Чем Украина ворам в законе люба?

«Авторитетные» граждане потянулись на украинскую землю несколько лет назад. Да и сегодня их коллеги не прочь расширить сферу влияния за счет бизнеса в Украине.  Почему иностранные воры в законе считают привлекательной территорию нашей страны. О нравах ворья, обосновавшегося в Украине.

>Авторитетные граждане потянулись на украинскую землю несколько лет назад. Да и сегодня их коллеги не прочь расширить сферу влияния за счет бизнеса в Украине.  Чего только стоит визит на прошлой неделе в Киев самого крутого авторитета на просторах СНГ – Аслана Усояна, известного под кличкой Дед Хасан. Правда, его задержали в аэропорту, а через сутки отправили обратно в Россию с запретом въезжать на территорию нашей державы в течение пяти лет.

О нравах же тех воров в законе, кто уже обосновался в Украине, «Комсомолка» поговорила с экспертом, который много лет занимается изучением этой криминальной среды. По просьбе собеседника «КП» мы не называем его настоящего имени.

 Уезжая на родину, Антимоз пообещал вернуться.

 

Уезжая на родину, Антимоз пообещал вернуться

 

 

«ПОСЛЕ СМЕРТИ ЯПОНЧИКА БИТВА ТОЛЬКО УСИЛИЛАСЬ»

– Александр, как кавказские воры нашли новую родину в Украине?

– Как только воров начали сажать в Грузии, им пришлось искать счастья в других странах. Да и в самой Грузии им уже стало тесно, учитывая такое количество авторитетов на территории небольшой страны.

Путь в Украину одним из первых проложил грузинский вор Кухилава Антимоз. Он долгое время был тут царем, смотрящим. Потом в Киев приехал еще один авторитет из Грузии – Тариел Пацхверия. С конца 90-х годов в Донецке обосновался третий авторитетный вор Георгий Хмелидзе (Хмело). После того как эти серьезные люди осели и освоились в Украине, из России, где также начали прижимать авторитетов, потихонечку начали приезжать и другие. Для некоторых это было укрытие, а для других – перевалочный пункт в Европу.

– Укрытие от правоохранителей России и Грузии?

– Более трех лет на территориях этих стран идет дележка бизнеса между двумя грузинскими кланами – Тбилисским и Кутаисским. А после смерти Япончика (Иванькова) битва только усилилась. Те волнения, которые начались в России, имеют отголоски в Украине. Здесь прячутся некоторые участники противостояния. Даже Дед Хасан пожаловал к нам неспроста. Его визит, безусловно, связан с бизнесом в нашей стране. Будучи основным претендентом на «наследство Япончика», он начал подминать под себя славянских воров.

– Но ведь в Украине авторитетов, так сказать, местного разлива можно по пальцам пересчитать. Кого подминать?

Покидая Украину, вор в законе Кардава прослезился.

 

Покидая Украину, вор в законе Кардава прослезился.

– В Украине всего четыре серьезных вора: Вася Ушатый, Леха Краснодонский, Сергей Мамедов и Лёра Сумской. У каждого здесь серьезный бизнес. Первые три сидят в Украине, но предпочитают лишний раз не попадаться на глаза правоохранителей. Сергей Мамедов постоянно разъезжает по стране. Лёра Сумской  сейчас в России ошивается – строит там себе особняк, а сюда наезжает время от времени.

– Странный, конечно, вопрос, но почему же местными не обойтись? Зачем Украине чужие авторитеты?

– В Украине лет десять уже никого не короновали. Получить статус «вор в законе» – обречь себя на волчью жизнь: постоянно в бегах, вне закона. К таким условиям украинские граждане не готовы.

– Зато готовы «беженцы из СНГ»?

– Да, им некуда деваться, их отовсюду гонят. Мне как-то один вор сказал: «Нам что, вообще из глобуса исчезнуть?!» Но пока не исчезают. А Украина для воров если не укрытие, то плацдарм для переправки на Запад. Но, если сравнить с тем, что было лет пять назад, ситуация сейчас спокойнее – Украину основательно подчистили от воров в законе. И тем, кто сюда приезжает в надежде наладить бизнес, уже не комфортно. Они метят на Запад, где еще не поняли, с какой угрозой имеют дело.

В Испании сейчас обосновались двое воров в законе, в Австрии – трое: там вовсю работают группы карманников и квартирных воров. Они уже и в Америку пролезли. За границей почти в каждом городе есть смотрящие, которые ворочают миллионами.

– А сколько воров в законе сейчас находится в Украине?

– Не больше десяти, из них только три – украинцы. Я могу лишь сказать, что, к счастью, воры разрознены – каждый сам по себе. Если бы между ними была сплоченность, они бы горы свернули. Но пока делят территорию, грызутся между собой, их можно победить.

Лёра Сумской не рад встрече с правоохранителями.

Лёра Сумской не рад встрече с правоохранителями.

«Я ХОЧУ СТАТЬ ЧЛЕНОМ ВАШЕЙ СЕМЬИ»

Александр родился и вырос в Тбилиси. Его молодость пришлась на конец 80-х, начало 90-х – становление и расцвет воровских кланов на постсоветском пространстве.

– У нас в Грузии было время, когда все маленькие мальчики хотели, когда вырастут, стать ворами в законе или футболистами, – рассказывает Александр. – Только в Тбилиси на каждой улице обитали с десяток воров в законе. Они ничего не делали, а жили, ни в чем не нуждаясь. Я помню, как подростком подрядился разгружать машину с арбузами. За работу давали 50 рублей – большая сумма на карманные расходы. Я с товарищами кидал арбузы, а один парень сидел в сторонке и наблюдал. Помню, как спросил его: «Ты не хочешь заработать?» А он в ответ: «Я не буду работать, я хочу стать вором».

– Стал?

– Да.

– И много ваших знакомых вышли в «законники»? 

– Из того района столицы Грузии, где я вырос, – 85 воров в законе. И это только один район. По неофициальным данным, только выходцев из Грузии более 300, но точного количества никто не назовет – цифры быстро меняются. Кто-то умирает, кого-то убивают или сажают. С января 2005 года, когда в Уголовном кодексе Грузии появились статьи, по которым приверженцам воровских законов предусмотрено от пяти до восьми лет, а людям, причисляющим себя к ворам в законе, – от восьми до 12 лет лишения свободы, 47 человек сидят в тбилисской специальной тюрьме.

– Как происходит «коронация»? Нельзя же прийти и сказать: «Хочу стать вором, коронуйте меня»?

– Тот, кто собирается стать вором, приходит к самому авторитетному, обычно к тому, с кем он давно поддерживает отношения, кому отдает долю, и говорит: «Я хочу стать членом вашей семьи». Вы понимаете: «стать членом семьи» – это же мафия похлеще Аль Капоне. Кандидата проверяют, собирают о нем данные – придерживался ли он воровских законов. Затем должны собраться две враждующие стороны, решить сначала свои спорные вопросы, а после этого предложить кандидатов.

ОБРАТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ

– И что дает «корона»?

– Как многие полагают, возможность безбедно жить, ничего не делая. На воров в законе работают бригады, которые отдают долю. Плюс неприкосновенность: кто вора тронет, тот сам себе вынес смертельный приговор. Но есть и обратная сторона медали, о которой многие не догадываются: вор в законе постоянно прячется, бегает от милиции, боится быть пойманным. Вся жизнь его – это бесконечные отсидки.

– Но, несмотря на это, их ряды все равно пополняются?

Задержанный вор в законе Углава еще не знает, что в тюрьме его приостановят по SMS.

Задержанный вор в законе Углава еще не знает, что в тюрьме его приостановят по SMS.

– Не в таких количествах, как раньше было. Сейчас в год коронуют до десяти человек максимум.

– А каким бизнесом занимаются воры в Украине?

– Всем, что приносит прибыль. Вкладывают деньги в ночные клубы, промышленные предприятия. У них довольно четко налажен криминальный бизнес, распределены роли: есть бригады, которые воруют, и те, что ворочают крадеными деньгами, которые надо легализовать. Они скупают акции предприятий, банков, открывают фирмы и так далее. Те, кому поручено эти деньги прокрутить, вложить в дело, никогда вора в законе не продадут. Никогда не скажут, откуда средства. Естественно, львиная часть прибыли идет авторитету.

– Сколько? Есть определенные ставки?

– Никаких обязательств нет. К примеру, трое украли 2 миллиона долларов. Они бы поделили эти деньги между собой, но в доле еще и вор в законе. Плюс они не должны забывать об общаке – в него идет процент. Вот эту сумму и делят на пять частей. Цепь сорвали с женщины – продали ее за 100 долларов, 10 отнесли в общак, 10 или больше – вору.  Даже с таких мелких краж набегает крупная сумма, учитывая, что «на дело» ходят каждый день. Для сравнения: город Сургут имеет общак в полтора миллиона долларов. Но это богатый край нефтяников, есть и поскромнее.

СХОДКИ НЕ СОЗЫВАЮТ – ДЕЛА РЕШАЮТ ПО МОБИЛЬНОМУ

– Кто следит за финансовым потоком?

– Смотрящий. Им назначается самый надежный человек – он может и не быть вором в законе, а только тем, кто хочет им стать. На этого человека  возлагается большая ответственность, у него специальные списки, в которых указано, кто сколько сдал, куда деньги направлены – на какую зону или же предприятие. Собственно, это своеобразная бухгалтерская книга. Потеря списка грозит большими неприятностями. Если за общаком следил вор в законе, его автоматически приостанавливают – отстраняют от обязанностей и «звания».

– А за что раскороновывают?

– Для этого должен быть очень весомый повод. Затрудняюсь даже пример привести – такого практически не бывает. Ведь решение авторитетные воры должны принять единогласно, чтобы ни у кого не появился ни один аргумент против.

– Это решается на воровских сходках?

– В принципе да. Но сейчас они уже практически не собираются – опасно.  Милиция о таких «собраниях» обычно узнает, всех задерживает, некоторых сажает. Сейчас даже на день рождения к авторитетному человеку приходить боятся.

Несколько лет назад в Ялте украинский вор в законе Лёра Сумской организовал праздник по случаю своих именин. Пригласил гостей из России, а милиция день рождения испортила – всех задержала. Воры сейчас сходки не созывают – все согласовывают по мобильному телефону, по Интернету общаются, проводят даже совещания по поводу приостановки или коронации. К примеру, вора в законе Углаву (Матвеевича) приостановили обычной SMS, когда он сидел в тюрьме в Украине. Отослали смотрящему письмо на мобильный и отстранили от «должности» за то, что он не разрешил конфликт с одним из своих «коллег». Захочет снова вернуть себе положение – надо, чтобы за него похлопотали другие воры, но до этого ему следует урегулировать размолвку.

– Но если вместе они не собираются, то каким же образом узнают о своих «коллегах»?

– Рыбак рыбака видит издалека, как и вор вора. У них за многие годы глаз наметан. Ну и к тому же, если кто-то приезжает в город или уже приехал, об этом узнают по «сарафанному радио». Правда, между собой по телефону они шифруются от милиции под  «спортсменов», «одноклассников», «студентов». Говорят: «Ждем в гости Георгия-«спортсмена» – и всем все понятно сразу же. 

– В их среде есть разделение по роду занятий?

– Есть. Воры в законе имеют свои специализированные бригады: барсеточников, квартирных воров, карманников, рэкетиров. Есть те, кто общается исключительно с бизнесменами, – решает их долговые проблемы, финансовые конфликты и т.д. И, хочу заметить, всегда мирным путем.

– Родственники продолжают воровское дело?

– Крайне редко. Хотя был авторитетный вор Хоицян – армянин, так вот его сын пошел по стопам отца – начал воровать, и его короновали. Есть Хой-старший и Хой-младший. Но это исключения из правил. Своим детям они стараются дать образование, устроить жизнь так, чтобы она не соприкасалась с криминалом.

– Новые воры от старых чем-то отличаются?

– Молодые самые наглые и успешные. Они лучше соображают, куда вложить деньги, чтобы получить прибыль. Хотят больше капитала и ради него готовы на все. Если деньги вымогают, то могут и ребенка украсть, и предприятие взорвать. Это шакалы. 

 

 

СТАТИСТИКА

Каждый месяц по вору, а то и по два

По данным Управления по борьбе с организованной преступностью, в Украине на нелегальном положении пребывают около 10 воров в законе. В этом году удалось задержать и депортировать четверых авторитетов.

***

В январе в Киеве работники ГУ БОП задержали и выдворили в Грузию Кардаву (Гизо Галльского).

***

В марте в столице был задержан объявленный в международный розыск Российской Федерацией за незаконный оборот наркотиков Гамидова (Годжа). Он долгое время скрывался в Украине, пытался установить в крупных городах своих смотрящих, подчинить себе воровские бригады.

***

В апреле в Запорожье задержали грузинского вора в законе Кевлишвили (Гоча Руставский), который руководил рядом этнических группировок. Его подручные промышляли разбойными нападениями, вымогательством, ограблениями, угонами престижных иномарок, кражами из квартир и автомобилей, сбытом наркотиков на территориях Восточного и Южного регионов Украины.

***

В конце апреля сотрудники УБОП не дали известному на просторах СНГ авторитету Аслану Усояну (Деду Хасану) задержаться в Украине более чем на сутки. На следующий день, после того как милиционеры его встретили в аэропорту «Борисполь» и препроводили в ГУ БОП, Усояна депортировали в Россию с запретом въезда на Украину в течение пяти лет.

***

В 2009 году правоохранители выловили 18 воров в законе, пытавшихся наладить свой уголовный бизнес. В отношении восьми возбудили уголовные дела: большинство – за хранение и употребление наркотиков, а также подделку документов. Троих взяли под стражу. Джаниев Ровшан (Ровшан Ленкоранский) экстрадирован в Азербайджан, где привлечен к уголовной ответственности за убийство. Девять воров выдворены с территории Украины с запретом въезда сроком на 5 лет.

ОФИЦИАЛЬНО

Нужно менять законодательство

– Остановить поток непрошеных гостей с «востока» можно, и в этом мы преуспели, – считает заместитель начальника ГУ БОП МВД Украины Владимир Мищенков. – Но было бы просто замечательно, чтобы еще и наше законодательство нам в этом помогало. Госдума России  в конце прошлого года приняла закон, по которому вор в законе, организовавший преступные группы, осуждается к лишению свободы от 15 лет до пожизненного срока. До тех пор, пока наши парламентарии не внесут соответствующие поправки в Уголовный кодекс, они будут приезжать в Украину.

 

 Алла Дунина, фото пресс-службы ГУ БОП МВД Украины, КП-Украина

You may also like...