Эх, дороги! Поломать бы ноги, тем кто их довел до такого состояния…

Как всегда, зима пришла «внезапно». И дороги в городах Украины, особенно пешеходные, стали непроходимыми. Согласно статистике по уличному травматизму, опубликованной на официальном сайте Министерства здравоохранения, всего за период с 25 по 31 января в Украине было зафиксировано 804 случая переломов костей черепа, позвоночника и таза, 6480 случаев переломов костей верхних конечностей, 4590 случаев переломов костей нижних конечностей, 115 переломов в нескольких участках тела, 564 случаев внутричерепных травм. Почему наступление зимы для украинских городов стабильно становится катастрофой? 

Когда в середине декабря в Украине началась настоящая зима – со снегом и морозом, количество людей, травмированных из-за гололеда, значительно увеличилось. Согласно статистике по уличному травматизму, опубликованной на официальном сайте Министерства здравоохранения, всего за период с 25 по 31 января в Украине было зафиксировано 804 случая переломов костей черепа, позвоночника и таза, 6480 случаев переломов костей верхних конечностей, 4590 случаев переломов костей нижних конечностей, 115 переломов в нескольких участках тела, 564 случаев внутричерепных травм. Такого завала в работе у травматологов не случилось бы, выполняй городские коммунальные службы свои функциональные обязанности. А заключаются они, как известно, в обеспечении нормальной жизнедеятельности города – в том числе и возможности безопасно ходить и ездить по дорогам.

Но, как всегда, зима пришла «внезапно». И дороги в городах Украины, особенно пешеходные, стали непроходимыми. Почему наступление зимы для украинских городов стабильно становится катастрофой?

Не самый лучший пример для подражания

Киев – столица, поэтому должна подавать пример всем остальным городам. Но… После выпавшего в конце декабря снега основные улицы столицы были кое-как подчищены. Именно кое-как: транспорт мог хоть как-то передвигаться, а что касается второстепенных улиц и дворов, — там и «конь не валялся». Затем наступили праздники, страна отдыхала, а вместе с ней и коммунальщики. Потому что, за этот период не было замечено уменьшения снега ни во дворах, ни на дорогах.

После небольшой оттепели неубранный снег начал таять, да так потом и замерз. А потом снова пошел снег…

19 января в ходе телефонной прямой линии в «Комсомольской правде» генеральный директор коммунальной корпорации «Киевавтодор» Георгий Глинский отметил, что такое количество снега выпало впервые за сорок лет. И выразил гордость тем, что после снегопада Киев в целом не остановился. Остановились лишь второстепенные улицы.

Видимо, многочасовые и многокилометровые пробки на дорогах и, в первую очередь, на центральных, остановкой не считается… Ну да, торможение тоже движение.

Совершенно справедливо было замечено, что остановки общественного транспорта, как и центральные улицы, были расчищены в первую очередь. Но хотелось бы отметить, что большинство людей во всех городах живут не на центральных улицах и не прямо возле остановок. До них еще нужно добраться. И сделать это было тяжело. В некоторых районах Киева до сих пор тяжело.

Г.Глинский пояснил, что каждый год районные власти города, которые отвечают за благоустройство и финансируются районным бюджетом через взаимоотношения с городским бюджетом, предусматривают средства на зимнее содержание.

«И вот они, посчитав свои деньги, свои возможности, и взвесив то, что у них большой дефицит денег из-за кризиса — это не их вина, это кризис, — сказали, что мы составляем титульный список улиц, которые будут посыпаться и убираться. Утвердили это и дали нашему дорожно-эксплуатационному управлению. И если говорить об этом в цифрах, то получается, что в титульный список попадает процентов 70 кв.м. покрытий», — сказал Г.Глинский.

«Там где наши титульные, закрепленные за нами для расчистки, которые финансируются улицы, — мы однозначно их обеспечим. Это улицы, по которым ходит общественный транспорт. Конечно выезды со дворов, межквартальные проезды я не буду брать на себя ответственность и говорить, что там все будет в порядке. Это зона ответственности районной администрации», — сказал он.

Еще одним оправданием задержки работы «Киеватодора» Г.Глинский назвал несознательность автомобилистов, не желающих следовать знакам, которые были установлены. И знаки эти, по его словам, призывали владельцев автомобилейпо парным числам парковаться по парной стороне улицы, по непарным числам по непарной стороне. Он отметил, что эвакуаторами передвигать автомобили в другие места предприятие не имеет права. Разрешено поднимать автомобили для чистки. И на это было выделено три эвакуатора.

«И что? Тот автогрейдер, который может за ночь почистить с десяток улиц стоял возле эвакуаторов, пока они прочистят, пока они поднимут. Производительность просто смешная. И мы от этой практики отказались. Да, можно нагнать 20 эвакуаторов и одновременно поднять. Но это уже шоу будет какое-то. Поэтому выход – жестко контролировать органами автоинспекции соблюдение этих знаков», — сказал он.

Также он отметил, что зимой пропускная способность улиц по определению намного меньше. И добавил, что невозможно сутра хорошо почистить город, если в городе выезжают более миллиона автомобилей.

Что касается аварий на скользких дорогах, то гендиректор «Киеватодора» отметил, что по данным ГАИ количество аварий в зимнее время уменьшилось. А те, которые происходят – это вина самих водителей.

«В ПДД написано, что водитель должен выбрать такой режим движения в зависимости от погодных условий, который обеспечит его беспрепятственное передвижение. Но когда мы всех предупреждаем о гололеде, призываем быть внимательными и лучше не выезжать, дать возможность убрать дороги, все почему-то игнорируют», — посетовал Г.Глинский.

И, конечно же, еще раз порекомендовал автомобилистам поменьше выезжать на дороги. Даже странно, что такого совета он не дал пешеходам…

«Это безалаберность»

У заместителя начальника Государственной жилищной коммунальной инспекции Николая Черного относительно ситуации в Киеве совсем иное мнение.

«В Киеве не убирают потому, что у них выборов не будет в мае в местные советы, поэтому им плевать на все. А в других городах убирают быстро, даже в Донецке убирают гораздо быстрей, чем в Киеве. Это просто безобразие… Сегодня (21 января — авт.) собирали заместителей глав районных государственных администраций, они ссылаются на то, что у них ломов нет, дворников не хватает. На самом деле это просто безалаберность», — сказал он «ОстроВ».

Н.Черный отмечает, что согласно закону за придомовые территории отвечают ЖЭКи. И свою плату они получают в тарифе на обслуживание домов и придомовых территорий. А за очистку всех остальных покрытий — междомовых, межквартальных проездов, дорог, тротуаров, должны отвечать коммунальные предприятия, которые есть в каждом городе.

«Почему они не подготовились к зиме и почему у них отсутствует техника? Они что, не знали, что зимой идет снег? Город не предусмотрел, они думали проскочить на авось, думали, что зима будет теплая… Регламентируется все, вплоть до того, сколько соли и песка на квадратный метр должно заготавливаться. Раньше ж предусматривали, скребли тротуары, дороги. Это такое отношение», — говорит он.

Что касается ссылок дорожных служб на невозможность очищать дороги из-за наличия там машин, то, по его словам, вообще должен быть график, когда какие улицы будут убираться. В Москве, Питере объявляют этот график и просят в такое-то время транспорт оттуда убрать. А если кто-то припарковался, убирают эвакуатором.

«Возможности есть, желания нет. Ладно, дороги, но придомовые территории. У них же дворники есть. Их надо было обеспечить ломами, песком, солью. Это не такие уж большие деньги. А они у них сидят в штате и ничего не делают. Мы в Киеве начали проверять ЖЭКи, так они всех дворников выгнали работать».

Провинция

С тем, что желания «делать» у большинства местных властей нет, согласен и глава эколого-культурной общественной организации «Бахмат», журналист Владимир Березин. Он рассказал «ОстроВ» о том, берет ли пример со столицы небольшой город Константиновка Донецкой области. Вопрос, в чью пользу вышло сравнение между столицей и среднестатистическим провинциальным городом, оказался довольно сложным.

«Когда начал падать снег 17 декабря, уже к середине дня в городе появились пробки. Только в час дня собралась чрезвычайная комиссия городских служб. Потом они долго искали, куда делся единственный в городе трактор. Исполняющий обязанности городского головы Анатолий Гомозов отдыхал в Святых горах. Он вполне мог приехать. И приехал – но только в воскресенье, 20 декабря. Около 16.00 они дали указание снять весь транспорт с маршрутов, хотя по основным улицам транспорт мог курсировать. И люди вынуждены были идти пешком под снегопадом. Таксисты брали невероятные деньги», — рассказал В.Березин.

На следующий день, по его словам, начали искать, кто бы мог почистить дороги. В Константиновке существуют коммунальные дорожные службы, но поскольку город им задолжал большие деньги, они отказались выполнять работу без возвращения долгов. Поэтому местные власти перечислили деньги в Краматорск и оттуда приехала техника чистить дороги в Константиновке.

В.Березин отметил — несколько лет назад тогдашний мэр Константиновки Юрий Роженко «бил себя в грудь», что закуплена снегоуборочная техника и теперь никакие заносы не страшны. И вдруг – на весь город только один трактор. По словам В.Березина, вся упомянутая техника была «б/у» и до зимы просто не дожила.

Сейчас же, когда проблемой стал уже не снег, а лед, в городе никто ничего не посыпает.

«В Артемовске, Дружковке, Краматорске транспорт во время снегопада ходил. Такая ситуация это проверка всех – и властей, и жителей. Каждый город своеобразен. Все зависит от местных властей, от предприятий, как они относятся к своему городу. В такой ситуации виноваты все. Виноваты власти, которые ничего не делают, виновата общественность, которая не контролирует и не призывает власть к ответственности. Да и сама общественность ничего не хочет делать», — отметил В.Березин.

Приведем данные опроса, проведенного газетой «Комсомольская правда в Украине». В опросе, по состоянию на 16.30 25 января, приняли участие 242 человека. 47,52% респондентов, на вопрос, чистит ли кто-то их город ото льда и снега, ответили, что никто ничего не делает. 20,25% ответили, что не чистят, но песочком посыпали. 14,05% ответили что да, коммунальщики неплохо справляются. Еще 9,92% ответили, что город очищают, а их район – нет. 4,96% ответили, что сами и чистят. И еще 2,89% никуда из дому не выходят, потому ничего не знают.

Стучитесь. Возможно, вам откроют

Со сферами ответственности вроде как разобрались – за придомовые территории отвечают ЖЭКи, и за это мы платим каждый месяц, за все остальные дорожные покрытия городские коммунальные службы (за это мы тоже платим налоги), за парковки – их владельцы.

По словам юриста Александра Северского, в Правилах содержания домов и придомовых территорий, детально описано, какие работы и с какой периодичностью по уборке в зимнее время должен делать ЖЭК. И вот здесь — самое интересное. Список того, как, когда и в каких объемах должны убирать придомовые территории ЖЭКи:

— уборка тротуаров во дворах, сбор снега в сугробы должна проводиться: на тротуарах – с началом снегопада, во дворах — в тот же день;
— уборка производится с периодичностью 1-3 часа во время снегопада, при отсутствии снегопада – через 1-3 суток.
— уборка должна проводиться в такой последовательности: сначала уборка, в случае гололеда – посыпка песком тротуаров, пешеходных дорожек, а потом дворовой территории;
— посыпка песком тротуаров, дворовых пешеходных дорожек, внешних ступенек и площадок к ним – в зимний период при гололеде 4-8 раз в месяц. Для посыпания используется крупнозернистый и среднезернистый речной песок, не имеющий камней и глинистых пород. Песок перед этим просеивается через сито с диаметром 5 мм.
— сбор снега, сброшенного с крыши, в сугробы – по мере необходимости.
— очистка асфальтового покрытия от утоптанного (уплотненного) снега под скребок – после уборки основной массы снега.

Если кто в своем городе видел выполнение этих норм, мы вас поздравляем. Потому что большая часть жителей Украины не видела…

«Таким образом, с началом снегопада уже утром дворники ЖЭКа должны были очистить тротуары вокруг Вашего дома, а в течение дня и всю придомовую территорию. Обращайтесь в ЖЭК письменно, так как за уборку Вашего двора от снега ЖЭК вставляет Вам оплату, и Вы ее оплачиваете. Вы, как потребитель услуги, имеете право требовать надлежащего выполнения услуг, а ЖЭК, как исполнитель, обязан выполнять качественно и своевременно все услуги, в том числе, и уборку придомовой территории от снега», — отметил юрист в интервью.

Заместитель начальника Государственной жилищной коммунальной инспекции Николай Черный сообщил «ОстроВ», что Госжилкоммунинспекция разработала форму Акта претензий за ненадлежащее предоставление или непредоставление услуг по содержанию домов и придомовых территорий, на основании которого ЖЭКи должны будут сделать перерасчет тарифов за неполученные услуги по уборке снега. Образец размещен на официальном сайте МинЖКХ. . Кстати, в Киеве, действительно, платежки за квартплату в этом месяце пришли с вычетом двух (!!!) гривен, как компенсацию за неубранные от снега придомовые территории…

Что касается нарушений норм и стандартов дорожного движения и содержания дорог, то, по словам А.Северского, существует административная и даже уголовная ответственность за это. Так, статья 128-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях «нарушение или невыполнение правил, норм и стандартов, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения» гласит:

«Нарушение или невыполнение правил, норм и стандартов, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения, на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности во время изготовления и ремонта транспортных средств и деталей к ним или установлению на них других предметов, дополнительного оборудования, не предусмотренного конструкцией транспортного средства, а также во время строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и дорожных сооружений влечет за собой наложение штрафа от ста до ста двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.

Нарушения, предусмотренные частью первой этой статьи, которые вызвали повреждение транспортных средств, грузов, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества влекут за собой наложение штрафа от ста пятидесяти до ста восьмидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан».

А согласно ст.367 Уголовного кодекса Украины «служебная небрежность» карается штрафом от 50 до 150 необлагаемых минимумов или исправительными работами до 2 лет или ограничением свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет.

«Если к правоохранительным органам поступит много заявлений о снеге, который не убирают, виновных привлекут к ответственности.
Вину водителя хотя бы частично тоже можно перевести на коммунальщиков, если ДТП произошло из-за заснеженной дороги. И чтобы ее доказать, следует сразу вызвать ГАИ, экспертов и представителей коммунальной службы на место аварии и зафиксировать все условия и нарушения, пока снег не растаял», — отмечает юрист.

Если же человек поскользнулся и упал на улице, то ответственность будет нести та организация, в ведении которой находиться участок падения. Чтобы кто-то понес ответственность, советует А.Северский, необходимо сразу же после падения вызвать скорую помощь, которая зафиксирует полученную травму. Также необходимо позвонить в 102, чтобы был зафиксирован вызов. Затем необходимо собрать свидетелей, записать их данные и направиться с заявлением в милицию.

Юрист отмечает, что уголовное дело, скорее всего, возбуждено не будет, но вообще решение принимается в зависимости от тяжести повреждения. Если уголовное дело не будет возбуждено, то надо через десять дней прийти и забрать копию соответствующего постановления. Потом со всеми документами направиться с жалобой в прокуратуру или суд. Впрочем, отмечает А.Северский, на практике дело редко доходит до суда, и виновных, особенно если это коммунальные службы, привлечь к ответственности практически невозможно. У них всегда найдется причина – например, отсутствие достаточного финансирования. Хотя случаи возмещения материального и морального ущерба существуют.

Светлана Кузьменко, «ОстроВ»

Читайте также: