Большинство из нас – палачи и садисты
Большинству нравится мучить и даже убивать ближних, особенно если им за это ничего не будет. А уж когда начальство позволяет или приказывает – тут энтузиазму нет предела.
Психолог Стэнли Милгрэм из Йельского университета еще 45 лет назад провел знаменитый эксперимент «на послушание». Он, одетый в белый халат, просил приглашенных граждан принять участие в научном исследовании – исполнить роль «учителя» и давать человеку в клетке, «ученику», задания на запоминание. Если ученик ошибется, наказывать его разрядом электрического тока, каждый раз увеличивая напряжение – от 150 вольт вплоть до предельных 450 вольт.
Никакого тока, конечно, не было, «учеником» был актер, после 150 вольт кричавший, умолявший не делать ему больно. Никто из 40 «учителей» не отказался решительно от эксперимента после первых же криков «ученика». 26 участников, 65 процентов, слушаясь начальника в белом халате, пытали своего ближнего до конца – до 450 вольт.
Важно отметить, что некоторые колебались. Но после того, как Милгрэм заверял, что ответственность за все, в том числе и за безопасность «ученика», берет на себя, успокаивались и продолжали «экзамен».
Ученый искал ответ на вопрос: как могли рядовые немецкие граждане в годы гитлеризма уничтожать людей в концлагерях? И планировал продолжить опыты в Германии, но… «Я обнаружил столько повиновения, что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии, – сказал потом Милгрэм. – Это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета».
Через 45 лет, в наши дни, опыты Милгрэма повторил Джерри Бергер, профессор психологии из университета Санта-Клара в Калифорнии. Правда, с поправкой: предельное напряжение обозначил в 150 вольт.
Результат тот же – 70 процентов «учителей» мучили, то есть «экзаменовали» своих ближних до конца.
Американские ученые в основном исследовали феномен послушания, повиновения – до каких пределов может дойти человек, исполняя даже не приказ, а пожелание руководителя.
И в комментариях Милгрэм и Бергер делали упор на феномен послушания.
«Хотя нельзя ставить знак равенства между лабораторными исследованиями и сложными социальными моделями поведения, но все же эксперимент частично объясняет, почему во времена конфликтов обычные люди могут совершать насилие и убийства или даже участвовать в геноциде», – написал Бергер.
Однако, не менее важным психологическим моментом представляется мне и возникшая там иерархия – «ученик» заранее поставлен в положение низшего на социальной лестнице, более того, в положение безответной жертвы, в некотором роде – изгоя.
Перенесемся из калифорнийской лаборатории на улицы российских городов.
Милиция в Москве разыскивает трех подростков, которые на юге столицы облили бездомного бензином и подожгли.
В городе Камышине Волгоградской области по подозрению в убийстве 45-летнего мужчины без определенного места жительства задержаны трое неработающих местных жителей от 15 до 18 лет.
В Москве возбуждено уголовное дело в отношении мужчины, который облил бензином и поджег спящего в подъезде его дома бомжа.
Трое жителей Улан-Удэ обвиняются в убийстве четырех бомжей.
На пустыре на северо-востоке Москвы неизвестные облили бензином и подожгли шалаш с бездомными. Двум мужчинам удалось выскочить и убежать, третий получил ожоги.
В Новосибирске подростки облили бензином и подожгли бомжа.
Изгоев – «можно».
Вдвойне и втройне «можно», если в сознании и подсознании «изгой» соединяется с «врагом». Не с личным врагом, а – что гораздо эффектней и эффективней – с «врагом нации», «врагом государства». И потому еще больший азарт мучительства и убийства вызывают у патологических личностей приезжие, отличающие от среднероссийских граждан смуглой внешностью.
И здесь уже мы имеем тот самый «феномен послушания». Еще его можно назвать «феноменом позволения».
В прошлом году в результате расистских нападений убито 87 и ранено 378 человек. Ежедневные кровавые расправы называются чуть ли не ученым языком: конфликты на почве ксенофобии. А убийцы – скинхедами. Никто уже не помнит, что в 1991 году, например, о таком и помыслить нельзя было. Никто не помнит, что о «засилье южан», о «понаехавших» первыми открыто заговорили московские начальники и московская пресса. Тут же вошло в оборот выражение «лица кавказской национальности».
«Скинхедами подростки становятся под влиянием семьи и средств массовой информации», – отмечает психолог Михаил Виноградов.
Пресса для массовой категории российских граждан – все равно, что начальство. Мы имеем массовый «эффект позволения» и «эффект послушания».
Кстати, 45 лет назад Американская психологическая ассоциация запретила опыты Милгрэма из-за боязни психических расстройств у участников.
Но в этом году члены этического комитета университета Санта Клары разрешили Бергеру новый эксперимент. Наверно, хотели все же узнать, посветлело ли темное нутро человеческое за прошедшие полвека. Не посветлело. Более того, Милгрэм убеждал участников продолжать испытание, воздействовал своим авторитетом, а Бергер, наоборот, пытался отговорить. И тем не менее – получил 70 процентов. Большинству нравится мучить ближних, особенно если им за это ничего не будет. А уж когда начальство позволяет или приказывает – тут энтузиазму нет предела.
Так что вопрос о человечности натуры человеческой остается открытым.
Сергей Баймухаметов, Свободная пресса
Tweet