Daewoo Matiz, Nissan Micra и Peugeot 1007. Можно быть уверенным и в том, что если самый дешевый индийский автомобиль Tata Indica стоимостью 2200 долл. попадет в Украину, то непременно будет отнесен к разряду «женских».

Владимир Сенчихин, 2000

Читайте также: