Есть ли жизнь без ГАИ?
Как Соединенные Штаты – одна из самых автомобилизированных стран в мире – обходятся без аналога нашей ГИБДД – громоздкой и коррумпированной дорожной полиции? Зато есть относительный порядок на дорогах…
Некоторые милицейские начальники в России, пытавшиеся оправдать возведение знаменитого «живого щита» на столичной МКАД, кивали на американских коллег: вот, дескать, в Штатах такие вещи – рутина. Действительно, живописные полицейские погони с сиренами и мигалками, в результате которых на хайвеях гибнут сотни людей, – тема для американцев крайне болезненная.
Но все идет к тому, что под давлением законодателей этот вид «правоохранительной деятельности» будет упразднен или сильно ограничен. И это при том, что в США не существует аналога нашей ГИБДД – громоздкой и коррумпированной дорожной полиции. Зато есть относительный порядок на дорогах…
Спастись от погони
Излюбленный сюжет сотен голливудских боевиков – преследование полицией уходящих от погони правонарушителей – тема в США одна из самых дискутируемых. Две трети таких преследований инициируется самой полицией за примитивные нарушения правил дорожного движения.
Статистика говорит, что 40 процентов погонь кончаются ДТП, в результате которых в год гибнут около 300 человек и 20 тысяч получают травмы – полицейские, нарушители, но чаще всего третьи лица. Исследователи проблемы Джоффри Альперт и Роджер Данхэм из Университета Южной Каролины сравнивают преследование со «смертоносным оружием, каким становится автомобиль, летящий на скорости 140-180 километров в час».
Во многих штатах уже предприняты драконовские меры против полицейских погонь – для местных властей слишком обременительны материальные компенсации пострадавшим от действий копов. Даже в Калифорнии, где по законодательству штата полиция не несет официальной ответственности за ущерб третьим сторонам, если преследование происходило в соответствии с инструкциями и правилами, властям все труднее выигрывать дела в суде, особенно в случае гибели людей. Альтернативное предложение – обеспечить полицию большим числом вертолетов, что в десятки и сотни раз снижает риски для людей и самой полиции.
Сторонники «горячих преследований» – а таких любителей острых ощущений внутри полиции немало – говорят, что полный запрет на погони увеличит уровень преступности. Согласно статистике, приведенной в специализированном журнале The Police Chief, в одной только Калифорнии такой запрет позволит остаться на свободе 66 убийцам, 190 грабителям и 4 тысячам менее серьезных правонарушителей.
Если возникает необходимость в погоне, полицейскому руководству должно быть доложено обоснование для преследования с учетом факторов погоды, видимости, состояния дорог, плотности трафика. Фото: Reed Saxon/AP
Общественность в свою очередь призывает к более широкому применению иной техники поимки преступников. Голоса родственников сотен невинно пострадавших в результате погонь в Америке все слышнее. Некоторые районные власти и офисы шерифов в Балтиморе, Остине, Солт-Лейк-Сити, Майами и графстве Ориндж (Калифорния) уже наложили строгие ограничения на погони. Даже в Лос-Анджелесе, рекордсмене по числу погонь (до 781 случая за год), такие операции постепенно сворачиваются.
Кстати, в той же Калифорнии далеко не каждый сотрудник имеет право кинуться в погоню. Это действие регламентируется 56-страничной брошюрой «Руководство для правоохранительных органов Калифорнии по организации и осуществлению преследования». Согласно документу, эту миссию могут выполнять наиболее опытные и подготовленные офицеры.
Минимум раз в год они обязаны проходить краткосрочную переподготовку и дополнительные тренинги. Риски для жизни и здоровья других водителей и иных третьих лиц также должны оцениваться перед началом погони. Шефу докладывается обоснование для преследования с учетом факторов погоды, видимости, состояния дорог, плотности трафика и т. д. Погоня должна происходить под наблюдением кого-то из руководителей и корректироваться с учетом обстоятельств. И несмотря на все предосторожности результат погони, как правило, печален.
Горячим сторонником законодательного ограничения полицейских погонь на хайвеях является сенатор от Северной Дакоты, член сенатского комитета по торговле, науке и транспорту Байрон Дорган. В 1986 году его мать погибла, когда в ее автомобиль врезался нарушитель, пытавшийся оторваться от полиции. Поводом для погони стала частая смена водителем автомобиля полос движения на заснеженной дороге.
«Я бы мог понять, если бы полиция бросилась по горячим следам после ограбления банка или стрельбы с угрозой жизням людей, – считает законодатель. – Но то, что имело место в жизни, – это полный абсурд». И с подобным абсурдом он готов бороться и дальше. Точно так же, как в свое время велась законодательная борьба с практикой «живых щитов». В 1989 году Верховный суд США вынес определение в пользу некоего мистера Брауера.
Тот пожаловался, что действия полиции графства Иньо, перекрывшей 18-колесным грузовиком шоссе, по которому он спасался от преследования, нарушили его права, предусмотренные 4-й статьей Билля о правах, запрещающей «необоснованные обыски или аресты». Вывод Верховного суда заставил все штаты принять самые подробнейшие и детальные законы, регулирующие порядок на дорогах и прописывающие, что, в каких объемах и при каких обстоятельствах может делать полиция, в том числе если решит блокировать путь нарушителю.
Например, в Транспортном кодексе штата Калифорния аж 42 277 параграфов. И, что примечательно, полиция не только настроена соблюдать законы, но и знает их назубок. При этом полицейские в Америке не имеют узкого профиля, как наши гаишники, которым только и нужно, что выучить ПДД да Кодекс об административных правонарушениях.
Фото: Denis Poroy/AP
Универсальный солдат
В США никогда не было централизованной федеральной автоинспекции. Так, поддержание порядка на дорогах Вашингтона – только одна из функций столичного управления полиции и его бюро патрульной службы и обеспечения безопасности школ. Факт тем более удивительный, что Америка с давних пор является страной автомобилей и автомобилистов. Именно здесь рождались многие новшества, воспринимаемые по всему миру как образец.
Например, в Детройте в 1917 году появились первые будки с полицейскими, регулирующими движение. Там же три года спустя был впервые опробован и затем введен в повсеместную практику цветной светофор, запатентованный офицером Уильямом Поттсом. А еще с 1911 года в Нью-Йорке первые специализированные бригады полиции на мотоциклах стали выезжать к проблемным точкам городского трафика и для несения патрульной службы на дорогах.
Это было новшеством для тех времен. Но никогда подобный род деятельности не приобретал автономности внутри правоохранительной системы. И сотрудник, патрулирующий сегодня перекресток, завтра может мчаться на место убийства или ограбления.
Правда, нью-йоркская автопатрульная служба имеет некоторые символы, по которым ее с натяжкой можно считать чем-то вроде нашей ГАИ. У них нашивки с надписью – NYPD Highway Patrol, в то время как у остальных полицейских – New York City Police Department. Еще их можно отличить по кожаным тужуркам и высоким ботинкам, зашнурованным бросающимися в глаза голубыми шнурками, когда-то бывшими отличительной особенностью пехотинцев американской армии.
Фото: John Mottern (AFP)
Кроме того, трехцветная «дискотека» на их «Фордах», «Доджах» и «Шевроле» чуть габаритнее и поднята над крышей машин повыше. В Калифорнии символизм есть лишь в названии службы – CHP (California Highway Patrol), а на самом деле это обычная полиция штата с большим объемом обязанностей и задач, и самая, кстати, многочисленная в США – 9900 служащих.
Практический же вывод из этого краткого исторического экскурса такой – в США в большом городе и его окрестностях, особенно в столичном регионе, вас могут остановить за одно нарушение представители пяти-шести различных полицейских подразделений – федерального, муниципального, районного, паркового, военного, университетского…
Но разделение функций достаточно четкое – в пределах города порядок, и на дорогах в том числе, обеспечивает главным образом муниципальная полиция, за его пределами – полиция штата. Ну а в отдаленных местных административных образованиях все ложится на плечи шерифа. Поскольку вся эта сложная на первый взгляд иерархия исторически выстраивалась снизу вверх, а не наоборот, то она довольно упорядоченна, логична, и как-то все обходится без хаоса, бардака и беспредела.
В пределах города порядок на дорогах обеспечивает главным образом муниципальная полиция, за его пределами – полиция штата. Ну а в отдаленных местных административных образованиях все ложится на плечи шерифа. Фото: Seth Perlman/AP
Правило Уилсона
В массе своей американцы относятся к полиции довольно позитивно, хотя случая покритиковать не упустят. Традиция здесь такая, что местные органы власти, включая и полицию как «этаж» этой власти, опять же строились снизу и на деньги налогоплательщиков. В этом смысле любой американец считает себя сопричастным к власти, он с детства усвоил, что она от него зависит, и потому он на равной ноге с нею.
И, видимо, полицейские тоже понимают, что их дело – поддерживать закон и порядок, а не унижать сограждан. Во всяком случае чувства тревоги, дискомфорта и опасений у рядовых граждан при встрече с копами не возникает. Мой скромный опыт общения с полицейскими показал, что, как правило, они вежливы, очень подтянуты и аккуратно одеты, по пустякам не придираются.
Даже прощают незначительные нарушения, особенно если ваше «водительское дело», так сказать, чистое, то есть за вами не числится грешков. Много лет я пристаю к знакомым и даже малознакомым американцам и нашим бывшим соотечественникам с вопросом, пытались ли они предложить полицейскому какую-то мзду, чтобы избежать штрафа. Пока ответ один – удивленное или возмущенное: «Что ты, что ты, как можно!»
«Коррупционеры в американской полиции, конечно же, имеются. За 35 лет судебной практики я встречал среди них и лгунов, и трусов, и подловатых людишек, – рассказал «Итогам» мэрилендский адвокат Марк Котлярский. – Однако фаза массовой коррупции, когда американские копы были не лучше нынешних российских «оборотней в погонах», осталась в прошлом.
Дает себя знать переходящая от поколения к поколению традиция уважения к закону. Сама работа полицейского – весьма почтенная и уважаемая профессия, неплохо оплачиваемая во время службы и с хорошей пенсией по ее завершении. Поэтому брать по мелочам на дорогах – себе дороже, кому нужны такие риски».
Офицер CHP в первый год после выхода из полицейской академии имеет базовую ставку зарплаты 65 185 долларов с 5-процентной ежегодной прибавкой. Около 10 тысяч в год он получает за сверхурочную работу. Хорошая физическая форма поощряется 65 долларами в месяц, знание второго языка – еще сотней долларов. 920 долларов в год выдается на обновление формы, еще около 5 тысяч в год – на оплату обедов. В целом уже за первый год стражу порядка может набежать 87 300 долларов, а после пяти лет – 110 тысяч.
Снижает соблазны коррупции, по словам эксперта, и то, что полиция занимается своим прямым делом – поддерживает правопорядок. Такие функции, как регистрация автомобилей, выдача водительских удостоверений, получение и обмен номеров, техосмотры и т. д., – всем этим занимаются органы местной власти.
Большинство вопросов сейчас вообще решается автоматически, через Интернет. «Помогает также «правило Уилсона», – продолжает Марк Котлярский. – Оно названо по имени полицейского босса в Канзасе, а потом и в Чикаго в тридцатых годах прошлого века. Согласно ему полицейские постоянно ротируются по местам патрулирования, чтобы у кого-то не возникало ощущения «своей территории». Я живу практически в сельском районе и вижу, как в течение суток у нас появляются машины не менее чем из четырех разных управлений полиции».
Важнейшим «предохранителем» в деятельности полиции является суд. Именно в нем решается вопрос, кто не прав в том или ином инциденте на дороге и о мере ответственности. Из моего опыта присутствия на нескольких заседаниях суда в Александрии (штат Вирджиния) я вынес убеждение, что судья даже более требователен и строг к полицейским офицерам, чем к тем, кого они задержали.
Во всяком случае в отношении нескольких водителей дело было закрыто, когда судья счел доводы полиции и обвинения неубедительными и отчитывал их резко и нелицеприятно. Многоопытный Марк Котлярский с этим не согласен, он убежден, что мнения офицеров полиции и представителей обвинения для большинства судей все же более весомы, чем оправдания водителей.
По словам другого юриста, Дэвида Беновица, сравнительно ровным и устойчивым взаимоотношениям полиции и большинства населения помогает и то, что, опять же согласно исторической традиции, работа полицейских ведомств всех уровней широко освещается прессой и постоянно мониторится правозащитными организациями и группами.
Адвокат считает, что именно эти факторы заставили главу вашингтонской полиции Кэти Ланир признать факт использования с октября 2008 года по февраль нынешнего восьми не вполне исправных алкотестеров из имеющихся десяти. Окружной прокурор Питер Никлс уже объявил о пересмотре сотен дел по этому виду нарушения, включая клиентов Дэвида Беновица.
Та череда разоблачений бесчинств милиции и сотрудников ГИБДД, которая появилась в российском Интернете и СМИ, возможно, и есть первый шаг в установлении новых отношений общества и правоохранителей. Если ориентироваться на американский опыт, осталось выполнить еще три пункта – увеличить зарплату милиционерам, сделать их более универсальными и наладить судопроизводство – скорое, милосердное и справедливое. А там и до порядка на дорогах недалеко.
Николай Зимин, Вашингтон , ИТОГИ
Tweet