Дамоклов жезл украинской Госавтоинспекции

Госавтоинспекция ввела новые правила. Теперь машину могут отправить на штрафплощадку до погашения долга. Наказывают только тех должников, кто часто и серьезно нарушал правила. Юристы советуют оспаривать такие действия ГАИ. 

Чемпионам грозит опись имущества

«Мы отслеживаем тех, кто систематически нарушает правила дорожного движения и упорно не платит штраф. Информацию о них передаем в Государственную исполнительную службу. Затем инспектор ГАИ вместе с сотрудником исполнительной службы приходит к нерадивому водителю по месту жительства и изымает авто. Может это сделать и на дороге, если остановим машину, владелец которой числится в нашей базе данных как злостный штрафник», — рассказала «Известиям в Украине» руководитель пресс-службы Департамента Госавтоинспекции Нина Хмелевская.

Однако водители уже в курсе, в каких именно областях начали изымать автомобили. Первыми под раздачу попали автовладельцы Черновицкой, Донецкой и Днепропетровской областей. К примеру, на Днепропетровщине Государственная исполнительная служба уже выдала несколько постановлений на арест имущества злостных неплательщиков. Всего в «черном списке» уже 50 иномарок жителей области, чей общий долг достигает почти четверть миллиона гривен.

Абсолютным лидером стал житель Черновицкой области Иван Немижан. За четыре года его оштрафовали 71 раз. В активе чемпиона-нарушителя — штрафных квитанций на общую сумму 17 тыс. гривен. Причем Иван не заплатил ни копейки, а нарушения правил движения объяснял тем, что работает таксистом, и если будет соблюдать правила, ничего не заработает. На втором месте донецкий владелец иномарки. Он также проштрафился почти на 17 тыс. гривен (52 протокола). В копилке каждого из них серьезный набор нарушений: превышение скорости, проезд на красный свет, пересечение разделительной полосы, игнорирование пешеходного перехода.

В Донецкой области лихачей еще больше. Три сотни местных водителей успели накопить штрафов более чем 25 тыс. гривен каждый. «Мы будем проводить регулярные рейды с исполнительной службой по всем городам Донецкой области. Опись имущества — это шаг, на который нас вынудили сами водители. С начала года наложено штрафов на сумму в 90 млн гривен, из них добровольно оплачено всего 30 млн гривен», — сообщила начальник отдела административной практики УГАИ в Донецкой области Наталья Галабурда. Кстати, водителю придется не только погасить задолженность по штрафам, но оплатить услуги эвакуатора и стоянку авто на штрафплощадке.

Арест позволен без решения суда?

В Госавтоинспекции уверены, что их действия законны. Ведь в прошлом году Верховная Рада не только в десять раз повысила размеры штрафов, но также разрешила изымать автомобиль или любое другое имущество у граждан, которые задолжали государству, в частности по штрафам.

«Для ареста имущества нам не нужно решение суда. В течение 10 дней, конечно, можно обжаловать наши действия. Но если водитель за это время не оплатит всю сумму штрафа, мы будем привлекать экспертов для оценки имущества, после чего машина будет продана. Полученные деньги пойдут в государственный бюджет», — уверяет сотрудник Государственной исполнительной службы Калининского района в управлении юстиции Донецка Александр Пономаренко.

А вот юристы советуют автолюбителям не всегда слепо верить тому, что скажет инспектор ГАИ или исполнитель. «Для того чтобы наложить арест на имущество, обязательно должно быть соответствующее решение суда. Сам по себе штраф — не повод описывать имущество. Если у инспектора есть исполнительное производство, только в этом случае он имеет право описать и изъять имущество», — советует адвокат и известный столичный правозащитник Татьяна Монтян.

Статистика

В государственный бюджет страны с 5 января по 16 июля поступило административных штрафов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на сумму 445,8 млн грн. Больше всего штрафов взыскали в Киеве, Днепропетровской, Донецкой, Одесской областях и Крыму. Меньше всего средств получено с водителей Закарпатской, Ровенской областей и Севастополя.

Главной проблемой по-прежнему остается неуплата штрафов. За пять месяцев эта цифра составила чуть больше половины. Остальные административные взыскания оспариваются в судах либо не оплачены.

Данные Государственного казначейства Украины и Госавтоинспекции

Людмила Полях, Известия-Украина

Читайте также: