Тюремный развод

Никогда никаких препятствий не было к тому, чтобы обитатели колоний и СИЗО могли жениться и выходить замуж. Теперь заключенные могут и разводиться. 

Автор: НАТАЛЬЯ ЯКИМОВА, Первая Крымская

Украина занимает в Европе «почетное» второе место по количеству граждан, находящихся в тюрьмах и колониях: сидят 355 человек из каждых 100 000 населения. Опередить нашу страну смогла только Россия, где этот показатель почти в два раза выше (608 заключенных на 100 000 населения).

Поэтому все изменения в законодательстве, касающиеся людей в местах несвободы, важны не только для 165,4 тысяч обитателей украинских зон: у них есть близкие и родные, и для них тоже имеют значение подобные новости. Недавно Министерство юстиции Украины нашло возможность развязать еще один узелок в семейных отношениях людей, находящихся в изоляции: теперь заключенные могут расторгнуть брак по своей инициативе.

Никогда никаких препятствий не было к тому, чтобы обитатели колоний и СИЗО могли жениться и выходить замуж.
В нескольких законах, регулирующих область семейного права, расписано, как это можно сделать, не покидая зону.
В украинских местах несвободы число подобных браков исчисляется тысячами.

В Крыму, где имеются следственный изолятор и две колонии — в Симферополе и Керчи (общее количество «посадочных мест» в этих учреждениях около 4 тыс.), случается и несколько десятков новобрачных в год. Как проинформировали «1К» в симферопольской колонии №102, только здесь с января по октябрь было заключено 27 браков. Причем по желанию новобрачных прибыть на место может не только работник загса, но и священник, чтобы провести церемонию венчания в имеющейся здесь часовне.

В каждом браке, который заключается за колючей проволокой, свои секреты, свой ответ на вопрос, почему нельзя подождать с женитьбой или замужеством. Например, люди, имея общих детей, женятся, чтобы в глазах окружающих семья выглядела полноценной; иногда оформление отношений служит своего рода подтверждением, что оставшийся на свободе супруг обязательно дождется вторую половинку.

Случается, что брак необходим для того, чтобы оставшиеся на свободе мужья и жены могли решать имущественные вопросы. Любовь тоже весомый аргумент, о котором и здесь часто вспоминают. Например, его приводила жительница Симферополя, которая в прошлом году вышла замуж в СИЗО за… осужденного пожизненно. Ее не испугало то, что супруг вряд ли когда-то сможет встретиться с ней вне зоны и даже длительные свидания у них вряд ли будут (не положены они таким осужденным, разве что в будущем внесут какие-то изменения в порядок содержания «пожизненников»). Женщина с будущим мужем познакомилась, когда сама находилась в следственном изоляторе в ожидании суда, стали переписываться, потом она освободилась — и они решили пожениться.

Но немало случаев, когда обитатели мест лишения свободы находят невест по переписке, те влюбляются в людей, которых ни разу не видели, и готовы к самым серьезным и ответственным шагам. Плюс такой женитьбы — регулярные передачи, длительные свидания да еще возможность отправиться после освобождения к жене и хотя бы в первые месяцы иметь крышу над головой, прописку.

Елена Филипьева, руководитель крымского центра социально-психической адаптации и ресоциализации бывших заключенных, пояснила, что браки, заключенные в местах несвободы, распадаются в несколько раз чаще, чем обычные. Иногда потому, что «всплывают» корыстные мотивы мужей и жен.

Порой из-за того, что у людей, долгое время находившихся в изоляции и никогда не имевших семьи, очень смутные и расплывчатые представления о том, что это такое. «Мы поддерживаем контакты с людьми, находящимися в колониях, и не так давно один из них сообщил, что собирается жениться, нашел невесту по переписке, — рассказала Елена Филипьева. — При этом он полжизни провел в местах лишения свободы и просто не может знать о реальных взаимоотношениях людей в браке».

До сих пор положение с узами Гименея в местах несвободы напоминало улицу с односторонним движением: жениться можно, а вот с разводом возникало немало проблем. Нередки случаи, когда заключенные теряли семьи по инициативе своих супругов. Развод по заявлению оставшихся на свободе мужа или жены отделы регистрации гражданского состояния принимают, поскольку закон позволяет расторгнуть брак с «осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее 3 лет».

А вот если разорвать брак желает сам заключенный, то сделать ему это сложно, он физически не может явиться в отдел рагса, чтобы развестись. В ВР Украины уже достаточно давно лежит законопроект «О государственной регистрации актов гражданского состояния», который мог бы сгладить все нестыковки и шероховатости ныне действующих законов, в том числе и вопрос с разводами для заключенных.

Но депутатам сейчас не до законов, и неизвестно, когда дело дойдет до обсуждения проекта. Но Министерство юстиции Украины решило все-таки побеспокоиться о том, чтобы люди в местах лишения свободы могли самостоятельно решать вопросы о разводе. Уже подписан приказ «О временном урегулировании вопроса регистрации расторжения брака лиц, приговоренных к лишению свободы», он обязывает уполномоченных отделов рагсов прибывать в места несвободы для того, чтобы осуществлять разводы, причем с доставкой свидетельства об изменении статуса гражданина и вручением его здесь же.

Не такая уж это и мелочь — возможность развода для заключенных. Дело в том, что для многих, вынужденных отложить этот процесс до выхода на свободу, такое промедление оборачивалось потерей имущества, главным образом жилья. Случалось, что жены и мужья в обход закона находили пути продажи домов и квартир, находившихся в совместном пользовании супругов. В такую ситуацию попал, например, симферополец, жена которого, пока он отсиживал срок, продала квартиру и уехала, оставив без крыши над головой и мужа, и его бабушку.

Находящийся в местах лишения свободы женатый человек, между прочим, по закону обязан участвовать в погашении долгов, сделанных своей второй половиной, пусть даже в то время он находился в тюрьме или колонии. И на взыскание этих самых долгов может быть обращено и его собственное имущество.

Представьте ситуацию, когда семьи уже фактически нет, но развод не оформлен, и оставшийся на свободе супруг объясняет, что вынужден был залезть в долги для содержания семьи, теперь кредитору приходится отдавать собственность человека, находящегося в местах лишения свободы.

Кроме того, не так уж редко человек даже в колонии находит возможность завязать новые отношения, поэтому заинтересован в том, чтобы поставить точку на прежних.

В общем, хотя развод дело нерадостное, но иногда необходимое. А теперь у заключенных появилась возможность уладить семейные неурядицы.

 

You may also like...