Страх в большом городе: чего боятся киевляне
Журналисты расспросили киевлян, чего они боятся больше всего. Оказалось – автокатастроф, давки и гигантских супермаркетов. Не последнее место в перечне страхов занимают энергетические вампиры, неисправные лифты и одиночество. Обитатели столицы часто чувствуют себя никому не нужными, находясь в толпе. Их пугает равнодушие врачей и угроза терактов. Большинство городских страхов связаны с домом, улицей или работой. УЛИЦА
Боюсь терактов и фанатов
Киевлянин Руслан Тысовец никогда не ходит на концерты на Майдане и другие массовые гулянья – боится терактов.
– Раньше я не задумывался, что в толпе люди абсолютно уязвимы – ничего не стоит бросить на них бомбу, разлить кислоту, напустить удушающего газа… Я стараюсь обходить стороной разрекламированные концерты: мало ли что взбредет в голову бешеным фанатам? Есть те, что просто приходят на выступление кумира, но есть и другие фаны, готовые чуть ли не убить всех остальных.
Толпа может раздавить
Еще один распространенный городской страх – боязнь быть задавленным в толпе. Безразличные лица, каждый сам за себя… Стоит оступиться – и ты труп… Страшно, когда многотысячную толпу мгновенно обуревает паника… Автор этих строк на всю жизнь запомнила, как пару лет назад народ повалил к станции «Майдан Независимости» после праздничного салюта. Возле дверей на входе в метро забурлил «водоворот». Людей швыряло, как щепки. Одни застряли в проходе, другие напирали сзади. Еще чуть-чуть – и многих бы просто раздавило о металл. К счастью, удалось выбраться невредимыми.
Не терплю тесных контактов в транспорте
– Я не езжу в метро, потому что не переношу близкого контакта с незнакомцами, – признается моя бывшая однокурсница Аня. – Однажды на «Выдубичах» меня прижало к толпе пьяных парней, они начали лезть под юбку, нести какой-то бред… Бр-р-р! Противно вспомнить! Впрочем, «зажиматься» с потными и вечно недовольными пенсионерами – тоже приятного мало. После таких «прогулок» нужно часа два отходить, попивая в одиночестве чаек и приняв душ. А какая работа это позволит? Вот поэтому я купила машину в кредит. Да, это кабала на десять лет, зато я спокойна.
Пугающие высотки и гипермаркеты
Тех, кто привык жить в небольших городках, еще долго будут пугать высотки столицы. Жить на верхотуре многим страшновато – мол, вдруг из окна вывалюсь?
Многие чувствуют дискомфорт в гигантских торговых центрах
– Когда я впервые попала в один из гипермаркетов на Петровке, мне показалось, что это целый город, – вспоминает студентка Олеся. – Горы товара напоминают здания, по рядам-улицам снуют люди с длиннющими списками покупок; друг за другом, сталкиваясь на поворотах, ездят тележки – все, как на улице. Только светофоров не хватает. Где-то между сырным отделом и игрушками я потерялась, пришлось просить помощи у продавца.
После общения с шефом я долго не могу прийти в себя – гудят виски, нет сил работать. Хоть он и не кричит на меня, но эти его каверзные вопросы тихим голосом и якобы отеческая забота – в сто раз хуже. Когда он перечисляет мои оплошности,я покрываюсь холодным потом. Именно так я представляю себе энерговампира
Если честно, подобные «города в городе» меня угнетают. Слишком много всего, с непривычки трудно найти нужные вещи.
Пока пройдешь по всему маркету – устаешь, как после кросса. Куда приятнее зайти в маленький магазинчик, где все товары на виду, спокойно пообщаться с продавцом и купить все за пару минут.
Бомжей обхожу стороной, от вампиров убегаю
Мама троих детей Валентина Юшкевич очень боится бомжей. Старается уберечь от них и детей. Поэтому до сих пор провожает 9-летнего Мишу и 11-летнюю Наташу в школу.
– Одно дело, если под стенкой сидит бабушка-побирушка – она безобидная. И совсем другое, когда навстречу идет мрачный бомж с нечеловеческими глазами. Ему нечего есть, негде жить. Кто его знает, что у него на уме? Как я могу быть спокойна за детей, если таких много на улицах?
То, что существуют люди, после общения с которыми возникает слабость и опустошение, – факт.
– После общения с шефом я долго не могу прийти в себя – гудят виски, нет сил работать, – говорит менеджер Дмитрий Журавель. – Хоть он и не кричит на меня, но эти его каверзные вопросы тихим голосом и якобы отеческая забота – в сто раз хуже. Илья Вадимович любит унижать, показывая ничтожность подчиненных. Когда он перечисляет мои оплошности – а он всегда все систематизирует – я покрываюсь холодным потом. Именно так я представляю себе энерговампира.
По личному наблюдению автора, вампиры внешне могут быть вполне безобидными. Например, я стараюсь избегать одну женщину, с которой мы случайно познакомились года два назад в поликлинике. С тех пор она постоянно норовит вылить на меня свои горести. «Сын заболел, сейчас у них весь класс заражен, скоро и мы сляжем… Сдавала анализы, оказывается, врачи не выбрасывают одноразовые шприцы…
Не ешь корейку, там глисты…» И все в таком духе. Прервать этот поток гадостей невозможно. Поэтому я просто разворачиваюсь и ухожу. К сожалению, тетю Машу ничем не проймешь – при следующей встрече она снова с радостным лицом будет рассказывать о глистах, смерти и ее полипах в носу.
Фактор страха на колесах
Чем больше в городе машин – тем выше вероятность попасть в аварию. Эта боязнь живет в голове каждого автомобилиста. Страшно покалечиться в катастрофе, страшно разбить дорогущую тачку, а потом всю жизнь работать «на долги»… Но и «безмашинным» людям не слаще: кто гарантирует, что маршрутка не вылетит в кювет, а усталый водитель не уснет?.. Но выбора нет: каждый день мы начинаем «на колесах». Спокойны могут быть лишь те, кто ходит на работу пешком. Да и то – если не приходится пересекать дорогу…
ДОМ
Не проводка – так потоп
После ремонта люди боятся, что соседи их затопят. И, парадокс – действительно затапливают, хотя десять лет до этого на облезшие стены не вылилось ни капли воды.
– Очень боюсь, что загорится проводка. На работе я почти сутками. У меня старенькая мама и кот, что же с ними будет, если начнется пожар?.. Одна надежда на соседей, – переживает 40-летняя Ольга Филимонова.
«Никто не успеет помочь»
Ее мама в свою очередь страшится, что прихватит сердце, когда дочери не будет дома. И даже мобильный телефон женщину не успокаивает: «пока я рассмотрю эти кнопочки, будет поздно». Другие дамы ее возраста никогда не моются, если дома никого нет: боятся поскользнуться на мокром кафеле и упасть.
В лифт лучше не заходить
Многие не ездят в лифтах, даже если живут на 15–18 этажах.
– Пару лет назад у лифта, в котором я ехал, оборвался трос, – рассказывает 57-летний Антон Кольцов. – Мы с соседом уже попрощались с жизнью, но где-то на уровне второго этажа «смертная машина» остановилась – говорят, запоздало сработала система безопасности. Но с тех пор я хожу только по лестнице.
Еще одна причина, по которой люди отказываются ездить в лифтах – страшно, что кто-то нападет. Одно дело, если насильник пристал на улице – можно убежать, звать на помощь – и совсем другое, когда вы тет-а-тет в замкнутом пространстве.
– Последний раз я заходила в лифт своего подъезда лет десять назад. Мне хватило двух случаев, когда я чудом отбилась от незнакомцев. С тех пор предпочитаю ходить по лестнице с ярким фонариком и газовым баллончиком – так спокойнее. Дело в том, что живу я в старом доме, соседи – сплошь пенсионеры. Консьержку никто нанимать не хочет. Поэтому кричи не кричи – спасения не дождешься, – говорит 23-летняя Юля. – Кстати, мою лучшую подругу из соседнего дома однажды изнасиловали в лифте…
РАБОТА
Молодняк и старожилы – кто кого?
Рынок труда с каждым днем становится все жестче – а значит, и страхи плодятся. Буду ли я востребован? Вдруг молодые перейдут дорогу? Как обеспечить семью?..
– Мне всего 45 лет, но я чувствую себя стариком, – сетует экономист Андрей Данилов. – Вижу, как в компанию приходят молодые специалисты, они пробивнее нас, старожилов. Да и начальство замечает эту молодую хватку. Если меня уволят, не представляю, как и где начать все заново. А ведь у меня дочка даже школу еще не закончила, надо ее поднимать…
В свою очередь «молодые-зеленые» печалятся, что их используют в качестве дешевой рабсилы, не более того. А на хорошую должность в итоге возьмут опытных людей. 23-летний Иван окончил университет в прошлом году. За это время успел поработать в пяти местах, и все не по специальности – официантом, расклейщиком объявлений, продавцом карточек… Но уж никак не бухгалтером. «Везде нужен опыт работы от трех лет, а где я его возьму?..»
Между сотрудниками тоже конкуренция – еще один повод для боязни: «а вдруг он/она окажется лучше?»
ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК
«Горожане намного пугливее селян»
Виталий ПОДГОРНЫЙ, психолог:
– Страхи есть абсолютно у каждого человека, это нормальное явление. Главное – не разрешайте им брать над вами верх. У городских жителей намного больше страхов, чем у селян. Последние воспитываются совсем в другой среде, их жизнь более спокойная и размеренная. А мы в своих мегаполисах вечно куда-то спешим, стресс стал нормой жизни. Неудивительно, что фобии плодятся одна за другой.
Как от них избавиться? Если вы боитесь ездить в лифте – убедитесь, что он исправен. Можно ездить с кем-то за компанию или привыкать к лифту по чуть-чуть: сначала на 2-й этаж, потом на 4-й, и так до нужной высоты.
Если постоянно переживаете, что на кухне случится утечка газа – не ждите беды, а просто регулярно вызывайте газовщика, держите форточку открытой и установите вытяжку. Чтобы не бояться одиночества и темноты, достаточно купить себе животное – кошку или собаку. От энерговампиров защитит простая улыбка и уверенность в себе. Если это случайный человек в вашей жизни – прохожий, кондуктор – просто отвернитесь и забудьте о его существовании. Знакомых «кровососов» тоже лучше избегать.
Не стесняйтесь сказать «я очень занят» и уйти. Еще можно представить, что вы – в плотном прозрачном колпаке, от которого отражается любой негатив. Страх перед генно-модифицированными продуктами возник не случайно: сейчас в Украине культ здорового образа жизни, пришедший из США. По подобию американцев, мы стали заботиться о фигуре, ходить в фитнес-центры, бассейны, кушать полезную пищу… Отсюда – опасения перед «подозрительными» продуктами. Отчасти они верные, но перебарщивать и рассматривать под микроскопом каждый помидор не стоит.
КСТАТИ
Этого боятся все
Есть категория страхов, не привязанная к месту событий. Так, люди во все времена боялись войны, голода, глобальных природных катастроф и болезней. Периодически эти фобии вспыхивают с новой силой, часто – без реальной на то причины. Как только появилась информация о смертоносных прививках – все родители отказались делать своим детям любую вакцинацию. Слухи о птичьем гриппе?..
Из рациона исчезла курятина. После рассказов о СПИД-террористах, бродящих по городу со шприцами, люди стали с опаской оглядываться на подозрительных прохожих. Во время межнациональных конфликтов возрастает страх перед войной. И это – нормальная человеческая реакция на пугающий фактор.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
«Самое страшное – быть одиноким в толпе»
Оксана ФИРС, служащая банка:
– Я живу в столице около пяти лет, но до сих пор не могу к ней привыкнуть. Меня пугают машины, которые ездят безо всяких правил; карманные воры на каждом шагу; бездомные дети, нюхающие клей у всех на виду. Страшно, что люди ко всему безразличны. Если бы у меня на родине прохожий упал на землю, тут же собралась бы толпа, оказали ему помощь.
А в Киеве через него просто переступят и пойдут своей дорогой. По той же причине я опасаюсь городских медиков: они запросто могут вколоть лошадиную дозу лекарства или выписать не тот препарат. Умру – никто и не заметит, я ведь сама живу. Вообще, это ужасное чувство – одиночество в толпе. Только дома, в селе у мамы, я успокаиваюсь.
Автор: Наталия ВЕЛИКАЯ, «Газета по-киевски»
Tweet