Продажа – процесс кражи у покупателя показаниями весов

Нечестный продавец простодушному покупателю совсем не друг, не товарищ и далеко не брат. Оцените емкие и точные названия обманных манипуляций торговцев прошлого: «сделать радугу», «дать ассортимент», «на бумажку», «на путешествие», «на бросок», «на время», «с подначкой», «на пушку»… А вот и нынешние варианты обвеса покупателей…

Неверные весы — мерзость перед Господом.
Правильный вес угоден Ему.
Библия, Притчи, 11,1

Всевидящие днепропетровцы замечают, как в последние годы торговля постепенно переходит на новый, качественный уровень. Сверкающие чистотой магазины, супермаркеты предлагают покупателям тысячи наименований товаров, причем каждая покупка упакована, точно взвешена и выдан чек. Но это — в стационарных, крупных объектах торговли. А на рынках и близлежащих к ним павильонах…

Килограмм = 800 граммов

Нечестный продавец простодушному покупателю совсем не друг, не товарищ и далеко не брат. Не скажу, что все рыцари и королевы прилавка попадают под это определение, но хитрости и способы обвеса покупатель должен знать и, в свою очередь, уметь предупредить обман в отношении себя. Тем более, не ошибусь, если скажу, что большая часть населения Днепропетровска предпочитает магазинам рынки. И, к сожалению, эта же часть и страдает от нечистых на руку продавцов.

Вообще, наглость и вседозволенность торгашей, умноженная на безнаказанность, просто поражает. На ж/м Фрунзенский, рядом с одноименным рынком расположился павильон корпорации «Агро-Овен» с призывным слоганом «Якість гарантовано».

С качеством действительно все в порядке. Зато разница между реальной ценой одного кг цыпленка и платой за него достигает 1 гривны. В пользу, естественно, продавца.

Автор этих строк трижды в марте приобретал в этом павильоне птицу, столько же раз перевешивал на контрольных электронных весах и устанавливал при свидетелях обвес с последующим обсчетом.

Забавно, но весы в павильоне меряют весьма оригинально: когда слегка ударяешь по витрине, не соприкасающейся с прилавком, где установлены весы, стрелка чутко прыгает в сторону увеличения на 10-20 грамм.

Реакция каждый раз новых продавщиц тоже разная. Одна говорит, что несколько раз указывала хозяину на жалобы покупателей на лгущие весы, другая бросает в лицо деньги и забирает товар, третья с непечатными комментариями возвращает несколько гривен. И все остается по-прежнему. Забавно, но ни одна из слуг прилавка не знает номер телефона своего хозяина, ЧП Юрия Константиновича Микули, чьи реквизиты тоже не указаны на «доске почета» павильона. Стоит ли говорить, что обязательной книги жалоб и предложений нет и в помине?

Между тем, если учесть, что ежедневно павильон продает за несколько часов как минимум 100 кг цыплят, можно утверждать, что сотня гривен в кармане у реализаторов есть. И это без учета окорочков, крылышек и т.д. и т.п.

К сожалению, обсчет и просроченные продукты — «нормальные» явления на рынках и павильонах Днепропетровщины. «Здесь еще что, — кивнула на «Якість гарантовано» пенсионерка, — сходите на «Озерку», там и по 200-300 грамм на килограмме обвешивают. И ничего».

Деньги из воздуха

История обвеса уходит своими корнями далеко в прошлое. Наши прадедушки и прабабушки, торгуя различными товарами у себя в лавочках или на базарных площадях, знали различные тонкости, как поживиться за счет покупателей. Все эти тайны передавались из поколения в поколение в династиях купцов, лавочников и другого торгового люда.

Речь идет об искусстве обвеса. Этому учили скрупулезно и долго. О том, что это была целая наука, вы убедитесь, прочитав только об основных видах обвеса, которыми пользовались торговцы Российской империи в начале ХХ века. Обратите внимание на емкие и точные названия обманных манипуляций:

— «Сделать радугу» — подменялся один сорт товара другим. Способ, особенно популярный у мясников.

— «Дать ассортимент» — отпустить товар высшего сорта, а довесить низшим.

— «На бумажку» практиковался при взвешивании небольших порций легкого и дорогостоящего товара. Его заворачивали в двойной пакет или толстую, тяжелую бумагу, которая отнимала значительную часть веса.

— «На путешествие» — ловушка для доверчивых. Продавец любезно отправлял покупателя в кассу, и взвешивал без его присутствия.

— «На бросок» требовал быстрой реакции. Товар с силой бросали на чашку весов (отчего та опускалась вниз), тут же снимали и упаковывали.

— «На время» был рассчитан на тех, кто покупал продукты нескольких видов. Выгода — за счет скорости накладывания и быстроты снятия товара с весов.

— «С подначкой» практиковали уличные торговцы на ручных неверных весах, отклоняя пальцами головки прибора в нужную сторону.

— «На пушку» использовали с общительным клиентом. Продавец отвлекал его внимание, а сам по необходимости то сбрасывал, то снова клал мелкую гирю на чашку, противоположную взвешиваемому товару. Для пущего удобства такие гири держали привязанными шнурком.

— «По-темному» популярен по сей день. Весы располагали так, чтобы клиент не мог контролировать движение стрелки. Обычно продавец закрывал ее своей фигурой.

— «На нахальство» — нахальство чистой воды. Продавец брал гири меньшего веса, пользуясь излишней рассеянностью клиента.

— Обвес «Семь радостей» — обман самого высокого уровня, когда продавец применял несколько хитростей сразу: вес бумаги, неверные гири, подмену сорта и т.д.

Существенных изменений в науке обвеса с течением времени не произошло. Конечно, современных электронных весов у наших предков не было, но даже если бы они и были, то это обстоятельство все равно не изменило бы ситуацию в пользу покупателей.

Пополним багаж знаний простых граждан. В результате консультаций с анонимными специалистами по надуванию граждан мы определили практические варианты обвеса:

1. На электронных весах изначально установлен минимальный вес — 10-50 г.

2. Вместе с товаром на весы кладут маленький груз. Тут обязательным считается «отвлекающие маневры» — например, беседа с покупателем.

3. Электронные весы устанавливаются на прилавке так, чтобы покупатель видел показания чистого веса товара и суммы к оплате. Фокус в том, что человеку не видна набираемая продавцом цена товара.

4. Вариант, при котором покупатель уже успел сделать заказ, но в момент взвешивания отвлекается на разговор со спутником, на звонок по мобильному и т.д. В этом случае можно и груз с товаром положить на весы, и цену не ту вбить: ситуация полностью не контролируется покупателем.

5. Фасуют товар, прикрепляя ценник с завышенным весом.

6. Бывает, покупатель явно спешит, не обращает внимания ни на продавца, ни на весы — слышит только сумму, берет товар и убегает. «Летящих» покупателей можно не обвешивать, а просто назвать сумму выше стоимости товара на 2-3 грн.

7. Самый ходовой товар режется на неравные куски. Когда покупатель заказывает товар, один кусок (часто более крупный) взвешивается. Вес второго оглашается устно и заранее завышен. Покупатель автоматически фиксирует только момент взвешивания первого, а берет-то — второй.

8. Обвеса как такового нет: просто товар, который лежит на витрине, не соответствует ценнику. Например: российский сыр на витрине, а на ценнике указан голландский сыр и соответствующая цена.

Семен Семенов, Лица

Читайте также: