Чтобы изучить время, его надо найти

«Большинству людей свойственно строить планы. Если они не осуществляются, им кажется, что время стоит на месте», — говорит профессор маркетинга Уортонского института бизнеса Гэл Зоберман. По его мнению, ощущение времени сильно зависит от того, «о чем и как вы думаете». Факт: биологические часы человека чаще всего отстают 

Как идет время? Порой оно бежит, порой тянется, как резина, порой просачивается между пальцами, порой стоит на месте… Но с началом каждого нового года нас неизменно посещает ощущение, будто время, как оскорбленный гость, устремилось куда-то прочь, а разговор так и остался неоконченным, зашедшие в тупик отношения не разрешились, курить все так же надо бросать, и на дело, которое вы обещали себе сделать еще в прошлом году, опять времени не нашлось!

«Большинству людей свойственно строить планы. Если они не осуществляются, им кажется, что время стоит на месте», — говорит профессор маркетинга Уортонского института бизнеса Гэл Зоберман. По его мнению, ощущение времени сильно зависит от того, «о чем и как вы думаете».

Среди ученых нет единого мнения о том, каким образом мозг отсчитывает время. Согласно одной из теорий, в мозгу имеется отдельный участок, клетки которого отвечают за отсчет временных интервалов. Согласно другой, к работе биологических часов причастен широкий спектр нейронных реакций.

Так или иначе, исследования показывают, что биологические часы плохо справляются с отсчетом длительных интервалов времени. Кроме того, «ход» этих часов замедляется, когда вам нечего делать, и ускоряется, когда мозг активно вовлечен в решение сложных задач. Стимулирующие химические вещества, например кофеин, вызывают ощущение более быстрого течения времени. Работа, включающая множество мелких операций, например, заполнение налоговой декларации, по субъективному ощущению занимает больше времени, чем на самом деле.

Зато событие, вызвавшее сильное переживание — например, разрыв отношений, повышение по службе, путешествие, о котором вы мечтали много лет, — еще длительное время спустя кажется случившимся недавно. В таких случаях субъективное восприятие времени может давать ошибку в несколько месяцев и даже лет.
По мнению некоторых психологов, экспериментальные исследования в целом подтверждают точку зрения философа Мартина Хайдеггера, полагавшего, что время «существует лишь постольку, поскольку имеется цепь происходящих в нем событий».

Данные недавних исследований позволяют заключить, что справедливо и противоположное утверждение: если в памяти остается мало событий, то восприятие длительности временных интервалов ослабевает, мозг их «сжимает».

В декабре журнал «Научная психология» опубликовал статью доктора Зобермана. Он провел опрос студентов о том, когда Бен Бернанке был назначен главой Федерального резерва США (это случилось за 33 месяца до опроса), когда поп-звезда Бритни Спирс появилась на публике с бритой наголо головой (20 месяцев) и т.д. В среднем студенты ошиблись на 3 месяца в меньшую сторону.

Этот результат нельзя назвать неожиданным. Давно известно, что без помощи извне внутренние биологические часы всегда «отстают». В ставшем классическим эксперименте французский исследователь Мишель Сифр прожил два месяца в пещере в условиях полной изоляции и без часов. По завершении эксперимента он был уверен, что прошло всего 25 дней.

Однако исследование под руководством доктора Зобермана показало, что величина «отставания» биологических часов зависит от работы памяти. Чем больше у опрошенных студентов имелось воспоминаний, связанных с основным событием — скажем, о перипетиях личной жизни Бритни Спирс или о важных для экономики решениях Бена Бернанке, — тем более давним казалось им само событие. В ходе дальнейшего исследования проверке подверглись воспоминания о событиях собственной жизни студентов и о просмотренных ими в лаборатории отрывках из фильмов. Зависимость оказалась той же: чем больше у студентов было побочных воспоминаний, связанных с основным событием, тем более давним оно казалось.

«Наш мозг плохо улавливает течение времени, — поясняет доктор Зоберман, — ему необходимы подсказки».

Исследователи выявили аналогичную динамику в оценке совсем малых промежутков времени: короткие стимулы, например, вспышки света или звуки, подаваемые с относительно длительными интервалами, ускоряют ход внутренних часов.

Исследователи предполагают, что мозг регулирует восприятие времени в большей степени, чем нам кажется. Ощущение «утекающего между пальцев» времени возникает именно из-за того, что мы не использовали это время для решения задач или исполнения намеченных планов.

Результаты исследования позволяют предположить, что сосредоточив внимание на задачах и проблемах, которые занимали наше внимание в прошедшем году — независимо от того, можно ли их считать успешно решенными, — мы помогаем мозгу заполнить этот промежуток времени воспоминаниями и таким образом восстановить восприятие прошедшего времени.

Бенедикт Кэрри, The New York Times / Новая газета

You may also like...