Крылатые нарушители ПДД. Каждый водитель мечтает о небе. Особенно в пробке

Наверняка каждый автомобилист, стоя в пробке, хоть раз да пожалел, что его машина не способна взлететь. Спросите занятых бизнесменов, узнайте у сотрудников спецслужб, у спасателей — нужен ли им автомобиль, способный перемещаться по воздуху? Не вертолёт, а именно автомобиль с его габаритами и неприхотливостью!

Ещё в 1940 году сам отец конвейера Генри Форд (Henry Ford, 1863–1947) предсказал появление летательно-шоссейного аппарата. Грядёт появление комбинации самолёта и автомобиля. Вы можете смеяться, но так будет, утверждал великий Генри. И оказался прав.

Уже в 1946 году американец Роберт Фултон (Robert Edison Fulton Jr.) разработал транспортное средство под названием Airphibian. Изобретение представляло собой нечто вроде лёгкого одномоторного самолёта, адаптированного к передвижению по автомобильной дороге. Airphibian стал первым в мире летающим авто, получившим сертификат Управления гражданской авиации США (Civil Aeronautics Administration).

Конечно, для поездки по дороге Airphibian нужно было подготовить — «отделаться» от крыльев и хвоста. Такой автомобиль выглядел весьма забавно, как передняя часть фюзеляжа на колёсах. В движение творение Фултона приводил шестицилиндровый автомобильный двигатель мощностью в 150 л.с. В небе Airphibian достигал скорости почти в 200 км/ч, а по дороге выдавал 80 км/ч, что для тех времён совсем не плохо. К сожалению, до серийного производства Airphibian дело не дошло из-за недостатка средств у изобретателя. А найти инвесторов на стороне Фултон не смог. По всей видимости, тогда идея летающего лимузина казалась слишком экстравагантной.

Были и другие подобные разработки — например, в 1947 году дебютировал двухдверный седан ConvAirCar, оснащеный съёмным блоком самолёта. Но от планов выпустить его на рынок пришлось отказаться, когда он разбился во время третьего полёта.

Персональное транспортное средство для передвижений по воздуху и по земле PALV пока остаётся лишь задумкой. Но его уже успели прозвать «летучим голландцем». Фото: © 2006 Spark Design Engineering
Персональное транспортное средство для передвижений по воздуху и по земле PALV пока остаётся лишь задумкой. Но его уже успели прозвать «летучим голландцем». Фото: © 2006 Spark Design Engineering

Любопытные сведения о серьёзных попытках человечества поднять автомобиль в воздух в СМИ стали проникать уже после 2000-го года. Так, в 2004-м дизайнер Джон Беккер (John Bakker) и голландская компания Spark Design разработали персональное транспортное средство для передвижений по воздуху и по земле PALV (Personal Air And Land Vehicle). Голландский авиамобиль явился гибридом вертолёта, или даже автожира, и автомобиля. У него было три колеса, роторный двигатель мощностью 213 л.с., несущий винт и пропеллер, создающий горизонтальную тягу. По замыслу, когда PALV едет по дороге, винт и пропеллер складываются, чтобы не мешать движению.

Кадр из фильма «Фантомас разбушевался». Сегодня летающий автомобиль пригодился бы и скрывающемуся с места преступления нарушителю, и спешащим на вызов спасателям, и рядовому, прозябающему в пробках водителю
Кадр из фильма «Фантомас разбушевался». Сегодня летающий автомобиль пригодился бы и скрывающемуся с места преступления нарушителю, и спешащим на вызов спасателям, и рядовому, прозябающему в пробках водителю

По заверениям разработчиков, концепт PALV должен расходовать на шоссе менее трёх литров бензина на 100 км. На земле он сможет разгоняться до 200 км/ч, а в воздухе — до 195 км/ч. Для взлёта PALV потребуется 50 м для разгона, а чтобы посадить машину, достаточно и пяти. Идея подобного авиамобиля действительно привлекательна, но, увы, разработчики не сообщают, появится ли когда-нибудь PALV в продаже и по какой цене.

Лидирующие позиции в зарубежном авиамобилестроении на сегодняшний день занимают американские компания Terrafuga и Moller SkyCar.

Moller SkyCar была названа в честь канадского изобретателя Пола Моллера (Paul S. Moller), образовалась она в 1983 году путём отпочковывания отдела дизайна и разработок корпорации Moller International — той самой, что в 60-х годах прошлого века выпустила три концепта одноместных летающих тарелок — XM-2, XM-3 и XM-4.

Moller SkyCar уже имеет модельный ряд из трёх авиамобилей. Во-первых, это двухмоторный одноместный М-150 — автомобиль с вертикальным взлётом, который при максимальном снаряженном весе в 386 кг летает на крейсерской скорости в 539 км/ч и может на одном баке бензина или спирта преодолеть 1086 и 725 км соответственно.

Вторая модель Moller SkyCar M-200 — вроде двухместной «летающей тарелки», разработка которой была начата ещё в 1989 году. Создатели обещали к 2008 году выпустить серийную «тарелку» M-200G, но этого не произошло. По всей видимости, в компании пришли к выводу, что «летающие тарелки» — тупиковая ветвь в развитии дизайнерской и конструкторской мыслей. Во всяком случае, следующая модель ScyCar выглядит совсем иначе.

Третий аэромобиль SkyCar М-400 — это уже восьмимоторный аппарат в тонну весом, вмещающий четырёх пассажиров. Эта штука имеет крейсерскую скорость в 400 км/ч и поднимается до 6 тыс. метров. Может без остановки лететь на расстояние в 1200 км. Совокупная мощность силовых агрегатов аэромобиля равна 1200 л. с. Есть данные, что заправляется М-400 этиловым спиртом, расход которого равен примерно 11,8 литра на 100 км пробега либо пролёта. Для взлёта машине может понадобиться 10 метров разбега, хотя опция вертикального взлёта также присутствует. В качестве системы безопасности в салоне M-400 установлены четыре парашюта и автомобильные подушки безопасности.

Основная работа Moller SkyCar направлена на коммерциализацию модели M-400. В компании имеется единственный действующий экземпляр, который был полностью испытан в 2002 году, и с тех пор компания SkyCar занята поиском инвесторов, которые помогли бы запустить такой замечательный продукт в серию. По некоторым данным, создание опытного образца М-400 обошлось в $3,5 млн. Сколько будет стоить серийный аэромобиль, компания не сообщает и предварительные заказы на М-400 пока не принимает.

«Летающая тарелка» М-200Х. Вероятно, при виде подобного транспортного средства не каждый поверит, что это дело рук земных изобретателей. Фото: Moller International
«Летающая тарелка» М-200Х. Вероятно, при виде подобного транспортного средства не каждый поверит, что это дело рук земных изобретателей. Фото: Moller International

Следующий лидер авиамобильной промышленности — это компания Terrafuga. Она была образована выпускниками и инженерами Массачусетского технологического института (MIT) в 2006 году, и к 2009 году уже достигла внушительных успехов. На заре своего существования в 2006 году Terrafuga вместе с Moller SkyCar и дизайнерами из Alfa Romeo Spix потрясли Интернет, опубликовав рисунок одноместного концепта Hammerhead с тремя двигателями для вертикального взлёта. На следующий год Tarrafuga представила проект двуместного аэромобиля Transition, а в марте 2009 года произвела первые лётные испытания модели.

На видеоролике, выложенном на сайте компании, отчетливо видно, как Transition пробежал по аэродрому, поднялся метров на десять над землёй и честно пролетел до конца ролика. Основываясь на этом эксперименте, компания сочла проект Transition готовым к продажам и начала брать предоплату у всех желающих приобрести такую машину. Кстати, для этого нужно обладать лишь правами пилота и ста сорока восьмью тысячами долларов — такова цена за избавление от пробок.

За эти деньги американский пилото-шофёр станет обладателем двухместного переднеприводного автомобиля с винтовым двигателем в задней части и складными крыльями по бокам машины. По габаритам Terrafuga Transition сравнима с автомобилем HUMMER. Летает Trasition со скоростью около 200 км/ч, ездит — 120 км/ч. Оснащён аппарат автомобильными системами безопасности, а также парашютом, способным удержать весь аэромобиль. Единственное неудобство данной модели — её неспособность к вертикальному взлёту. Машине нужно 30 секунд на раскладывание крыльев и около ста метров для разбега и набора высоты. То есть использовать его лучше всего от аэродрома до аэродрома, хотя для США это не проблема.

Из ближайших ожидаемых летающих автомобилей также стоит выделить аппарат X-Hawk от изобретателя Рафи Йоели (Rafi Yoeli). Проект поддержан американской компанией Textron Bell Helicopters, так что аппарат может появиться на рынке уже в 2010 году. Про данную машину известно, что это устройство размером с небольшой вертолёт, способное вертикально садиться и взлетать, развивать скорость до 155 км/ч, подниматься на высоту до 4 км.

Внешне X-Hawk напоминает современную персональную субмарину с несколькими вентиляторами, расположенными в задней части аппарата. Как известно, именно эти вентиляторы заменят большие вертолётные пропеллеры, обеспечат достаточную маневренность в городских условиях и в то же время безопасную эксплуатацию. Но есть один недостаток — из-за маленького диаметра лопастей придётся использовать в два раза больше топлива. Впрочем, в современном мире подобные технические проблемы решаемы.

Создатели летающего автомобиля Terrafugia Transition предпочитают называть его дорожным самолётом
Создатели летающего автомобиля Terrafugia Transition предпочитают называть его дорожным самолётом, подчёркивая, что основная функция этого транспортного средства всё же полёт. Однако это самолёт, на котором можно передвигаться по городу, заехать в гости или в магазин, а потом подняться в небо и улететь. Фото: © 2008 Terrafugia

Прежде чем рассказать об отечественных разработках летающего автомобиля, необходимо оговориться и объяснить, отчего российские и зарубежные опыты разнесены в обзоре. Дело не в национальном делении, а в принципе самого устройства. Если за рубежом авиамобиль — это именно машина с формулой «шоссе-небо», то в российском понимании езда по дорогам — дело второстепенное. В России создают непосредственно самолёты, которые, хоть и могут быть припаркованы рядом с автомобилями, но по дорогам не ездят.

История сохранила сведения, что в 1909 году царское правительство выделило некоему инженеру Татаринову 50 тысяч рублей на создание «летучей пролётки». Требования к аппарату были предельно просты — он должен был легко подаваться к подъезду, взлетать, передвигаться по направлению и опускаться в точно в указанное место. Как это часто бывает в России, по неясным причинам аппарат создан не был, деньги улетучились, а вместе с ними и доверие российских властей к авиаконструкторам.

Следующая попытка создать удобное летательное средство привело к появлению проекта LARK -4. Это готовый проект с бизнес-планом, созданный в Общественном конструкторском бюро НАК при поддержке лётчика-космонавта Героя Советского Союза Игоря Петровича Волка. LARK -4 представляет собой четырёхместный самолёт в 6 метров длиной, со складными крыльями, размах которых в разложенном состоянии равен 5 метрам. Самолёт задумывался прежде всего как летательный аппарат личного пользования, максимально мобильный, надёжный и безопасный в эксплуатации. Поэтому его можно будет легко парковать рядом с домом, а для взлёта и посадки ему потребуется небольшая ровная площадка в тридцать метров.

Как сообщают разработчики, главной технической особенностью машины являются машущий предкрылок, изобретённый в 40-е годы инженером кафедры аэродинамики МАИ Александром Болдыревым. Крыло, оснащённое таким механизмом, обладает подъёмной силой, превосходящей обычное крыло в несколько раз, что позволяет создать летательный аппарат с небольшим размахом крыла и малой необходимой площадью для взлёта и посадки.

На данный момент конструкторы LARK -4 произвели все расчетные работы по проекту и протестировали двигатель будущей машины. В ближайшее время они планируют создать уже действующий концепт самолёта и поднять его в воздух, после чего наладить массовое производство «ларков» в количестве 120 тыс. машин в год. Сколько будет стоить один LARK, пока не сообщается, но известно, что внутри он будет очень комфортным и компьютеризированным.

LARK-4
Задача разработчиков авиамобиля LARK-4 — обеспечить каждого быстрыми, лёгкими и простыми в использовании крыльями, взлетать и приземляться с помощью которых можно не на аэродроме, а сразу у порога дома. Фото: «Перспективные транспортные системы»

Разработчики сейчас ищут инвестиции в размере €8 млн 250 тыс. на период в 19–22 месяца, чтобы воплотить свои планы. А ещё им не обойтись без изменения законодательства России относительно гражданской авиации и российского неба. Ведь оно в РФ до сих пор принадлежит военным.

Тамерлан Фаттахов, Вокруг света

You may also like...