Коммунальные войны: за все заплатят потребители? (Документы)

В сфере предоставления коммунальных услуг оборачиваются миллиардные средства. Однако отсутствие четких правил игры, их постоянное нарушение участниками взаимоотношений, дешевый популизм при принятии решений, отсутствие реальных собственников объектов ЖКХ приводят исключительно к образованию кризисных явлений. Бьющих, в первую очередь, по тем, ради кого существует сфера ЖКХ – по потребителям, то есть, нам с вами. Сфера жилищно-коммунального хозяйства традиционно остается самой проблематичной и многовекторной в нормотворческой, административной и управленческой деятельности органов местного самоуправления.

В сфере предоставления коммунальных услуг оборачиваются миллиардные средства. Однако отсутствие четких правил игры, их постоянное нарушение участниками взаимоотношений, дешевый популизм при принятии решений, отсутствие реальных собственников объектов ЖКХ приводят исключительно к образованию кризисных явлений. Бьющих, в первую очередь, по тем, ради кого существует сфера ЖКХ – по потребителям, то есть, нам с вами.

Миллиарды коммунальных денег либо же разворовываются проходимцами. Либо же элементарно «закапываются в землю» под видом разного рода нелепого инвестирования, вложений, социальных экспериментов, приносящих прямой убыток и не дающими ровно никакого полезного эффекта.

Сегодня мы попытаемся рассмотреть всего лишь одну проблему в сфере ЖКХ Киева (между прочим, характерную практически для всех крупных городов), которая «на срезе» одной небольшой составляющей тарифа на водоснабжение ярко демонстрирует состояние дел в столичной отрасли.

Итак, общеизвестным и бесспорным является то, что в Киеве действует система централизованного водоснабжения потребителей питьевой водопроводной водой, доступная практически всем киевлянам.

Бесспорным является и то, что за услугу водоснабжения необходимо платить. Именно за услугу, потому как вода, сама по себе, как физико-химический элемент, является общераспространенным и общедоступным полезным ископаемым, национальным достоянием, общий и беспрепятственный доступ к которой имеют право все граждане.

Но вот некоторые моменты именно тарифообразования на водоснабжение и обоснование этих тарифов весьма познавательны и заслуживают нашего, как потребителей, более пристального изучения.

Услуги по водоснабжению в Киеве, как известно, предоставляет АК «Киевводоканал». Но поставить воду, зачастую, оказывается мало, потому как производственных мощностей АК «Киевводоканала» зачастую по техническим и физическим причинам оказывается недостаточно для того, чтобы обеспечить доставку воды на верхние этажи многоэтажек — так как давление воды на протяженности магистралей снижается, и о хорошей наполняемости водопровода на верхних этажах отдаленных домов можно только мечтать.

Потому, чтобы все потребители услуг водоснабжения имели нормальные и равные возможности пользоваться водой, используется так называемая «подкачка» воды на верхние этажи – с помощью насосов, находящихся поближе к домам.

Здесь будет сразу же уместно провести письмо Главного управления по ценовой политики Киевского городской государственной администрации, предоставленное на наш запрос по сути интересующих нас вопросов:

Письмо управления ценовой политики

Помимо объяснения затронутого нами вопроса общих технических моментов «подкачки» (повышению давления холодной воды), письмо объясняет еще несколько интересных моментов.

Итак, п. 1 письма обосновывает содержание в тарифах на водоснабжение составляющей на оплату услуг по «подкачке» (о размере тарифного наполнения смотрите ниже).

П. 3 письма прямо называет получателя от населения средств за услуги по «подкачке» — это, естественно, АК «Киевводоканал». Обязанный, в свою очередь, оплачивать балансодержателям технических проборов «подкачки» услуги. Дело в том, что у АК «Киевводоканал» технических и технологических возможностей осуществлять «подкачку» воды практически нету, и подавляющее большинство насосов находятся в собственности АК «Киевенерго» (п. 4 письма). Кроме него (в очень незначительном количестве) подкачку осуществляют ЖЭКи, ЖСК и прочие предприятия, на балансе (в собственности) которых находится соответствующее насосное оборудование.

П.п. 5 и 6 письма дают возможность представить масштабы предоставляемых услуг по водоснабжению в Киеве. Так, за 2006-2008 годы АК «Киевводоканал» получил за услуги водоснабжение от населения свыше 520 миллионов, а потребители, в свою очередь, имеют задолженность свыше 260 миллионов гривен…

Задолженность (п. 7 письма) АК «Киевводоканал» перед АК «Киевенерго» за услуги «подкачки» составляет 39 миллионов гривен, что (п. 8 письма) объясняется рядом причин, одна из которых – отсутствие договорных отношений между АК «Киевводоканал» и АК «Киевенерго» (к этому вернемся позже).

Ситуация крайне запутанная, что позволяет характеризовать ее, как «бардак».

Отсутствие единой тарифной политики, популизм, неурегулированность, уровень тарифов ниже экономически обоснованного (возникает вопрос: зачем тогда вообще устанавливать какие-либо тарифы, если они нереальны? Может, проще сделать все бесплатно, полностью дотируя поставщиков услуг за счет бюджетов?) – факторы, которые «подрывают» ЖКХ.

Плюс к этому следует добавить огромный кризис неплатежей (как видно, треть потребителей не платит даже по тарифам, установленным «ниже плинтуса»), что тоже не добавляет оптимизма. Ведь неплатежи, очевидно, приводят к развалу ЖКХ, и недалек тот час, когда на водоснабжении столицы можно будет поставить жирный крест. Воды не получит никто: ни добросовестные плательщики, ни должники – таковы реалии популизма в принятии решений.

По большому счету, АК «Киевводоканал» сам довел такую ситуацию до того, какой она сегодня является: имея 260 миллионов гривен задолженности – не делает ничего для ее взыскания в принудительном, судебном порядке. А ведь даже небольшая доля поданных исков и действий по взысканию задолженности возымеет крайне позитивное воспитательно-профилактическое действие – должники, почувствовав «твердую» руку кредитора, поймут, что не платить просто невыгодно. Кроме того, взыскав 260 миллионов гривен, можно без проблем рассчитаться» с тем же АК «Киевенерго» на «каких-то» 39 миллионов гривен задолженности.

Но сегодня наше исследование будет посвящено иному аспекту.

Приводим письмо все того же Главного управления ценовой политики Киевского городской государственной администрации, адресованное, кроме АК «Киевенерго» и АК «Киевводоканал», еще ряду адресатов:

Из письма мы видим установленную систему расчетов за услуги «подкачки»: все деньги, которые заплачены АК «Киеводоканал» потребителями, проходят через счета посредника — Коммунального предприятия «Главный информационно-вычислительный центр», и на уровне этих счетов расщепляются. Из общей суммы средств, полученных АК «Киевводоканал», 5,5 % поступлений – автоматически подлежать перечислению лицу, оказавшему услуги «подкачки», то есть, АК «Киевенерго».

Можно с уверенностью утверждать, что 5,5 % — составляющая тарифа всех потребителей на «подкачку» воды. То есть, говоря еще проще, каждый потребитель (верхних этажей, где «подкачка» необходима, и нижних, которые могут обойтись без «подкачки» — тарифы не дифференцированы) из заплаченных 100 гривен «за воду» — 5 гривен 50 копеек платит за подкачку. И хотя эти деньги перечисляются АК «Водоканалу» — они по праву принадлежат АК «Киевенерго».

Но из приведенного письма усматривается еще одна интересная особенность: между АК «Киевводоканал» и АК «Киевенерго» отсутствуют заключенные договора о предоставлении услуг «подкачки». Потому Главное управление ценовой политики и приостановило «расщепление» и перечисление денег в адрес АК «Киевенерго».

Ситуация весьма интригующая: предоставление услуг АК «Киевенерго» по «подкачке» налицо, ибо несомненный и неоспоримый факт, что жители верхних этажей киевских многоэтажек воду все же получили и ею пользовались (не могла же вода «сама собой» преодолеть гравитацию). Но поскольку нет «бумажных» договоров – согласно несколько извращенной и нелепой логике КГГА — денег за «подкачку» (реально выполненные и предоставленные услуги) АК «Киевенерго» получать права не имеет.

Письмо Главного управления ценовой политики выглядит — с точки зрения логики и элементарной справедливости – нелепым. Но это только на первый взгляд. На самом деле, как выясняется, его цель весьма заманчива и экономически выгодна, прежде всего для чиновников КГГА и АК «Киевводоканал». Между которыми, несомненно, существует определенная договоренность о «дерибане» надбавочных денег путем их взыскания с потребителей и «задержания» на счетах АК «Киевводоканал» без перечисления АК «Киевводоканал»…

А теперь взглянем на ситуацию с точки зрения исключительно потребителей, которым, честно говоря, глубоко все равно, на какой стадии отношения между АК «Киевенерго» и АК «Киевводоканал», и есть ли между ними договора.

Нас интересует вопрос: за что мы платим свои деньги и куда они расходуются?

Если за «подкачку» – то она, как минимум, должна быть, и наши деньги должны получать те, кто оказали услуги, а не «чужой дядя»…

Допустим, договоров действительно нет, и АК «Киевенерго» никаких услуг не оказывала, и оказывать не может. Но ведь тариф на водоснабжение утвержден, и составляющая на «подкачку» в нем заложена — это факт!

Потребители из 100 гривен платят 5 гривен 50 копеек на «подкачку». Но эти деньги (согласно последнего из вышеприведенных письма городских властей) потребители формально платят безосновательно. Ибо договоров (для исполнения которых взыскивается эта тарифная надбавка (составляющая) – нет!

Эти 5,5 %, таким образом, оседают в карманах АК «Киевводоканал». И расходуются, вполне объяснимо, на неизвестные цели (а куда же еще девать «дармовые» деньги, если цель их перечисления отсутствует)…

А ведь масштабы перечислений платы за несуществующую (поверим в письмо КГГА, кому же еще верить!) «подкачку» в общей сумме по Киеву составляют десятки миллионов долларов в год, уходящих в неизвестном направлении…

Если между АК «Киевенерго» и АК «Киеводоканал» нету договоров определенного вида, было бы логичнее, естественно, предложить КГГА скорректировать свою тарифную политику в действительно социальном и законном русле. А именно: уменьшить размер тарифа на водопотребление на эти злосчастные 5,5 %.

Для пенсионеров и малообеспеченных на 1000 гривен оплаты за «воду» экономия в 55 гривен будет весьма существенной.

Возможен еще один вариант действий КГГА в направлении стабилизации тарифной политики: установить механизм перечисления платы «за подкачку» от потребителей непосредственно на счет поставщика услуг, минуя непонятных посредников, вроде АК «Киевводоканал». «Подкачка» осуществлена – АК «Киевенерго» напрямую получило свои деньги; «подкачки» нет – составляющую на «подкачку» из тарифа убрать вообще…

Надеемся, что ситуацией заинтересуется Главное управление по защите прав потребителей, задавшись вопросом: за что потребители (мы с вами) платят 5,5 %, если оплачиваемых услуг не предоставляется по причине отсутствия договора?

Ситуацией должен заинтересоваться и Антимонопольный комитет Украины (АК «Киевводоканал» — субъект естественной монополии, что возлагает на него определенные обязанности по отношению к обществу), задавшись вопросом: куда расходуются и тратятся безосновательно полученные с потребителей 5,5 %?

Этот же вопрос должны поставить и решить налоговые органы. Согласно хозяйственного и налогового законодательства, каждая копейка, полученная субъектом хозяйствования, должна подтверждаться первичными документами, а полученные деньги и предоставленные услуги должны быть обоснованы и учтены. Если субъект хозяйствования получил какие-то средства, и получение этих средств не обосновано документально и не подтверждено, это означает одно: средства получены безосновательно. И по иску налогового органа (или прокуратуры, подавшей иск в интересах налогового органа) полученные деньги должны быть взысканы в доход бюджета.

Господа налоговики, не пропустите шанс пополнить бюджет на сумму в несколько десятков миллионов долларов США (все обосновано и изложено выше)! Достаточно просто подать и поддержать в суде соответствующий иск (доказательная база приведена выше и уже собрана чиновниками КГГА, против которых АК «Киевводоканал», что говорится, «стартовать» и возражать не посмеет).

Законный и обоснованный интерес к «облапошиванию» потребителей должен возникнуть и у органов прокуратуры. Ибо в действиях должностных лиц АК «Киевводоканал» и КГГА налицо признаки преступления, предусмотренного ст.190 Уголовного кодекса Украины (мошенничество, как завладение чужим имуществом и средствами путем обмана или злоупотребления доверием), ст. 192 Уголовного кодекса Украины (причинение вреда путем обмана или злоупотребления доверием) и, собственно, ст. 225 Уголовного кодекса Украины (обман покупателей и заказчиков).

Ведь потребители, еще раз акцентируем, платят за то, за что платить не должны (договоров-то нет!), а полученные от потребителей и накопленные деньги «уходят налево» в огромных, многомиллионных масштабах…

Выяснить ответ на вопрос: куда расходуются деньги «за подкачку» с «облапошенных» шустрыми дельцами от киевской власти (вступившими в сговор с воротилами АК «Киевводоканал») потребителей (то есть, нас с вами) – наша задача. И мы вскоре предоставим документально обоснованные результаты нашего расследования на суд читателей и общественности. Заодно выяснив, насколько могут контролировать ситуацию Антимонопольный комитет, прокуратура, налоговые органы и органы защиты прав потребителей, а также недавно созданная Государственная жилищно-коммунальная инспекция.

Алексей Святогор, адвокат, специально для «УК»

Читайте также: