«Попробуй смерть на ощупь, или Экскурсия на «Радикал» (фоторепортаж)

Завод «Радикал», в народе называемый столичным Чернобылем, вот уже целое лето находится в эпицентре громкого скандала. Что же на самом деле творится за стенами заброшенного предприятия? Как борется с экологической катастрофой киевская власть? 

В Украине заговорили о новой экологической катастрофе. По мере того как внимание народа к «ртутной» проблеме росло, в недра опасного здания начали прорываться все больше журналистов, туристов и простых киевлян. Не мудрено, что уже вскоре ушлые дельцы решили нагреть на этой популярности руки. И наряду с экскурсиями в Чернобыль появились новые предложения под названием «Жидкая смерть: поход на «Радикал». Корреспондент   решил воспользоваться услугами сомнительных экскурсоводов.

ПОЛТИННИК И ПРОТИВОГАЗ

Впервые заманчивое объявление я отыскал в социальной сети «В Контакте». Молодой парень под ником Грег предлагал поход на химический завод.

«Попробуй смерть на ощупь» – завлекала клиентов рубрика кричащим названием. Как и положено, был здесь интернет-адрес и номер аськи.

– А что стоит ваше прикосновения к смерти? – первым делом интересуюсь у экскурсоводов.

Ответ последовал мгновенно:

– Тебе повезло, мы только раскручиваемся, потому пока недорого. Всего 50 гривен, – ответил организатор. – Еще стольник придется выложить за противогаз. Можно идти со своим, тогда с тебя полтинник.

– А что входит в вашу экскурсию? И настолько это безопасно? – интересуюсь у незнакомца.

– Да все будет в ажуре, впечатлений получишь море. Заброшенные здания, кругом лужи ртути и бочки с ядом. Такого ты в кошмарных снах не видел. Ты с нами?

Спрашиваю напоследок:

– А сколько уже желающих?

– Ты что, из милиции? Какая тебе разница? Уже есть двенадцать, тебе выпал самый счастливый номерок. Жди звонка.

Позвонили мне в пятницу вечером. Молодой голос в трубке сообщил: экскурсия состоится в субботу, 29 августа, в 11 утра. Первым делом инструкция по экипировке: организаторы рекомендовали закрытую одежду и старую, но целую обувь. Ведь после похода все нужно будет сжечь. Встретиться договорились вблизи станции метро «Черниговская». Чтобы не опоздать, решаю приехать на полчаса раньше. Несмотря на жару +30, здесь уже толпились люди в черных свитерах. Наша дружная компания в основном состояла из диггеров и любителей экстрима. Как оказалось, добрая половина нашей команды бывала в Чернобыле, Новой Богдановке и даже на атомных полигонах Семипалатинска. Несмотря на богатый опыт, ребята признались: в столь опасное место они еще не ходили.

Ровно к 11 утра к нам подошли три невысоких парня:

– Все собрались? Всей командой идем к «Радикалу». Через проходную идем по три человека, так безопаснее. Сбор возле ртутного цеха.

Участники экспедиции брали ртуть на память
Участники экспедиции брали ртуть на память, собирая ее в маленькие колбы.

«САМИ НЕ ЗНАЕМ, ЧТО НАХОДИТСЯ В ЭТИХ БОЧКАХ»

Несмотря на громкие заявления властей, мол, на «Радикале» полчища охраны и сторожевых собак, на территорию мы попали без проблем. И это посреди дня. Уставший охранник, пожевывая бутерброд, лишь проводил нас унылым взглядом.

Первая точка сбора была у трехэтажного здания, вход в которое завален бочками с желтой вязкой жидкостью.

– Это склад защитной экипировки, еще недавно он был набит противогазами, фильтрами и очистительными лосьонами, – начал свой рассказ экскурсовод Алексей. – В свое время многие хорошенько нагрели здесь руки. Ведь один такой комплект потянет гривен на 100.

Как ни странно, но поживиться здесь можно и сейчас. По всей комнате разбросаны десятки масок, фильтров и респираторов. Завалы пустых бутылок указывают на то, что гости бывают здесь довольно часто.

– Все это добро завозили сюда в 90-е годы, – рассказывает гид. – Думали вывозить отсюда ртуть, но страна развалилась и от этой идеи отказались. Денег, видимо, не хватило даже на то, чтобы забрать противогазы.

Следующая остановка – склад химических отходов. В небольшом здании повсюду валяются металлические бочки. Большинство контейнеров заметно вздулись. На жестяной таре угрожающие надписи: «Попадание на кожу опасно». Экскурсовод посоветовал всем натянуть противогазы.

– Мы сами не знаем, что в этих бочках. Предположительно – дуст, – размышлял экскурсовод. – В ящиках и пакетах хранятся пестициды. В советские времена здесь делали химию для обработки полей.

В углу комнаты рассыпан красный порошок. Как только ребята начали толпиться возле яркого вещества, гид посоветовал к химии не приближаться.

– Это особый вид ртути, советую отойти, – спокойно порекомендовал гид. – Такого добра здесь полно. Поговаривают, на месте «Радикала» хотели построить жилой квартал. Но строители работать здесь отказались. Ведь когда они начали рыть котлован, на глубине два-три метра увидели лужу ртути. На следующий день вся техника исчезла.

Не теряя времени, мы отправились на второй этаж. Там нас ждал сюрприз. Среди бочек и пакетов с ядом кто-то обосновал себе жилой уголок. Матрац, кастрюля, одежда и даже продукты. Рядом с вещами мы отыскали ксерокопию паспорта. На бумаге было написано: «Король Александр Юрьевич, 1988 года рождения, уроженец Ростовской области». К сожалению, владельца документов мы так и не нашли.

Можно только догадываться, кто мог поселиться в таком месте. Да и жив ли еще этот человек…

– А теперь десерт – прикосновение к смерти. Отправляемся в ртутный цех! – радостно сообщил нам Алексей, и вся толпа пошагала в сторону бетонного забора.

РТУТНЫЕ РЕКИ В ЧЕРТЕ СТОЛИЦЫ

Возле полуразваленного здания гид предупреждает:

– Без противогаза соваться сюда нельзя, пожалеете.

После этого все послушно надевают респираторы.

– Пробираемся на территорию ползком и собираемся у входа в здание.

Как оказалось, здесь мы были не одни. Нет-нет, охрана тут ни при чем. Просто прямо у входа в корпус нас встретили две красотки. Девушки фотографировались на фоне развалин, а когда увидели десяток зеленых «инопланетян с хоботами», просто ошалели.

– Вы кто такие? Как сюда попали? – спрашиваем у барышень.

– Ничего плохого мы не делаем, просто решили провести фотосессию, – испуганно ответили дамы.

– Нашли, блин, место, – выругался руководитель экспедиции и повел команду вовнутрь.

Как только мы зашли в помещение, экскурсовод сделал важное сообщение:

– Смотреть всем под ноги! Не падать! Противогаз не снимать! Ртуть не трогать! – громко командовал гид. – Старайтесь в серебристые лужи не вступать.

К сожалению, выполнить установки организаторов было непросто. Дело в том, что весь пол здесь усыпан мелкими шариками ртути. В некоторых местах встречались целые лужицы. По всему цеху разбросаны дохлые псы. От увиденного начала кружиться голова.

– Долго не задерживаемся, чтобы одежда не пропиталась. Бегом на второй этаж и на выход! – скомандовал Алексей

Вверху зрелище – еще страшнее. Крыша цеха практически разобрана, а яркое солнце нагревает летучую жидкость, испаряя ее в воздух. Но и это еще не все. В стенах зияют огромных дыры. Когда мы подошли к выбоинам, увидели страшную картину: внизу по дорожке шагала мамочка с двумя детьми. Ребята тут же заметили зеленых человечков и начали показывать на нас пальцами.

– А что тут удивительного, на территорию пускают всех, – говорит экскурсовод Алексей. – В былых цехах химии сегодня конторы, фирмы, СТО. А кто-то недавно открыл в пятидесяти метрах от ртутного цеха склад канцелярии…

После похода мы спокойно вышли за территорию. Никакой охраны и сторожевых собак так и не заметили. Противогазы и обувь аккуратно сложили в деревянный ящик и подожгли. Несмотря на то что экскурсия давно закончилась, меня до сих пор мучает вопрос: кто давал чиновникам право говорить о подконтрольности ситуации, когда прямо в черте города уже много лет разлито ртутное озеро? О каком контроле может идти речь, когда на «Радикал» уже водят экскурсии, а по территории без проблем гуляют дети? И самое главное: кто в ответе за жизнь киевлян, которые беззаботно сокращают путь, идя на работу через «Радикал» и ежедневно вдыхая пары ядовитого вещества?

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Геннадий Мыцык, химик:

– Ртуть – это летучий металл. Проходя каждый день мимо объектов с высокой концентрацией этого яда в воздухе, можно заработать токсическое отравление. Опасность в том, что мгновенного эффекта не будет. Когда дышат этими парами, ртуть оседает на органах дыхания. Через какое-то время человек может почувствовать недомогание, отсутствие аппетита, головную боль, боль при глотании, металлический привкус во рту, возможны набухание и кровоточивость десен, тошнота и рвота. Если вовремя не обратиться к врачу, может наступить летальный исход.

Александр Федченко, фото автора, КП-Украина

You may also like...