Забери свои кровные у налоговой! Часть 2

Налоговая администрация Украины сознательно и методично обманывает всех налогоплательщиков страны, имеющих право на налоговый кредит и подающих декларацию, уменьшая сумму излишне уплаченного налога, подлежащую возврату. И так — в течении всего срока действия «Закона о налоге с дохода физических лиц». Сумма недовыплаты налогоплательщику составляет 15% от суммы годовых взносов в фонды занятости, соцстраха и пенсионный фонд!

В своей статье

«Забери свои кровные у налоговой! Иначе разворуют чиновники!»

, опубликованной «УК», Светлана Крюкова затронула одну из тем взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых чиновников. Тема эта – возмещение излишне уплаченного налога с доходов физических лиц близка многим сотням тысячам наших граждан. Ежегодно подающим декларации о доходах и надеющимся получить справедливое и своевременное возмещение этого самого излишне уплаченного налога.

Нельзя согласиться с автором в том, что не имеют право на налоговый кредит по ипотеке те налогоплательщики, которые получили ипотечный кредит до 13 июня 2008 года. Имеют, такое право дает им Закон.

Однако следует признать, что налоговые чиновники самых высоких рангов приложили огромные усилия для того, чтобы не возмещать излишне уплаченный налог в связи с ипотечным кредитованием.

Сначала налоговики были «абсолютно» убеждены (и убеждали в этом налогоплательщиков) в том, что «раз в 10 лет» – это один раз за один год в течении этих десяти лет. Затем, после разъяснений Верховной Рады (письмо от 12.02.2007г. № 06-10/10-138) и Министерства финансов (письмо от 25.01.2007 г. № 31-20030-05-18/1283) появилось письмо ДПА Украины от 28.02.2007 г. № 4082/7/17-0217, где точка зрения чиновников изменилась:один раз в 10 лет — это один ипотечный кредит в 10 лет.

Затем ДПА Украины изобрела еще один способ не возвращать деньги. В очередном письме от 26.04.2007 г. № 8445/7/17-0717 ипотечными кредитами были признаны только те кредиты, которые выданы в национальной валюте. Излишне говорить, что никаких серьезных правовых обоснований такой позиции в письме приведено не было. Затем, наконец, появляется следующее письмо – от 13.06.2008 г. № 12187/7/17-0717, которое отменяет предыдущее письмо от 26.04.2007 г. и отзывает его с мест использования. Полный цирк, особенно если принять во внимание то, что если в письме от 26.04.2007 г. есть попытка хоть какого-то обоснования, то письмо от 13.06.2008 г. напечатано вообще без всяких обоснований: (желающие могут прочитать и убедиться лично, все письма есть в информационных базах Сети):

«учитывая многочисленные обращения плательщиков налогов, налоговых органов…» (далее по тексту) и, как результат — «отозвать предыдущее письмо с мест использования»

Вот так просто: посидели, голову почесали, повздыхали горестно и решили д- мол, достаточно пообманывали честных налогоплательщиков, перестанем пока. И перестали — пока.

Что дальше будет «изобретено» – неизвестно.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод – в настоящий момент действуют только нормы Закона «О налоге с доходов физических лиц», и больше ни-че-го! А подтверждением того, что можно получать возмещения и по ипотечным договорам, заключенным до 13.06.2007 г., может служить опыт автора этих строк, который получил возмещение и в 2007 году, и в 2008 году, и получу в 2009 году (абсолютно убежден, пусть только попробуют не дать!).

Теперь, прежде чем перейти к главному, небольшое замечание по поводу печальной истории г-жи Ирины Мурашко:

— очень нужно постараться не уложиться в срок подачи декларации, когда этот срок — 31 декабря. Декларацию можно подавать до конца года; так было в 2005 году, 2006, 2007, 2008, и так будет в 2009 году.

— декларацию, подаваемую налогоплательщиком, при условии правильности заполнения данных о нем самом, не принять не могут в принципе. Не могут!

К сведению: пункт 5.2.2. статьи 5 «Закона…» не требует предоставления никаких документов, подтверждающих фактически понесенные расходы, которые включаются в налоговый кредит, в налоговые органы. Единственное требование – они должны храниться у налогоплательщика в течении срока проверки налоговым «органом правильности расчета налогового кредита» (2 месяца). Сей пассаж «Закона» внушает некоторое изумление, но, тем не менее, «из закона слов на выкинешь».

Поэтому, то, что мы собираем множество документов и приносим их в налоговую одновременно с подачей декларации должно восприниматься не как старательное и беспрекословное выполнение любых требований налогового чиновника. А как добровольную и сознательную помощь честного налогоплательщика налоговому органу в его «многотрудном» труде по проверке правильности расчета налогового кредита и, в связи с этим, суммы возмещения излишне уплаченного налога. И ни как иначе!

— как правило, в налоговой на приемку деклараций назначают низших в иерархии чиновников, то есть у них обязательно есть начальник, к которому можно (или нужно) обратиться в случае необходимости, у него, в свою очередь, тоже есть начальник и т.д. В конце-концов, декларацию можно отправить и по почте, и пусть проверяют;

— видимо, недоразумение между многострадальной госпожой Ириной Мурашко и налоговым инспектором все-таки лежит в плоскости межличностных взаимоотношений, и приведенный пример в статье г-жи Крюковой не является показательным.

Основываясь на собственном опыте 2005-2009 годов, могу сказать, что никогда подобных вопросов во время подачи декларации ко мне не возникало. Может, потому что я не разрешал их задавать?

Теперь перейдем к самому главному: теме, которая, к сожалению, даже не была упомянута в статье г-жи Крюковой.

Налоговая Администрация Украины и все ее органы сознательно, целенаправленно, методично и организованно в течении всего срока действия “Закона о налоге с дохода физических лиц” обманывает всех налогоплательщиков страны, имеющих право на налоговый кредит и подающих декларацию, уменьшая сумму излишне уплаченного налога, подлежащую возврату. Сумма недовыплаты налогоплательщику составляет 15% от суммы годовых взносов в фонды занятости, соцстраха и пенсионный фонд.

Понятно? Не совсем? Поясню: каждый гражданин Украины, получающий «белую» зарплату, из ее начисленной суммы выплачивает:

— в пенсионный фонд — 0,5-2%

— в соцстрах — 0,5%

— в фонд занятости — 0,5%

После этого с оставшейся части заработной платы взимается 15% налога с дохода физического лица. Сложить эти проценты (кроме налога с дохода) за год, получить сумму. Но 15% этой суммы каждый, подчеркиваю, каждый налогоплательщик, имеющий право на налоговый кредит, недополучает.

Факт абсолютно достоверный, его подтверждением может служить не только глубокая внутренняя убежденность автора, выигранные им иски (впервые в Украине) по возмещению недоплаты в судах всех инстанций, включая Высший Административный суд, но и несколько десятков (известных автору) выигранных исков налогоплательщиками.

Второй важнейший момент. Такому произволу ГНАУ, при полном попустительстве всех других властных институций, способствует то, что на сегодняшний момент отсутствует форма декларации, (бланк, который нужно заполнять при подаче), разработанная ГНАУ и согласованная с профильным комитетом Верховной Рады в соответствии с требованиями пункта 18.9 статьи 18 «Закона о налоге…». То есть, декларации у нас нет! Ее нет, и никогда с 2004 года не было! И, судя по развитию событий, никогда не будет!

А что же тогда мы уже пять лет заполняем? Что же это за бумажки? Ответы такие:

Одна бумажка действительно называется “декларацией”, разработана она в далеком 1993 году, и ни коим образом не соответствует требованиям “Закона о налоге…”

 

Вторые две бумажки, называемые “Приложения” – “изобретение” ГНАУ, при заполнении которых и происходит умышленное занижение сумм, подлежащих возврату налогоплательщикам. Указанные “Приложения” ни с кем не согласованы, ни кем не утверждены, ни где не зарегистрированы. И применяются ГНАУ совершенно бесконтрольно.

В одном из этих “Приложений” приведена схема расчета, по которой каждый налогоплательщик высчитывает сумму излишне уплаченного налога, подлежащую возврату. Схема эта запутана, но, в конце концов, ГНАУ имела полное право применять любые расчеты и математические действия — главное, чтобы результат соответствовал “Закону о налоге…” и не нарушал права налогоплательщика.

Так вот, результат расчетов, который соответствует “Закону о налоге…” и не нарушает права налогоплательщиков — един, и других быть не может в принципе: 15% от налогового кредита! (Алгоритм получения такой формулы будет приведен ниже). Такой же результат получается и при расчете по схеме, придуманной налоговой, но в том случае, если использовать в расчете не заработную плату, а налогооблагаемый доход.

Налогооблагаемый доход, в случае получения дохода в виде заработной платы, это не сама заработная плата, а сумма заработной платы, уменьшенная (как того требует пункт 3.5 статьи 3 “Закона о налоге…”) на сумму взносов в пенсионный фонд, фонд занятости и фонд соцстраха.

А в расчетах, которые мы делаем, заполняя “Приложение”, ГНАУ требует использования суммы заработной платы, а не налогооблагаемого дохода, что и приводит к недоначислению суммы излишне уплаченного налога в связи с правом на налоговый кредит. Как отмечалось выше – на 15% от годовых сумм взносов в пенсионный фонд, фонд занятости и фонд соцстраха.

Думаю, что здесь уместно привести несколько моментов “истории” вопроса. Пытаясь хоть как-то приблизить свои действия к требованиям “Закона о налоге…”, ГНАУ в 2005 году и в 2006 году согласовала применение “древней” формы декларации образца 1993 года с комитетом Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности (письма комитета от 13.01.2005 № 06-10/10-27 и от 19.12.2005 № 06-10/10-1254). Однако до конца требования, изложенные в этих письмах, а именно — указывать в декларации сумму налогового кредита — не выполнила, а “придумала” “Приложения”. Которые согласования в профильном Комитете Верховной Рады не проходили.

В 2007, 2008, 2009 году даже такую формальную процедуру ГНАУ провести не удосужилась (не захотела или не смогла уговорить профильный Комиитет Верховной Рады).

В общем, картина нерадостная. И сложившаяся ситуация вызывает несколько вопросов.

1. Как такое издевательство над налогоплательщиками может происходить в нашей стране? В Украине, которая совсем недавно пережила нелегкий этап в становлении демократии и правового государства, провозгласившей множество «шагов» и «прорывов». Как?!

2. Какой из органов государственной власти и когда возьмется восстановить справедливость? Верховная Рада? Генеральная прокуратура? Министерство юстиции? Верховный суд? Или, может быть, Уполномоченный по правам человека?..

3. Сколько денег недополучили налогоплательщики, начиная с 2005 года? Куда они (деньги) пошли (или где остались)?

4. Почему государство (своими местными бюджетами) в течении минимум 14 месяцев пользуется деньгами налогоплательщиков, имеющих право на налоговый кредит, бесплатно? Ведь никому не придет в голову попытаться воспользоваться финансовыми ресурсами банков, кредитных союзов, Международного валютного фонда бесплатно. А использовать деньги налогоплательщиков можно?

5. То, что возвращается налогоплательщику, имеющему право на налоговый кредит, является не единовременной государственной помощью, не дотацией, а излишне уплаченным налогом. То есть деньгами налогоплательщика, который мог бы и не платить лишнее, но система налогообложения выстроена так, что сначала деньги забирают, а затем разрешают вернуть (как мы уже убедились, с различными приключениями).

И если в каждый конкретный месяц налогоплательщик выплачивает 50 или 60 или 100 гривен налога, то в результате в тот же месяц он фактически недополучает на руки часть зарплаты в размере тех же 50 или 60 или 100 гривен. Затем, через 14 месяцев (минимум!) эти деньги государство возвращает налогоплательщику. А несвоевременно выплаченная заработная плата — в соответствии с Законом «О компенсации гражданам утраты части доходов в связи с нарушением сроков их выплат», № 2050-III от 19.10.2000 — подлежит индексации в соответствии с ростом индекса потребительских цен. Почему не проводится индексация в соответствии с уровнем роста потребительских цен сумм, возвращаемых налогоплательщику?

6. И, вообще, когда это безобразие закончится?

Перечень вопросов, конечно же, не полный, но найти ответы на них необходимо. Автору этих строк, несмотря на значительные усилия, найти ответы не удалось. Может быть, повезет более настойчивому?

А многострадальную налогоплательщицу Ирину Мурашко, конечно же, жаль, жаль до слез…

 

Владимир Фомичев, специально для «УК»
 

Читайте также: