В Украине на волю выйдут тысячи осужденных. Плюс и минусы «новогодней» амнистии

Верховная Рада приняла Закон «Об амнистии», согласно которому в пенитенциарной системе появится несколько тысяч вакантных мест. 4000 осужденных, отбывающих наказание за преступления сроком 5-10 лет, выйдут на свободу уже в ближайшее время.

В центральных СМИ об этом сразу же заговорили, как о повторении печального «Холодного лета 53-го». Тогда волна роста преступлений по всему СССР была спровоцирована как раз тем, что на волю вышли сотни тысяч заключенных.

Реален ли подобный прогноз? Начальник управления по контролю за исполнением судебных решений Госдепартамента по вопросам исполнения наказаний Алексей Двойнос утверждает, что нет. «Сейчас совсем другие времена, и рецидив среди попавших под амнистию крайне невелик. Бывали амнистии и покруче. Вот в 1997 году обрели свободу сразу 22 тысячи осужденных, но тогда в целом по стране отбывали наказание 220 тысяч», – утверждает он в интервью газете «Сегодня». К тому же, злостных преступников и рецидивистов, по его словам, не освободят.

«Под действие закона подпадают осужденные, арестованные, находящиеся в СИЗО, а также те, кто приговорен к наказаниям без лишения свободы — к примеру, взят на поруки, ограничен в свободе, – говорит Алексей Двойнос. – Найдутся и такие, кто откажется от амнистии (если человеку осталось сидеть месяц-полтора, ему выгоднее отбыть срок полностью, так как, согласно закону, амнистия может применяться только раз на протяжении десяти лет), либо ему откажут в таком праве (если он злостный нарушитель)».

Прав ли Алексей Двойнос – покажет время. Но, сказав, что «сейчас совсем другие времена», он действительно попал в точку. И, если разобраться, именно это и не радует, отмечает газета «Киевское слово».

Итак, заключенных выпускают из мест лишения свободы. Пенитенциарная система, согласно законодательству, совершенно не обязана заниматься трудоустройством освобожденных по амнистии. Да, им обязаны выдать заработную плату, крохотное пособие, назначенное государством и доставить их до места жительства. Только и всего. А дальше за ними наблюдает уголовно-исполнительная инспекция. Освобожденный должен прийти в инспекцию и рассказать, как он трудоустроился, что он планирует дальше делать и т.п. По возможности, учитывая обращения, сотрудники уголовно-исполнительных инспекций на местах будут способствовать тому, чтобы люди могли адаптироваться в обществе.

Учитывая сегодняшний кризис, можно ли предположить, что бывший зэк, даже имея самые благие намерения вернуться к нормальной жизни, сможет это сделать? По стране идут массовые увольнения законопослушных граждан… Представьте себе предприятие или фирму, которая с распростертыми объятиями возьмет сейчас на работу бывшего зэка. Представили?

Нет… Вот и получается, что человек возвращается из ниоткуда в никуда. Нет денег, нет работы, нет перспектив. Как и у многих украинцев, впрочем. Не надо ходить к социологам, чтобы предположить, что у 80% бывших заключенных в голове промелькнет мысль, сродни крылатой фразе из «Джентльменов удачи»: «А в тюрьме сейчас макароны дают…»

Какими бы отвратительными ни были условия в украинских тюрьмах, кормят там по-прежнему бесплатно (за деньги налогоплательщиков), и крыша над головой есть, и не надо думать, во что одеться и как прокормить семью. И тех же 80% (ну, конечно, с известной погрешностью) бывших зэков сделают все, чтобы вернуться в тюрьму. А способ только один – снова совершить преступление…

Вот такой получается замкнутый круг. Справедливости ради надо сделать оговорку: существование амнистии – это, в общем-то, хорошо. Ведь, по статистике, до 60% освобожденных по амнистии «сидели» за преступления, совершенные по неосторожности. В этом случае амнистия для них – второй шанс, на который имеет право каждый человек. К тому же, действие этого гуманного акта в первую очередь распространяется на наиболее незащищенные и уязвимые в социальном плане категории осужденных: несовершеннолетних, беременных, людей преклонного возраста, ветеранов ВОВ, инвалидов, ликвидаторов аварии на ЧАЭС и т.д.

Но на этом все хорошее, собственно говоря, и заканчивается… «На воле» возможность использовать «второй шанс» и раньше была небольшой, а сейчас – и подавно.

И еще один факт, опровергающий оптимизм Алексея Двойноса, утверждающего, что освобождение зэков не принесет обществу вреда. Речь идет не о преступности, а о здоровье украинцев. Не секрет, что в тюрьмах – огромный процент больных туберкулезом. Выйдя на свободу, больной становится открытым источником опасности для десятков людей, с которыми ему так или иначе приходится контактировать: дома, в общественном транспорте и так далее. И лечиться он вынужден уже за свои деньги, а не за казенные. А поскольку денег зачастую на лечение нет, то… Дальше, кажется, можно не продолжать. Маленький пример: в 2003 году из тюрем по Закону «Об амнистии» на свободу вышли более 10 000 человек. Через полгода в Украине была зафиксирована вспышка эпидемии туберкулеза… Причинно-следственная связь очевидна.

Но, как говорится, процесс пошел и принял необратимый характер – Закон принят и вступит в силу в ближайшие десять дней. Будем ждать свежей статистики?

* С 1992 по 2007 годы в Украине по амнистии освободили 151, 904 тыс. человек.

От УК: По мнению представителей правоохранительных органов большая часть из освободившихся, вероятней всего скоро вернуться обратно в тюрьмы. Многие — жаждут этого. Крайне болезненная социализация заключенных в обществе на фоне усиливающегося кризиса, приводит к формированию особого класса — так называемых «вечных зеков», проводящих в местах заключения большую часть сознательной жизни. Клеймо «бывшего заключенного» (даже если причиной «отсидки» была небольшая кража или хулиганство) может навсегда поломать жизнь человека, лишив его поддержки родных и близких, общества, государства. Отсутствие работы и и средств к существованию для множества бывших «зэков» является одним из главных стимулов вернуться к «дармовщине» и практическому безделью, а это значит что большинство снова возьмутся за старое.

 

You may also like...