Украина: депутаты живут на «десятину»

Место народного избранника ценно вовсе не зарплатой 16 тысяч гривен (хотя и эти официальные доходы нардепов раз в пять превышают среднюю зарплату киевлян). Попав в парламент, человек «дорывается» до заоблачных средств, границы которых определяются лишь его предприимчивостью и желанием. 

Как выяснила «Газета по-киевски», дополнительный доход одного парламентария может составлять от нескольких тысяч до десятков миллионов долларов за одно «продуктивное» заседание. Как сообщил «Газете…» источник в Верховной Раде, за «халтуру» не берутся лишь 40–50 нардепов. Причем из них действительно «идейных» – единицы. Остальные просто еще не научились пользоваться своими возможностями.

Лоббизм большой и маленький

Итак, самым простым дополнительным заработком парламентариев считаются депутатские запросы или же обращения.

– За озвучивание той или иной проблемы в официальном письме от своего лица нардепы могут получить в среднем от 2 до 10 тысяч долларов (если информация прозвучит с трибуны – это оценивается дороже, просто написать на бумаге – дешевле), – рассказывает «Газете по-киевски» источник.

– Из этой же серии заработка – регистрация лоббистских законопроектов. Причем гарантия их принятия вовсе не является условием сделки: для заказчика главное – «засветиться», депутат же получает свои «честно заработанные» 5-10 тысяч у.е., и законопроекты «погребают» под кучей других документов.

Но если заказчик действительно преследует цель «протолкнуть» выгодный для своего бизнеса закон, тогда ему нужно действовать по-другому: выходить на руководство того или иного комитета, или же руководство фракций. Причем отдельно за посреднические услуги в налаживании контакта между бизнесменом и «нужным» парламентарием нардеп получает «гонорар», сумма которого зависит от серьезности сделки. Иногда это пара тысяч у.е., а иногда – 10% от суммы, которую хочет «сэкономить» предприниматель, ратуя за смягчение налогообложения либо поддержку той или иной отрасли, а это – уже миллионы долларов!

– В данной ситуации гарантия принятия законопроекта увеличивается практически до 100%, – продолжает источник. – Ведь в руководство комитетов обычно входят влиятельные люди во фракциях, которые и обеспечивают голосование своих партийцев. При этом с простыми депутатами в данном случае никто не делится.

Пакет «безлимитный» для депутатов

– Иногда роль посредника выполняет депутат, которого «делегируют» представители бизнеса, заплатившие за его прохождение в парламент нужную сумму, – продолжает источник. В этом случае сотрудничество бизнеса с руководством комитетов упрощается: в сумму, заплаченную за прохождение того или иного человека в Верховную Раду, как в «безлимитный пакет», входит определенное количество законопроектов, которые должны быть приняты с его приходом.

– Более половины всех экономических законопроектов, которые обсуждаются в парламенте, в той или иной мере являются лоббистскими, – рассказывает «Газете по-киевски» народный депутат минувшего созыва Евгений Филиндаш. – Обычно за лоббизм в законах и в бюджете нардепы получают «десятину» – то есть 10% от цены вопроса (это может быть поддержка той или иной отрасли, финансирование строительства объекта).

Филиндаш считает такую практику недопустимой, поскольку она ведет к тому, что государственная политика становится заложницей крупного бизнеса.

Самой же прибыльной считается продажа депутатского голоса за политические решения в интересах чужих фракций: тут каждый отдельно взятый депутат может заработать от 2 до 10 млн долларов. Правда, и риск здесь куда больший, чем при лоббизме бизнес-интересов. Своеобразная, но все же репутация для парламентариев не пустой звук: ненадежных «товарищей» в следующий раз в список могут не взять ни свои, ни чужие.

Плата за вход – до 15 млн

Очевидно, что доступ к вышеуказанным ресурсам открывается также за немалые деньги. Так, по словам источника «Газеты по-киевски» в парламенте, плата за место в списке во всех политсилах примерно одинаковая и составляет несколько миллионов у.е. При этом в некоторых фракциях кандидаты в депутаты платят за определенное место в списке, и если оно оказывается непроходным – деньги ему не возвращаются. В других же устанавливается такое правило: если человек не попадает в парламент, часть суммы ему возвращают.

– Обычно это меньше половины, – говорит собеседник «Газеты…». – Но не исключено и «кидалово», когда деньги не возвращаются вообще.

Иногда часть денег может быть компенсирована наличием у кандидата медиа или административных ресурсов, которые он обязуется предоставить в пользование политсилы.

Не позавидуешь тем силам, которые в выборах участвуют, но в парламент не проходят: деньги, которые удалось сбить с желающих стать депутатами, обычно уходят на избирательную кампанию, и в случае ее провала возвращать их просто не из чего.

– В этой ситуации руководство политсилы вынуждено обивать пороги разных госучреждений с просьбой устроить «нужных» людей на работу. Таким образом удается возместить убытки, которые понесли эти люди, – заключает источник.

Как только депутаты занимают свои места в зале заседания, начинается драка за комитеты: тремя наиболее престижными считаются бюджетный, промышленный и банковский. Руководящие должности в них достаются не за деньги, но по блату – в зависимости от степени влиятельности данного депутата во фракции.

– Несмотря на то, что суммы, которые платятся за места в списке, кажутся огромными, они могут окупиться буквально за одно-два «продуктивных» заседания, или же за «удачно» продвинутую статью в бюджет. Ведь цена вопроса – это миллионы долларов, – поясняет источник.

Прайсы на депутатские услуги

Название услуги Сумма, у.е. Сколько депутатов на этом зарабатывают
Депутатский запрос, обращение 2–10 тыс. каждый второй
Свести нужных людей 10% от суммы контракта либо фиксированная сумма по договоренности от 1–2 до 10–20 тыс. каждый второй
Голосование за лоббистский закон (налогообложение, поддержка отрасли) 10% от суммы контракта, либо фиксированная сумма, 200–500 тыс. несколько десятков
Продвижение статьи в бюджет 10% от суммы, выделенной на финансирование этой статьи несколько десятков
Голосование за политические решения (в интересах чужой фракции) 2–10 млн единицы



 

Наталья Мелещук, «Газета по-киевски»

You may also like...