Под дулом банкомата
Банкомат – это то, что позволяет нам молча, быстро и в любое время суток получить собственные деньги со своего счета или внести платеж по кредиту. Одновременно это – главный источник раздражения практически всех без исключения клиентов банков. Что делать, чтобы общение с «железным болваном» не превратилось в нервотрепку.
Вариаций, из-за которых банкомат получает от клиента как минимум проклятье, как максимум – пинок в железный бок, ваг и маленькая тележка. Он способен не додать купюр, сообщить, что ваш счет пуст, стать причиной кражи денег с вашей карточки, зажевать карту и обеспечить вам штрафы за просрочку по кредитам. Впрочем. Если соблюдать некоторые правила, можно снять или смягчить последствия хотя бы некоторых из этих проблем
Первое правило «картежника»
Главное правило, которое должен соблюдать владелец банковской пластиковой карты – никогда не записывайте ее пин-код. Это совет, сполна прочувствованный автором: летом у моих родителей украли бумажник с банковской картой, на которой лежала весьма внушительная сумма. Представляю себе радость карманника, когда он обнаружил, что на отдельном обрывке в том же бумажнике был заботливо записан пин-код.
Этому совету не всегда легко следовать тем, у кого банковских карт не одна и ни две. Нелегко запомнить три, четыре, пять и тем больше больше четырехзначных номеров. Но можно иногда облегчить эту задачу. На сайтах некоторых крупных банков существует такая функция как возможность изменить пин-код по вашему желанию. И вы можете задать хотя бы по двум трем своим картам одинаковые цифры.
Но и этого мало. Набирая пин-код на панели банкомата, постарайтесь всегда прикрывать ее рукой. Всегда – это значит даже тогда, когда в комнате двое – вы и банкомат. И это отнюдь не будет свидетельством вашей паранойи. В последнее десятилетие участились случаи, когда злоумышленники узнавали ваш пин-код с помощью видеокамер, незаметно установленных где-нибудь в уголке.
Одновременно на сам банкомат ставится «скимминг» – устройство, которое считывает данные с магнитной полосы карты. Зная ваши данные и ПИН-код, мошенники, если они имеют «своего человека» в банке, могут легко «обнулить» ваш счет и перевести все деньги с него в неизвестном направлении. Например, несколько лет назад в Петербурге именно с помощью такого нехитрого способа группа мошенников, в которую входили сотрудники одного из банков, «выпотрошила» банковские счета почти 300 человек.
Что, застрял?
Еще более частая проблема банкоматов – застревание в нем либо карты, либо денег. По данным некоторых опросов, на «синдром Вини-Пуха» жалуется около 10% пользователей. И вот тут важно знать несколько правил.
Если в окошке выдачи банкомата застряли деньги – не пытайтесь их извлечь самостоятельно. Это безнадежно: железная скотина держит их в буквальном смысле слова стальными пальцами. Лучший вариант – тут же позвонить в службу технической поддержки того банка, которому принадлежит банкомат. Обычно ее номер записан либо на самом аппарате либо на специальной наклейке рядом с ним.
Если в ридере (это щель, в которую засовывают карту) застрял сам пластик – попробуйте в меню на экране нажать на «Отмену операции» или «Возврат карты». Не возвращает – тоже звоните в техслужбу.
Правда, это не всегда возможно. Например, в банковскую карту автора этих строк однажды ночью мертвой хваткой вцепился банкомат Ситибанка. Но рядом с аппаратом висел телефон с табличкой «для вызова техслужбы». Какого же было мое удивление. Когда подняв трубку, я услышал от автоинформатора: «чтобы соединиться со службой технической поддержки, пожалуйста, наберите 16-значный номер вашей карты».
Рискую показаться идиотом, но признаюсь: я совершенно не способен удерживать в памяти 16-значные номера. А карта, как мы помним. Застряла в ридере. И пришлось просто оставить ее там, для порядка отвесив «болвану» звонкую оплеуху. И лишь на следующий день позвонить в банк. К чести банка, карту быстро извлекли из «плена» и вернули.
Но лучший вариант на этот случай – записать и носить в бумажнике номера двух телефонов – вашего банка и службы поддержки той платежной системы, картой которой вы пользуетесь (например, VISA или Mastercard). Такие службы есть во всех странах и работают они круглосуточно. Им вы можете заявить, что ваша карта застряла в банкомате такого-то банка и спокойно отправиться восвояси, не опасаясь, что вашей картой кто-то сумеет воспользоваться. В течение пары дней вам позвонят и попросят зайти за освобожденной из плена и перевыпущенной картой в офис вашего банка.
В любом случае – не пытайтесь самостоятельно бороться с банкоматом. Года два назад в Британии спасателям пришлось выручать даму, которая рискнула извлечь из банкомата застрявшие купюры. Борьба окончилась полной победой машины: банкомат зажал руку дамочки и два часа продержал ее в плену.
Служба поддержки банка или платежной системы вам понадобиться и в том случае, если банкомат не додал вам купюру или выдал фальшивую. Такое бывает, хотя и редко. Как правило, техникам удается вернуть вам потерю, пересчитав купюры в аппарате и сверив их количество с электронным отчетом. Хотя бывают и редкие исключения. В одном банке долг не могли понять, почему один из их банкоматов постоянно обсчитывает клиентов и при этом «недовыданные» купюры в самой машине не находятся. И только через пару недель удалось установить причину: в банкомате поселилась обыкновенная мышь, которая за неимением лучшего попросту сгрызала банкноты. Жить-то как-то надо…
Время – вперед
Кстати, деньги из окошка банкомата желательно забирать быстро. Во многих из них установлен временной лимит на эту операцию: если вы не забрали купюры в течение 30 или 60 секунд, банкомат сочтет, что вы просто забыли деньги и засосет их обратно в свое чрево. Правда, в этом случае доказать свое право на них не составит труда.
Со временем у банкоматов вообще особые отношения. Когда пять лет назад в России начали массово появляться банкоматы с функцией cash in, многие сочли это весьма удобным способом несения платежей по кредиту. Это действительно так, с поправкой на время. Дело в том. что далеко не все банкоматы принимают купюры в специальное окошечко и мгновенно зачисляют их на счет.
Большинство «приемных» банкоматов используют систему «деньги в конверте» (вы складываете банкноты в конверт и засовываете его в приемное окошко). В этом случае только через день явится служитель, который заберет конверты. Потом их вскроют, пересчитают купюры и оформят зачисление на ваш счет. Обычно от момента внесения денег до момента зачисления проходит 2-3 рабочих дня. Так что если вы гасите кредит при помощи банкомата – не делайте это в последний день. Иначе у вас образуется небольшая просрочка, которая, во-первых, означает пусть маленький, но штраф, а во-вторых, отразится в вашей кредитной истории.
И лучше перестраховаться. Автор в свое время брал кредит в том же Ситибанке и имел немало мелких просрочек именно из-за того, что не следовал этому правилу. Банкомат с функцией мгновенного зачисления денег, который стоит в офисе этого банка на Ленинградском проспекте, сломан всегда. По крайней мере, два последних года он провел именно в этом состоянии. А рядом стоит «конвертный» банкомат, который исправно принимал мои деньги и… вводил в очередную просрочку.
Есть еще несколько мелких вариантов неприятностей с банкоматом. Например, вы сняли в нем одну сумму, а на вашем счете отражена совсем другая, более крупная.
Профилактика здесь простая – не ленитесь забирать и складывать в бумажник чеки, подтверждающие операцию снятия наличных. Места они займут немного, зато в случае накладки со счетом избавят от необходимости доказывать свою правоту.
Второй момент – слишком маленький лимит снятия наличных. Очень часто вам надо снять одну сумму, а максимальный лимит на подвернувшемся вам банкомате намного меньше. И вам приходится повторять операцию по снятии денег несколько раз, теряя время и деньги (с каждой операции вы платите комиссию)
Так что если вы довольно часто и по-крупному пользуетесь банкоматом – лучше заранее определить для себя, где на привычных вам маршрутах находятся банкоматы с максимальным лимитом и пользоваться исключительно ими.
Ян Арт, Карьера
Tweet