Зима как стихийное бедствие для киевской власти. Не стала бы трагедией весна

Сильнейшие холода и снегопады добавили забот и без того проблемным коммунальным службам столицы. На весь Киев осталось всего восемь спецмашин (!), которые своими ковшами загребали снег и лед на специальную платформу… Тем самым временем, на Киев надвигается новое «стихийное бедствие» — весна, к которому наверняка, киевские власти так же окажутся не готовыми. 

…Помнится, 11 декабря первый заместитель председателя КГГА Анатолий Голубченко бодро отрапортовал, что ситуация под контролем, и что на уборку снега пущена вся имеющаяся техника, аж все 298 (!) машин. Правда, даже эту технику увидеть на дорогах Киева была редкой удачей для жителей столицы.

В «Киевавтодоре» оправдывались, что коммунальная техника работает в основном ночью, чтобы днем не создавать пробки. Однако странным образом, на протяжении вот уже более месяца киевляне все равно продолжают наблюдать картину – на обочинах «закованные» в обледеневших сугробах автомобили, а дороги города даже в центральной его части, все так же остаются в ледяной корке. Как оказалось, по заявлению директора КП «Киевавтодор» Георгия Глинского, сделанного в конце января, как только вся снегоуборочная техника выехала на улицы, около 20% машин тут же сломалось. На весь Киев осталось всего восемь спецмашин (!), которые своими ковшами загребали снег и лед на специальную платформу.

Началась «борьба» с последствиями стихии в стиле нынешней власти. Вначале на уборку снега привлекают в добровольно-принудительном порядке солдат, потом студентов. 12 января Киевсовет все же выделяет субвенцию в размере 16 млн. гривен для уборки снега на столичных улицах. Но вот куда делись деньги уже начало выяснять столичное КРУ, так как на улицах столицы ситуация не изменилась.

Киевская власть с завидным упорством продолжает искать виновных. Так мэр Киева Леонид Черновецкий заявляет в начале февраля, что вина за то, что город не расчищен от снега и льда, лежит на руководителях районов. И здесь заново всплывает давняя проблемная история взаимоотношений района и города, кивающих друг на друга при любой возникшей коммунальной проблеме.

Но ведь именно команда Л. Черновецкого четыре последних года планомерна централизовывала городское хозяйство, вспомнить только программы «Турбота», «Твой дом, твой двор», лифты и жилищное хозяйство, строительство метро, транспортной инфраструктуры, контроль размещения малых архитектурных форм и т.д. В итоге районы в Киеве стали отвечать только за образование, за культурную работу среди детей и подростков, за содержание домов и придомовых территорий. Что же получается ? Тут читаем, тут смотрим, а тут рыбу заворачиваем?

Складывается впечатление, что и сама киевская власть (и городская, и районная) сама уже до конца не помнит, где и чьи границы ответственности (безответственности). Почему-то первый вопрос, который возникает у власти – кто будет оплачивать работы, городской бюджет или районный? Ну прямо как свои деньги тратят ! А как убрать город быстро и не создавая дополнительных проблем – мало кого интересует! Ну и главное – какая киевлянам разница, кто уберет улицы? Ведь люди платят не в район, и не в город, а за уборку территории. Точка.

Поняв, что виновных найти тяжело, мер Киева великодушно заявляет, что киевляне не будут платить за неубранный снег. Он дал соответствующее поручение сделать перерасчет за январь и освободить киевлян от уплаты за неполученную коммунальную услугу. Перерасчет был сделан, и многие киевляне уже получили платежки с новой суммой за уборку придомовых территорий, отличающейся от обычной не более чем на … 2 гривны.

Снег не уникальное явление, присущее только Украине. В этом году от стихии пострадали практически все столицы Европы и столица России – Москва. Однако в отличии от киевских чиновников, для правительства той же Москвы стихия не стала чем то неожиданным. Этой зимой в Москве 1079 кв. км площади обслуживает 9 тысяч единиц снегоуборочной техники. В Киеве, где территория и меньше — 835 кв. км – 298 машин.

В Москве за снег идет настоящая война — частные компании годами бьются за право участвовать в тендерах. Например, 1 см снега обходится в среднем 70 миллионов рублей! Дело в том, что по данным синоптиков, в среднем за зиму в Москве выпадает около 130 сантиметров снега — и на его уборку городские власти ежегодно выделяют до 10 миллиардов рублей. На эти деньги коммунальщики должны закупить реагенты и новый инвентарь, выплатить зарплату дворникам, оплатить ремонт городской спецтехники и нанять частные компании. А за невыполнение установленного законом порядка уборки снега ответственным за это лицам светит штраф: от $200 до $1000.

Что касается цивилизованной Европы, то такое явление как покрытые толстые слоем льда дороги – там аномалия. И не потом что там нет снега, а потому что коммунальные службы там работают «как часы» и разумно распределяют свои силы. Например, в столице такой «южной» страны как Финляндия, за сутки до предстоящего снегопада чиновники департамента сопоставляют силы природы со своими возможностями. В распоряжении всего 307 человек и столько же машин.

Но на улицы выходят не все. Руководитель, то есть прораб, должен на месте оценить ситуацию и, если понадобится, вызвать подмогу. Главное, уложиться в сроки. Отведено разное время на разные участки. Первый класс должен быть вычищен к началу рабочего дня. На уборку второго класса отведено пять часов. Третий класс чистят день. Причем классы дорог оценивают не по тому, какого класса чин ездит по ним.

Высший приоритет отдан наиболее загруженным магистралям и улицам. К началу рабочего дня уровень снега не должен превышать двух сантиметров. Такова норма. На дорогах второго класса позволительно оставлять пять сантиметров. Дворы и территории возле домов — забота жителей. Управляющая компания или сами владельцы заказывают технику, собирают снег и вывозят. Припаркованные у обочин машины – такая же проблема, как и в Киеве. Но решают ее довольно просто — с помощью камер видеонаблюдения отслеживают, где освободилось место, и направляют туда мини-технику.

В канадских городах, таких как Монреаль, Оттава и Торонто улицы и магистрали так же классифицируются по уровням обслуживания в зависимости от интенсивности движения. Маршруты уборки планируются в зависимости от погодных условий, наличия необходимого оборудования и материалов, класса магистрали. Для оптимизации маршрутов используется специальное программное обеспечение.

А теперь напрашивается вопрос. Почему бы киевским коммунальщикам просто не применить уже существующий чужой опыт? Ведь распланировать силы не так уж и сложно, а поделить трассы и улицы на классы, и соответственно обслуживать их по приоритетам – так же не должно составлять особых сложностей.

Другое дело, намного легче выписывать из городской казны миллионы гривен, которые очень оперативно растворяются в карманах тех же чиновников. Вполне правильный подход, которым пользуются во всем цивилизованном мир — не решать проблему в авральном порядке, а не допустить ее возникновения. В Киеве же только сплошная болтовня чиновников и иллюзия кипучей работы. Помниться, что еще в июле прошлого года киевская власть завила о создании спецштаба по подготовке города и коммунальных служб к зиме. В итоге, пол года, почему то для подготовки не хватило…

Тем самым временем, на Киев надвигается новое «стихийное бедствие» — весна, к которому наверняка, киевские власти так же окажутся не готовыми. За окном уже начинают таять метровые сугробы, а о проблемном состоянии дренажной системы города говорилось уже не раз. И если прогнозируемых потопов и не будет, то снег, растаяв, унесет под землю хлориды, нефтепродукты, тяжелые металлы и другие «радости» таблицы Менделеева.

Не даром по закону снежные массы должны вывозиться на специальные полигоны и проходить обработку, так как слишком опасны для человека и окружающей среды оседающие на снегу выхлопы машин и прочие реагенты. А если вспомнить проблему Бортнической станции аэрации, становится совсем грустно и беспокойно. А пока потоки талого снега уносят миллионы бюджетных денег, которые (не сомневайтесь) уже освоили коммунальные службы нашего прекрасного, хотя и заснеженного города.

 

Александр Богатырев, Лига-Блоги

Читайте также: