Подайте калеке «Мерседес» последней модели!

Благородные поступки заграничных господ вызывают только восхищение. Нередко в качестве помощи украинским инвалидам они направляют новинки западного автомобилестроения. Так, в годы правления Виктора Ющенко под прикрытием гуманитарной помощи в страну ввозили дорогие автомобили, которые якобы предназначены для инвалидов. Тем самым хозяева таких машин уклонялись от уплаты обязательных платежей в госбюджет. К чему привело это безобразие. 

Помнится, в известном кинофильме «Берегись автомобиля» голос за кадром произносит интересную фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Тот, кто не имеет автомобиля, желает его купить. Тот, кто имеет автомобиль, старается его продать». С точки зрения нашей темы дополним это изречение такими словами: «…Тот, кто имеет машину, настойчиво хочет ее подарить кому-нибудь».

«Да где это видано, чтобы сегодня люди были столь щедры?!» – подозреваю, что, возможно, именно так отреагирует кое-кто из читателей на авторскую версию этой поговорки. Спешу сообщить, что таких подарков – автотехники – очень много. И все они поступили из-за рубежа. Однажды сотрудники таможни оформили 1975 машин общей стоимостью 12, 9 миллиона гривен. В среднем только ежеквартально они обрабатывали документы на 900 престижных автомобилей (их стоимость – многие миллионы долларов).

Сделаем важное уточнение: эта автотехника пришла в нашу страну в качестве гуманитарной помощи инвалидам. Что ж, спасибо за добрые дела. Благородные поступки заграничных господ вызывают только восхищение. Только вот что-то настораживает в этих благотворительных поставках. Но что? И хотя Ющенко был при власти, таможня проанализировала ситуацию с этой весьма специфической гуманитаркой. И пришла к выводу, что некоторые благотворители направляют в нашу страну целые автокараваны – и весь этот груз считается подарками… для обездоленных граждан.

И вот что любопытно: как правило, руку помощи протягивают одни и те же иностранцы. А вот и пример. Однажды четверо добрых дядь из Германии, США и Литвы прислали для наших инвалидов… 624 легковушки, что составляет около 70 % от общего количества автомобильной гуманитарной помощи. Щедрые, однако, люди!

Невольно закрадывается сомнение: а может, ошибка вышла? Или чиновники напутали что-то? Впрочем, мне известно, что в украинских консульских учреждениях за рубежом, например в Германии, то и дело происходят процессы легализации дарственных документов на автотехнику. Причем, нередки случаи, когда один человек в одночасье оформлял по несколько «подарочных» машин.

Что ж, дареному коню в зубы не смотрят. И с этим трудно не согласиться. Но вот зато кони какие! Славные-преславные, только что сошедшие из заводского конвейера. Словом, писк моды, да и только. Таможенное ведомство ударило в колокола: по линии гуманитарной помощи наши инвалиды стали получать машины дорогих, престижных марок. Что-то здесь не так.

Не может не вызывать удивление такой факт: на Хмельнитчине в адрес главного управления труда и соцзащиты населения облгосадминистрации из-за «бугра» поступил подарочек – автомобиль Ауди ТТ. Это замечательное изделие западных автомобилестроителей предназначалось для человека, имеющего инвалидную группу общего заболевания. И все бы ничего, но выяснилась любопытная подробность. По сведениям Интерпола, Ауди числится в розыске, в свое время машину угнали в Чехии. А потерпевшим является гражданин Германии. Такая вот вышла гуманитарная помощь с криминальным акцентом.

Само собой напрашивается вывод, что в законодательстве все еще существуют лазейки для разных аферистов, пытающихся уклониться об уплаты в бюджет обязательных таможенных платежей. Вы думаете, об этом не знают в нашем правительстве? Чиновники прекрасно осведомлены об этой острой проблеме – о ней докладывала Гостаможслужба. При этом специалисты этого ведомства предлагали пересмотреть некоторые положения законодательства о транспортной гуманитарной помощи, с тем, чтобы, кроме прочего, определить четкий порядок предоставления льгот.

В Кабинете Министров времен правления Виктора Андреевича, вроде, прислушались к этим резонным предложениям. Из правительственных кабинетов в адрес ряда министерств и ведомств было направлено поручение – изучить все нюансы этих гуманитарных «ручейков», выяснить подоплеку дарственных документов и легализации машин, проследить, в самом ли деле инвалиды ездят на подарочных «колесах» и т. д. Изучили, выяснили… Однако гуманитарным автокараванам никто не сказал : «Стоп!».

Эти подарки нередко предназначаются для господ с темным прошлым, для разных комбинаторов и проходимцев. Вот о каком случае поведали работники таможни. Было дело: к нашим рубежам подкатило престижное авто – Тойота-Авенсис. Водитель пояснил контролерам, что, дескать, это чудо техники является подарком. Тем не менее, у хозяина гуманитарки потребовали доказательства. Бумаги, вроде, были в порядке – машину подарил некий немецкий гражданин. Во время осмотра легковушки таможенники обнаружили еще один пакет документов – о покупке Тойоты в Германии. И стало ясно, что путешественник нагло врал. Машину отправили на штрафплощадку, а административное дело передали для разбирательства в суд.

Просто диву даешься, сколько в государстве существует разных (официальных!) схем льготного приобретения железных «коней». Комбинаторам помогают отдельные коррумпированные судьи, работники правоохранительных органов, а теперь еще, оказывается, им содействуют и иностранцы, пытающиеся отличиться на ниве благотворительности. А мы удивляемся, почему так плохо наполняется госбюджет…

К слову, в течение 2004 – 2005 годов только в Киеве Фемида обязала органы ГАИ зарегистрировать свыше тысячи автомобилей с темной «биографией». А сколько таких городов в стране? Вот, к примеру, Ивано-Франковское дело. Здесь только один судья вынес решения о легализации пятидесяти контрабандных иномарок. Из-за его аферы бюджет потерял 1 миллион 605 тысяч гривен.

Пора сказать и об уголовном деле, которое расследовала военная прокуратура Львовского гарнизона. Фабула такова: наш соотечественник, постоянно проживающий в Германии, умудрился переправить в Украину 29 легковых и грузовых автомобилей с обязательством вывезти их обратно. Однако порядок временной регистрации техники (при помощи некоторых коррумпированных чиновников) был самым наглым образом нарушен – транспорт был продан в Украине…

И в правительственных кабинетах, и в правоохранительных ведомствах давно осведомлены о том, как и чем живет автомобильный "спрут". Но вот что-то не получается с ним покончить…

Тарас Канивский, Журналистское расследование

Читайте также: