«Аэросвіт»: «адские авиалинии» Украины

Отдых в Крыму при всех своих известных минусах может принести много радости. Высокие цены и минимум комфорта с лихвой окупаются теплым морем, солнцем и уникальной природой. Но турист, который осмелился воспользоваться внутренними авиалиниями Украины, вряд ли когда-нибудь захочет вернуться в эти места. 

Если не брать в расчет поезда, из Петербурга в Симферополь летом существует единственная возможность прямого перелета, которую предоставляет ГТК «Россия». Два с половиной часа до Крыма обходятся в копеечку, но есть и другой вариант. Можно приобрести билеты у авиакомпании «Аэросвит» и попасть в Симферополь через Киев, проведя два лишних часа в аэропорту украинской столицы. Выгода от такой схемы весьма соблазнительна. Таким образом, турист может сэкономить порядка двух сотен долларов и не потерять 36 часов в поезде. Но суровая реальность в итоге перечеркивает все плюсы от подобной схемы.

Начнем с того, что в итоге из четырех перелетов, честно заказанных у «Аэросвита», самолетом этой авиакомпании автору этих строк удалось полетать лишь однажды. Во всех остальных случаях использовались замена вследствие технических причин или общеизвестный код-шеринг. Путешествие в Крым не доставило никаких неудобств, а вот обратная дорога для пассажиров, желающих попасть из Симферополя в Киев 23 августа, обернулась настоящим кошмаром.

Уже утром в терминале внутренних авиалиний аэропорта Симферополя было многолюдно. Со всех концов Крыма сюда стягивались загорелые курортники, среди которых киевлян было меньшинство. Все остальные туристы летели в Россию, Чехию, Францию, Германию, Италию и другие страны, используя киевский аэропорт Борисполь в качестве удобного места для пересадки. С десяток человек летели в Киев, чтобы затем пересесть на вечерний рейс, следующий в Петербург, еще больше в толпе оказалось москвичей. Первое, на что обратили внимание пассажиры, — загадочная надпись «Южные авиалинии», которая красовалась на табло вместо «Аэросвит». Регистрация на рейс до Киева должна была начаться в 10:45, вылет — в 12:15. Но в урочное время стойки регистрации так и не открылись, а через некоторое время табло погасло совсем. В абсолютном неведении ожидающие вылета простояли около двух часов, причем в зале не было ни одного сотрудника аэропорта и ни одного представителя авиакомпании. Никто не делал никаких объявлений, часть граждан, потеряв надежду, расположилась прямо на полу. Пассажиры дожевывали последние бутерброды и допивали пиво, не сводя глаз с мертвого табло.

Через два часа табло загорелось вновь, сообщая о том, что вылет рейса перенесен на 13:30. Обнадеженные курортники лихорадочно просчитывали, успеют ли они на свои стыковки в Киеве. Поскольку все брали запас в несколько часов, ситуация удручающей не выглядела. Затем на стойке регистрации появился единственный сотрудник. Очередь продвигалась крайне медленно, так как добрая треть пассажиров говорила только по-английски, а сотрудник аэропорта с этим языком международного общения был явно не знаком. Наконец, все собрались в «накопителе» и с тревогой смотрели на летное поле в поисках загадочного самолета «Южных авиалиний».

Когда иностранные граждане увидели то, на чем им было предложено полететь в Киев, многие достали последнее спиртное. Як-42 Д «Южных авиалиний» 1989 года выпуска явно не походил на Boeing 737, обещанный «Аэросвитом». Судя по многочисленным, в том числе, арабским надписям на борту, самолет прожил трудную и веселую жизнь. Внутреннее состояние салона внушило пассажирам еще больший ужас — сложилось впечатление, что на нем долгое время возили наркотики, оружие и конголезских повстанцев. Как оказалось впоследствии, самолет после развала «Аэрофлота» работал на компанию Trans Air Congo (Конго), ВолгаАвиаЭкспресс (Россия), Авиалинии Казахстана, Хозу-Авиа (Казахстан), Таврия (Украина), Fars Qeshm Air (Иран). На исходе жизни самолет каким-то образом попал в компанию «Южные авиалинии». Отступать было некуда, людям нужно было каким-то образом попасть в Киев. На вопрос гражданина из Великобритании: «Что это за самолет? Ведь мне обещали «Боинг»!» стюардесса ответила: «Успокойтесь, долетим».

Корреспонденту «Росбалта» удалось выяснить, что Boeing «Аэросвита» сломался, а на замену ему был срочно вызван Як-42 «Южных авиалиний», который этой ночью уже летал в Москву. Впрочем, другие пассажиры рассказали, что поломка тут ни при чем, и ветеран отечественной авиации регулярно летает на линии Симферополь — Киев вместо «Боингов». Приключения иностранцев на Украине только начинались. Самолет выехал на рулежную дорожку и тут же намертво встал. Из кабины пилотов вышел грустный бортинженер и под тревожными взглядами пассажиров ушел в хвостовую часть салона. В течение доброго часа людей держали в душном салоне, стюардессы объясняли задержку тем, что «мы якобы пропустили свое время взлета, теперь нужно ждать разрешения». Затем самолет отбуксировали обратно, выгрузили людей и отвели обратно в «накопитель».

Еще полчаса ожидания, и в зале, наконец, появился представитель «Аэросвита». К этому времени люди открыто выражали свой протест, стало понятно, что у трансферников срываются стыковки, а кое-кто рисковал просрочить украинскую визу. Сотрудник украинской компании не говорил по-английски, поэтому иностранцам его слова переводили те украинцы и россияне, кто знал язык. «Як-42 сломался. Виной тому маленькая деталь, отвечающая за управление двигателем, в Симферополе ее нет, но она есть в Одессе. За ней уже послали. Когда самолет вылетит, пока неизвестно», — сообщил представитель, вызвав нервный смех у тех, кто знаком с одесским фольклором. Желающим было предложено покупать билеты на другие рейсы за собственные средства. При этом добиться возврата денег за билеты «Аэросвита» в Симферополе никакой возможности не было. После этого пассажиров выдворили на улицу.

Стало понятно, что предоставлять гостиницу никто не собирается. У некоторых семей были дети, у одной французской пары на руках был ребенок-инвалид, все они разместились на скамейках у здания аэровокзала под палящим крымским солнцем. Кому-то места не хватило, пришлось «отдыхать» прямо на асфальте. Между тем, как объяснили местные сотрудники, представитель «Аэросвита» спрятался и перестал отвечать на телефонные звонки. Пассажиры пили пиво и вино, закусывая колбасой, купленной в местном магазине. Местная милиция тут же воспользовалась этим правонарушением и забрала одного из иностранцев, пивших вино, в «кутузку», чтобы оформить штраф.

Примерно к 16:00 часам атмосфера у здания аэровокзала накалилась до предела — сюда прибыли пассажиры следующего рейса «Аэросвита», который должен был отправиться в 17:00. Их из Симферополя в Киев должен был доставить тот же Як-42, по-прежнему ожидавший детали из Одессы. К этому времени руководство «Аэросвита», видимо, осознало масштаб проблемы, и к обозленным людям снова вышел представитель. Он сообщил, что вылет утреннего рейса назначен на 21:00, а второго — на 22:00. Пассажиры впервые получили питание — по две булочки с ветчиной и коробку сока.

К 19:30 в терминале внутренних линий аэропорта Симферополя начался беспредел. Пассажиры двух рейсов стали прорываться к стойке регистрации, стремясь всеми правдами и неправдами улететь на первом отправляемом рейсе. Тем более, всем стало известно, что за первым задержанным рейсом прилетит зафрахтованный Boeing «Международных авиалиний Украины», а второму рейсу придется добираться на латанном Як-42. Детский плач смешался с возмущенными криками, у кого-то заканчивалась виза, кто-то еще лелеял надежду успеть на пересадку, вдобавок ко всему ни один из сотрудников «Аэросвита» и аэропорта толком не говорил по-английски, что приводило немцев, чехов, англичан и французов в отчаяние.

В результате первые пассажиры покинули «гостеприимный» Крым в 21:30. Следующий рейс оказался в киевском «Борисполе» только в 5:00 утра. Трагедия десятков ни в чем не повинных людей достигла апогея в аэропорту столице Украины. Относительно повезло лишь тем, у кого трансферный билет был куплен у одной авиакомпании — «Аэросвит». Петербуржцам, не вылетевшим домой в 18:10 были выданы билеты на утренний семичасовой рейс, но гостиницы им так и не предоставили. Все попытки получить законный номер и выспаться после почти 10-часового ожидания самолета в Симферополе окончились тем, что уставшим людям (некоторые из них были с детьми) сказали: «Авиакомпании нечем оплатить за отель, счета пусты. Хотите, пишите в жалобную книгу».

Иностранным пассажирам было сказано следующее: «Поскольку ваши билеты из Киева были куплены в других авиакомпаниях, мы ничего сделать не можем, покупайте новые билеты за свой счет». Люди в истерике кидались на представителя «Аэросвита», а та лишь угрожала милицией. Европейцы, осознав свою плачевную ситуацию, в ужасе кричали: «Но это же ваша вина!». Однако все было бесполезно. Многодетная семья из Франции звонила в посольство, кто-то в отчаянии сидел на полу, прямо у окошечка украинской авиакомпании. Когда изможденные петербуржцы в 5 утра потянулись на регистрацию рейса Киев — Петербург, судьба иностранных гостей, польстившихся на красоты Тавриды, оставалась неизвестной.

Ситуацию с внутренними рейсами «Аэросвита» объяснить можно. В этом году «Аэросвит» уже вернул лизингодателю четыре лайнера Boeing 737. Также авиакомпания вывела из эксплуатации единственный собственный самолет Boeing 737-200, которому уже 27 лет, получив один новенький Ан-148. В результате подобных антикризисных мер средняя загрузка самолетов повысилась, но обратной стороной сокращения парка стала нехватка техники на внутренних авиалиниях. В итоге на линии Симферополь — Киев вместо Boeing, судя по всему, трудится один старенький Як-42 «Южных авиалиний» с сомнительным прошлым.

Украина давно позиционирует себя в качестве европейского государства, стремящегося войти в основные структуры Евросоюза. Похоже, что эти заявления привлекли в Крым часть европейских туристов, желающих побывать в знаменитой «всесоюзной здравнице». Иначе как любопытством, их интерес не объяснишь, ведь сэкономить в Крыму им вряд ли удается. Но пассажиры, летевшие из Симферополя 23 августа, сюда не вернутся, да и своим друзьям вряд ли посоветуют отдых на украинской земле. Они не привыкли летать на бывших в употреблении африканских самолетах советского производства, не привыкли к наплевательству и сознательному нарушению их прав со стороны мелких, безъязыких клерков. За все время, проведенное в аэропортах Симферополя и Киева, перед туристами никто ни разу не извинился. Никто из руководства авиакомпании перед пассажирами в «Борисполе» так и не появился. 23 августа выпало на воскресенье, а на следующий день в Киеве отмечали День независимости Украины.

Филипп Мостоцкий, РОСБАЛТ

Читайте также: