Регламент развлечений: рейтинг самых опасных и самых безопасных для езды регионов России

Удивительное дело. Вопреки тотальному склонению россиян к сожительству с ленивым и нелюбопытным отечественным автопромом, приз по безопасности взял Приморский край — территория сплошных иномарок с неправильным рулем и «аварийным» 11-значным VIN-кодом… 

Рейтинг, составленный силами Forbеs, учитывал процент смертей и пострадавших на дорогах (а заодно и само количество ДТП) из расчета на тысячу автомобилей; число ДТП, совершенных пьяными водителями, а также смертность в ДТП на 10 происшествий. Совершенно феноменальный коэффициент смертности показал изобилующий «Жигулями» Северокавказский регион (погибших на 10 ДТП: Чечня — 5,67, Ингушетия — 4,46, Дагестан — 3,46).

Территории с большим удельным весом иномарок, как не трудно догадаться, оказались в конце этой шкалы (коэффициент менее или около 1 получили Приморский край, Мурманская область, Ямало-Ненецкий АО, Камчатка, Москва и область). Совершенно расходится статистика и с официальной версией правительства об аварийности праворульных иномарок (из-за которой-де надо принудительно посадить весь Дальний Восток в отечественные таратайки): наиболее низкую статистику по числу погибших на 1000 автомобилей показали именно «япономаны» — Приморье, Камчатка, Томская, Омская и Новосибирская области. Не сильно от них отстали Амурская и Иркутская области, Красноярский и Хабаровский края.

Вообще же, окидывая взглядом всю карту нашей пока еще необъятной родины, эксперты Forbes выявили как минимум три аварийных пятна:

1. Депрессивные регионы средней полосы (Марий Эл, Чувашия, Мордовия, Кировская, Ивановская, Владимирская, Рязанская, Тульская и Ярославская области).

2. Северокавказские республики (Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея) плюс Калмыкия.

3. «Нижний пояс» Сибирского федерального округа (Республика Алтай, Тыва, Бурятия, Забайкальский край) оказался аутсайдером по числу ДТП, совершенных пьяными водителями.

— Что и требовалось доказать, а вернее, не нуждалось в доказательствах, — прокомментировал «МП» результаты рейтинга московский праворульщик со стажем Игорь Миганов. — Только вот никакая статистика, похоже, не заставит наших радетелей о судьбах народа думать прежде всего о его интересах и безопасности, а не о собственных выгодах. Ставки-то таможенные на ввоз безопасных машин это не изменит, а значит, подавляющее большинство будут упорно вынуждать ездить на отечественных табуретках, которые на краш-тестах сминаются в лепешку системы «лаваш», а из средств безопасности оснащены только матюками владельца. Слава богу, ума хватило техрегламент начать корректировать, чтоб уж совсем дураками перед всем миром не выглядеть…

С техрегламентом на первый взгляд ума вроде бы хватило. Напомним, что в конце мая Минпромторг озвучил новые поправки к документу, подписанному Владимиром Путиным в прошлом году. Вызвавший бурю негодования и недоумения в автомобильной среде, утвержденный верховной властью Техрегламент о безопасности колесных транспортных средств выглядел настолько сырым и непродуманным (если не сказать — провокационным), что даже чиновникам стало понятно — лоханулись. Наконец миру были явлены поправки, призванные уточнить формулировки исходника, дать разъяснения основным терминам и сгладить пункты, вызвавшие наиболее негативную реакцию народа.

Перечислим по пунктам самые существенные изменения, которые вроде бы (документ еще не принят) планируется оставить. Во-первых, составители бумаги таки признали, что с обязательным 17-значным VIN-номером (им, по новому техрегламенту, должен быть промаркирован любой произведенный или импортированный в РФ автомобиль) они погорячились. Будто и не в курсе были, что масса иномарок этой штукой не проштампована… Разработчики регламента пункт отменили.

Во-вторых, убрали требование о недопустимости на ввозимых машинах фар ближнего света, предназначенных для дорог с левосторонним движением». Корректировка фар потребуется только перед прохождением технического осмотра и постановкой автомобиля на учет. В-третьих, разрешили ксенон в передних фарах (но только с корректором и омывателем). В-четвертых, разрешили «кенгурятники» на внедорожники и некоторые кроссоверы.

Поправками был убран одиозный пункт, запрещающий электронные спидометры, уточнено понятие русскоязычного интерфейса (на русском языке должны быть выводимые на дисплеи предупреждающие сообщения, надписи на табличках и наклейках, информирующие о порядке безопасного использования автомобиля, ну и руководство по эксплуатации должно иметь перевод на русский).

Подкорректировали и пункт, по которому импортом запчастей могла заниматься лишь корпорация-производитель. В новой редакции технического регламента данный пункт звучит так: «В случае подачи заявки на подтверждение соответствия партии компонентов, изготовленных за пределами Российской Федерации, заявителем может являться импортер или компания, организованная как оптовый склад. Закупки оптового склада непосредственно у изготовителей должны быть подтверждены документально. Предоставления полномочий от изготовителя импортеру или оптовому складу не требуется»…

Однако несмотря на появившийся в сети перечень поправок, сильного оптимизма у экспертов он по-прежнему не вызывает:

— Понимаете, они убрали наиболее одиозные пункты, которые иначе как идиотством и назвать было нельзя, — объяснил «МП» лидер общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. — Ну да, отменили требования с VINами, разрешили ввоз машин с левосторонним светом фар, вернули длину автопоезда — а то они этой длиной не только американские грузовики «зарезали», но и наши «КамАЗы»… Словом, убрали самые явные ляпы… В общей сложности разработчики учли примерно половину наших замечаний. Но и только.

Это все равно не делает документ жизненным и не превращает его из рычага экономического регулирования рынка в чисто технический документ, каковым он на самом деле и должен быть! Главной задачей техрегламента остается — зачистить рынок от конкурентов, создав преференции определенным структурам. Там одна только многоступенчатая сертификация транспортных средств чего стоит! Это ж какая кормушка открывается!

У нас есть заключение Федеральной антимонопольной службы о том, что принятый техрегламент не соответствует нормам нормальной конкуренции, ограничивает число игроков на рынке и т. д. Вообще потрясающе: одни создали абсолютно подлый, сырой, непродуманный, кое-как скроенный документ, другие его выпустили в жизнь… По идее вещь такой важности, затрагивающая интересы огромного числа людей, должна не в виде постановлений правительства приниматься, а в виде федерального закона — с широчайшим обсуждением, с дебатами в Думе и СМИ… Нет, приняли тихой сапой, пролоббировали своих, а дальше вертитесь, как знаете…

Что и говорить, декларирование заботы о реанимации трупа под названием «отечественный автопром» обходится общественности все дороже и дороже. Дать населению жить спокойно, ездить на чем душа просит, а не на чем приказали, предоставить нормальный, цивилизованный выбор — это, как говорится, не наш путь. Хотя это по сути и называется той самой хваленой демократией, которую мы, согласно линии партии, таки еще строим. Кажется. Как и элементарная конкуренция, без которой любой автопром, будь он хоть трижды японским или американским, загнется и деградирует.

— Да, с нашей властью не соскучишься, — соглашается Игорь Миганов. — Вот я помню, читал где-то… Когда к Рейгану в кризис пришли тамошние автомобильные гиганты — подними, мол, таможню, конкуренты-япошки наступают. Что тот сказал? «Что мешает вам делать машины лучше?» И все. Ушли и сделали машины. А у нас… И добро бы сказали по-честному: ребята, так и так, ситуация хреновая, денег в казне нет, надо поддержать автопром, мы продали все свои иномарки, запретили их ввоз, пересели на «Жигули»…

Делайте как мы — поддержим отечественного производителя, возродим промышленность! Да не вопрос. У нас народ из патриотизма на че хочешь подпишется. Лишь бы гуртом и всем вместе. А так ведь такой гнилой цинизм везде… Я вот периодически захожу в блог к Рахманову, одному из разработчиков этого техрегламента, — продолжает автолюбитель. — Нормальный вроде мужик, неглупый, а вот… как в той формуле — «страшно далеки они от народа»… У него там один чувак спрашивает, посоветуйте, мол, господин Рахманов, отечественную альтернативу японскому грузовичку, чтоб грузоподъемность 2 тонны, двигатель 2.8, да еще и стоил бы около 600 тыров («Газель» не предлагать, у нее и двигло не то, и на борт принять только полторы тонны может, да и не машина это, а сплошная насмешка)…

Мол, теряюсь в ассортименте, глаза разбегаются, не знаю, что выбрать (а альтернативы, между нами, мужику просто нет). И что? Получает мужик ответ — в виде интернет-ссылки на соответствующие предложения. А по ним — те же японские грузовички (только другой марки, помнится) по цене от 860 тысяч до миллиона с лишним! То есть прикидываешь расклад? Для этих деятелей разница в 200 — 400 тыщ — как для нас разница в 10 — 20 рублей. Так о чем тут вообще говорить-то?

Говорить, похоже, действительно можно только об очередном затягивании поясов. Потому как, во-первых, поправки еще не приняты, и бог его знает, когда и в каком виде будут приняты. А во-вторых, ничто не мешает нашему верховному тандему вместе со смягченным вариантом регламента дать добро на очередное повышение тех же пошлин или еще какую обираловку — за удовольствие ведь надо платить.

Да и мыслительный процесс в чиновничьих мозгах не затихает ни на секунду, уж они-то непременно что-нибудь этакое придумают для блага народа. Вот и господин Рахманов в своем блоге всех в известность поставил (мы проверяли): «Теперь есть новое развлечение. У нас есть поручение делать единый регламент для России, Белоруссии и Казахстана. Срок — ноябрь 2010 года». Так, елки, и живем. От одного развлечения до другого.

Геннадий КАТИН, Московская правда

Читайте также: