Муки «великого визиря». За что ответит Балога?
В мусульманских странах долгие годы канцелярии султанов возглавляли великие визири, чья должность в переводе с арабского означает «носильщик тяжестей». Должность главы Секретариата президента в Украине легкой тоже не назовешь. В Османской империи визирей нередко казнили за то, что они начинали издавать от имени султана фальшивые указы. В Украине все происходит приблизительно по такому же сценарию.
В стенах Секретариата президента уже много лет ходит анекдот, который обязательно рассказывают новичкам, поступающим сюда на работу. Успешный бизнесмен едет на работу и видит, что его водитель загрустил. «Почему у тебя нет настроения, — спрашивает шеф, — я ведь тебе уже и квартиру дал, и машину, и банковский счет хороший, дачу в придачу, чего тебе еще не хватает?» — «Вот если бы еще и вас не возить…»
Наверняка знает эту забавную историю и Виктор Балога. Тем не менее, как и почти все его предшественники на посту главы Секретариата, а ранее Администрации президента, не удержался от того, чтобы не начать собственную политическую игру под носом у шефа. «Такая уж это должность, даже если столб туда поставить, через некоторое время он тоже станет «серым кардиналом», — любит говорить бывший президент Леонид Кучма. И здесь с ним не поспоришь. Фактически ничем не ограниченная власть «правой руки» главы государства сочетается с отсутствием необходимости публично отчитываться за свои шаги перед обществом. Такие соблазны способны сделать нахальным интриганом даже самого элитного столичного юриста или мудрого историка. Что уж говорить о закарпатском торговце.
Все включено
Если быть уж совсем точными, то «ВД» отыскала один документ, в котором идет речь о персональной ответственности главы Секретариата президента. Это президентский указ от 4 ноября 2005 года. «Глава Секретариата президента несет персональную ответственность за исполнение возложенной на Секретариат основной задачи», — написано в указе. Тут же содержится и пункт об этой самой основной задаче: «Основной задачей Секретариата является обеспечение на принципах открытости, гласности и прозрачности осуществления президентом Украины его полномочий».
Вот, собственно, и вся ответственность. Когда «ВД» еще месяц назад отправила в Секретариат президента (на имя Виктора Балоги) официальный запрос с просьбой разъяснить реальные полномочия руководителя этого ведомства, в пресс-службе объяснили, что желания удовлетворить наше любопытство ни у кого не возникло. Это к вопросу об «открытости, гласности и прозрачности». Корреспонденты «ВД», если честно, особо на встречный энтузиазм и не рассчитывали. Ведь речь идет о ведомстве, которое практически само решает, чем ему стоит заниматься, а чем — нет. Решает за деньги налогоплательщиков.
Из-за непонимания нигде не прописанных полномочий главы президентского Секретариата и случился нынешний переполох, который начался в местных администрациях и силовых структурах с отставкой Виктора Балоги. Его преемница, Вера Ульянченко, давно вела с ним тихую кадровую войну за право подавать на подпись президенту кандидатуры руководителей райадминистраций в Киевской области и, несмотря на прямой доступ в кабинет Виктора Ющенко, нередко проигрывала. Теперь же чистки ожидаются везде, где пустила корни балоговская партия «Единый Центр»: не только в столичном регионе, но и за его пределами.
Почувствовав неладное, многие чиновники решили побыстрее покинуть ряды ЕЦ. Причем в Черкассах это сделало сразу все областное отделение, а в Крыму — республиканское. В правоохранительных органах эта тенденция выражается в увольнениях и даже бегстве за границу сотрудников спецслужб. Бывший замглавы СБУ Тиберий Дурдинец, координировавший борьбу с коррупцией, до сих пор находится в международном розыске.
По слухам, главный политический капитал Виктора Балоги — файлы с неизвестным компроматом на ведущих политиков, включая Виктора Ющенко — вместе с Дурдинцом переправлен в одну из дальних стран транзитом через Венгрию. Это объясняет ту неожиданную агрессивность, которую проявил Балога в своем прощальном заявлении в адрес своего бывшего шефа, связав его имя с «коррупцией и кумовством во власти».
Впрочем, разве не все бывшие главы президентской канцелярии позволяют себе сегодня как минимум снисходительно-ироничный тон в адрес своего начальства?
Самым ярким примером негласности и непрозрачности в работе всех без исключения руководителей президентских канцелярий является механизм использования печати с подписью главы государства — личного факсимиле президента. Необходимость в этом предмете возникла еще на заре независимости Украины, в связи с многочисленными поздравлениями, которые вынужден каждый день отправлять различным заслуженным деятелям президент. Но со временем выяснилось, что отдельным факсимиле удобно подписывать официальную переписку, а затем вето президента на законы и отдельные указы — когда президент находится в длительных зарубежных командировках.
С ним этот вопрос, как правило, согласовывают по телефону. Мало кто знает, что на самом деле факсимиле несколько, и находиться они могут у разных людей. Но сколько их на самом деле — неизвестно. Поскольку документа, детально регламентирующего использование столь мощного атрибута власти, по просту нет. «Мы уже год пытаемся выяснить, сколько существует факсимиле Ющенко, где они находятся, и кому делегированы эти полномочия, кто на самом деле исполняет функции президента», — признается народный депутат от фракции БЮТ Святослав Олийнык. Его депутатские запросы по этому поводу остались без ответа.
Сам Виктор Балога уже после отставки в интервью заявил «ВД», что информация об активном использовании факсимиле не соответствует действительности: «Никогда факсимиле президента не используется на указах президента». Тем не менее, факты дают основания считать иначе. Еще в декабре 2006 года, когда Балога только пришел на работу в Секретариат, депутат от Партии регионов Юрий Болдырев обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой «разобраться с использованием факсимиле президента неизвестными лицами». Депутат выяснил, что 18 декабря того же года Виктор Ющенко подписал три указа, оригиналы которых находились в Киеве.
Сам же президент в это время пребывал с официальным визитом в… Южной Корее. Еще больший скандал вызвало заявление депутата от фракции БЮТ Дмитрия Шлемко. В январе 2009 года он поделился с журналистами новостью о том, что Виктор Балога якобы в нетрезвом состоянии в одном из ресторанов Закарпатья ставил факсимиле Ющенко на салфетках. Идея проверить достоверность этой информации правоохранительные органы не заинтересовала.
Еще в марте 2008 года похожую историю журналистам поведал депутат-регионал Нестор Шуфрич: «На дне рождения одного высокопоставленного чиновника Закарпатской ОГА в гостинице «Дружба» никем и ничем не сдерживаемый Балога, наверное, неслучайно кричал, что президент у него в кармане, и при этом шлепал президентское факсимиле на ресторанные салфетки». Возможно, речь идет о банальном черном PR, но это не заставило команду Виктора Ющенко раскрыть карты и обнародовать информацию о количестве факсимиле и механизме его использования президентом.
Ветер мнимых перемен
Сразу после прихода на должность главы Секретариата президента Вера Ульянченко заявила, что не намерена сохранять в этом ведомстве «центр интриг». Сотрудники, которые ранее специализировались на подготовке «снарядов» для информационной войны с правительством, уже получили рекомендацию написать заявления об увольнении по собственному желанию. Ульянченко утверждает, что в ближайшее время Секретариат превратится в исключительно рекомендательный орган. То есть в то, чем он и является согласно единственному указу, который регламентирует его деятельность.
Кроме того, она сразу дала понять, что конфликтные ситуации, которые периодически возникают у Виктора Ющенко в отношениях с ведущими политиками и фракциями парламента, провоцировал вовсе не он: «Президент всегда подчеркивает, что только в диалоге, в единении, в компромиссах и совместной цели можно найти результат. Я не припомню, чтобы когда-нибудь конфликты рождали что-то интересное. Моя задача — скоординировать работу всех органов власти».
Сладкие речи Ульянченко не оставляли бы поводов для сомнений, если бы ближайшей зимой Украину не ждали президентские выборы. И сколько бы она ни заявляла о том, что избирательный штаб Ющенко находится не на Банковой, никто не снимал ее с должности главы политсовета партии «Наша Украина». 23 мая на съезде партии она была однозначна: «Одно из главных наших заданий — сделать все для того, чтобы наш лидер, глава нашей партии, выиграл президентские выборы».
Исходя из рейтингов нынешнего президента, обеспечить хоть какой-то прорыв в избирательной гонке ему сможет разве что нещадное использование админресурса. Благо, главы обладминистраций находятся в его полном подчинении, а половина из них и вовсе пребывает в статусе исполняющих обязанности.
Собирать и подавать на рассмотрение Ющенко информацию о степени их преданности и эффективности теперь будет Вера Ульянченко. Если при этом она сможет еще и прекратить хамские выпады Секретариата в адрес Юлии Тимошенко (давно замечено, что они только снижают популярность президента), то в перечне ее неформальных обязанностей неупомянутым окажется разве что координация финансовых доноров избирательной кампании.
Любовь Веры Ивановны к работе с олигархами общеизвестна. У нее напрочь отсутствуют стереотипы относительно бандитов и воров, которые приоделись в дорогие костюмы и финансируют партии. И крупные бизнесмены особенно ценят в ней это. Вот и сразу после назначения на новую должность Ульянченко спела старую приятную всем деловым людям песню: «Я бы не хотела, чтобы людей, которые зарабатывают деньги и содержат трудовые коллективы, называли бандитами. Я предложила олигархам другую систему сотрудничества: власть не может без бизнеса, но и бизнес не может без власти». Списки бизнесменов, которые «не могут без власти», уже формируются. Средняя стоимость избирательной кампании для крупного кандидата на ближайших президентских выборах, по подсчетам экспертов, не превысит $400 млн.
Функция стратегического политического интригана, заложенная в должности главы Секретариата президента с момента создания, слабо сочетается с характером Веры Ульянченко. Но ее поразительная исполнительность и мощный бюрократический опыт позволили переиграть самого Балогу. И теперь «няня президента» обречена на соблазны в виде власти и денег, способные сломить любой, даже самый устойчивый характер.
Новая хозяйка второго по значимости кабинета на Банковой уже замкнула на себя все вопросы, касающиеся «доступа к телу» президента. И это первый сигнал для политиков, рассчитывающих воспользоваться видимой демократизацией Секретариата. Еще месяц назад Ульянченко была одним из двух альтернативных каналов выхода на Виктора Ющенко в обход вездесущего Балоги (вторым каналом был брат президента Петр Ющенко). Теперь не факт, что какие-то альтернативы вне липкого взгляда опытной Веры Ивановны вообще останутся.
Что делать?
Влияние кресла главы Секретариата президента на чиновника напоминает магию кольца, описанную Джоном Толкиеном во «Властелине колец». Но если роман заканчивается уничтожением перстня, то президент вряд ли сможет обойтись без мощной армии из нескольких сот аналитиков и интриганов. Единственным выходом уменьшить соблазны, связанные с возможностью злоупотреблять ничем не ограниченной властью главы Секретариата, является законодательное урегулирование.
Но откуда может исходить такая инициатива, сказать пока сложно. Готовя последний президентский вариант изменений в Конституцию, Виктор Балога расчетливо «забыл» упомянуть свое ведомство в перечне государственных органов власти. Вряд ли стоит ожидать предложений по этому поводу и со стороны ведущих фракций парламента. Ведь лидер каждой из них рассчитывает уже совсем скоро стать президентом. В планах у них, как раз наоборот, усиление президентской ветви власти. Для достижения этой цели Секретариат, не обремененный ответственностью перед кем-либо, кроме своего лидера, подходит идеально.
Пожалуй, урегулирование работы Секретариата возможно лишь в случае прихода на должности президента и премьер-министра представителей одной политической силы. Тогда им волей-неволей придется распутать узлы дублирования полномочий, которое сейчас имеет место в ведомствах двух главных чиновников страны. Возможно, тогда и выяснится, что для выполнения своей главной функции, гаранта Конституции, президенту нужна лишь одна мощная служба — юридическая. И юристов этих должно быть, конечно, не 605 — именно столько сегодня сотрудников под рукой у Виктора Ющенко.
Тем временем ведущие кандидаты в президенты уже приглядываются к своим соратникам на предмет соответствия должности главы Секретариата. От претендента на вакансию требуется сочетание безграничного доверия и впечатляющей циничности. На всякий случай полезно сразу наметить и его преемника, потому что в среднем через полгода-год в любом главе Секретариата циничность начинает вытеснять доверие. А водители, которые начинают принимать решения за шефа, на работе, как известно, долго не задерживаются.
Виктор Балога: «Существование факсимиле подписи президента Украины — это предположение»
За 2,5 года работы во главе Секретариата президента имидж Виктора Балоги стал отражением всего негатива, связанного с президентом Виктором Ющенко. По степени демонизации в украинской политике с ним сегодня может сравниться, пожалуй, только Виктор Медведчук, также вошедший в историю как глава Администрации президента. Какие-либо злоупотребления властью на своем прежнем посту Виктор Балога отрицает. И считает, что ограничивать полномочия Секретариата президента ни к чему.
Почему в проекте Конституции, недавно предложенном Виктором Ющенко, нет статей, регулирующих статус Секретариата президента?
— Потому что Секретариат президента — это совещательный орган. В Конституции прописан статус Совета национальной безопасности и обороны при президенте Украины, поскольку он принимает решения, влияющие на политику государства.
Разве Секретариат не влияет на украинскую политику?
— Секретариат президента — это орган, который направляет, организовывает и регулирует работу президента Украины.
На основании каких нормативных актов сегодня осуществляется использование факсимиле подписи президента Украины? Не видите ли вы опасности в том, что сотрудники СП свободно используют его факсимиле, таким образом фактически забирая на себя полномочия главы государства?
— Здесь я хочу защитить президента. Никогда факсимиле подписи президента Украины не использовалось при подготовке распоряжений Секретариата. Давайте говорить честно. Сегодня Виктор Ющенко занимает пост президента Украины, а завтра он уходит с этой должности, и все начнут рыться в этом белье, выяснять, что он подписал, а что не он подписал. Это кому-то нужно? Существование факсимиле подписи президента Украины — это предположение, которое основывается на незнании системы документооборота в Секретариате президента Украины. Прежде чем делать какие-то выводы об этом, нужно поинтересоваться, как устроена система прохождения документов в Секретариате. Вообще, говорить об использовании факсимиле подписи президента — это признак некомпетентности и непонимания этой системы.
После отставки вы заявили о коррупции и кумовстве в окружении президента. Это относится и к Секретариату, где, как известно, сильны позиции закарпатцев?
— Наверное, ваш вопрос связан с моей критикой кадровой политики президента. Так вот, когда я говорил президенту о кадровой политике, я имел в виду назначения на должности, связанные с взаимодействием с разными ветвями государственной власти. Относительно кадровых назначений в Секретариате президента уроженцев Закарпатья я могу сказать, что в органах государственной власти Украины из представителей Закарпатья работает только мой брат. Абсолютно нельзя утверждать, что после моего назначения люди из Закарпатья «пачками» поехали в Киев и заняли важные государственные посты.
Олег Рыбачук: «Правила игры для Секретариата не выписаны, а его глава ни перед кем не отчитывается»
Олег Рыбачук возглавлял Секретариат президента в 2005-2006 гг. и довольно хорошо знает дыры, которые существуют в работе этого важнейшего для страны ведомства. В разговоре с «ВД» был в этой закрытой теме на удивление откровенен.
Почему к любому, кто бы ни занял пост главы СП, украинские политики начинают со временем относиться негативно?
— Я бы не распространял этот вывод на всех руководителей Секретариата президента. Все-таки Владимир Литвин и покойный Евгений Кушнарев не имели на этой должности такой негативной репутации, как, например, Дмитрий Табачник и Виктор Медведчук.
А негатив объясняется, скорее всего, желанием жестких властных личностей примерить на себя функции президента и от его имени вершить судьбы. Ведь правила игры для Секретариата не выписаны, его глава ни перед кем не отчитывается.
Кроме президента…
— Кроме президента, который тоже никогда особо его не проверяет. Еще во времена Леонида Кучмы клерк из Администрации президента мог быть влиятельнее министра — и не нести за это никакой ответственности. Естественно, это не может не вызывать возмущения.
Вы тоже ощутили на себе этот негатив?
— Передо мной как раз стояла задача из демонизированной Админи страции сделать европейский Секретариат. Построить коммуникацию с другими ветвями власти и медиа. Когда определенные задачи были выполнены, я ушел.
Но после вас пришел Виктор Балога, который структуру Секретариата тут же перекроил, не так ли?
— К сожалению, в этот период логику работы Секретариата подсказывали неурегулированные законодательством отношения президента и премьера, отсутствие политической культуры и вообще наплевательское отношение к законам.
В вашем распоряжении находилось факсимиле с подписью президента?
— Да, но первое, что я сделал после назначения — передал факсимиле в руки своему заместителю Ивану Переходе, он отвечал за переписку и канцелярию. Для меня он образец госслужащего, я ему доверяю. Факсимиле мог использовать только он, и, конечно, не делал этого без предварительного разговора с президентом.
Использование факсимиле урегулировано каким-либо нормативным актом?
— Я не знаю документа, которым урегулирован этот вопрос. Скорее всего, каждый руководитель Секретариата это решал доверительно с президентом. Могу раскрыть небольшой секрет: когда приходит новый глава Секретариата — факсимиле, как правило, меняют, чтобы нельзя было несанкционированно его использовать. Да и вообще факсимиле несколько — для поздравлений, для документации и т. д.
Факсимиле при вас ставились на указы президента?
— Были случаи, когда президент находился в командировке, а нужно было в определенный срок иметь подписанный документ. Тогда применялось факсимиле, но сразу по приезду президента документ подавался ему для подписи. Как правило, канцелярия всегда сразу старалась получить оригинал подписи.
Как вы считаете, исчезнет ли проблема противостояния между президентом и премьер-министром после отставки Балоги?
— Не исчезнет. Дело в том, что противостояние между президентом и премьер-министром – это проблема президента и премьер-министра. Причем она существует в двух измерениях – правовом и личностном. К сожалению, эта проблема вместе с Балогой в отставку не ушла.
Сергей Сыроватка, Иван Красиков, Власть денег
Tweet