Учитель «с маленькой буквы»

Взяточничество — это такое явление, которое было, есть и наверняка всегда будет. Присутствует оно и в таких святых сферах, как преподавание. К счастью, порядочных преподавателей-профессионалов большинство, но когда в учебном заведении заведется одна паршивая овца, то она все стадо портит… 

Автор: ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВАПервая Крымская

Гуманисты с нечистыми руками

Преподавательскую должность хлебной не назовешь. Учитель сеет разумное, доброе и вечное за смехотворную зарплату. Поэтому, наверное, и приходится этим людям выкручиваться кто во что горазд. Кто-то параллельно с преподавательской деятельностью занимается репетиторством, другие — сельским хозяйством или еще каким-нибудь нехитрым бизнесом. Но есть и такие, кто заколачивает деньги непосредственно по специальности — взимает мзду (ну прямо как братки в 90-е) со студентов или школьников.

Понятное дело, что все хотят жить хорошо, и поэтому всем рано или поздно приходится забыть о своих юношеских принципах — быть всегда честным, благородным и порядочным человеком и идти на компромисс с совестью — где-то дать взятку, где-то принять «благодарность». В общем, жизнь трудная, необходимо крутиться, чтобы кормить семью. Но при этом и меру надо знать. Некоторые перестают ее ощущать. Дорвавшись до легких денег, они попросту не могут остановиться.

По взяточничеству в сфере образования возбуждены на нынешний день около 30 уголовных дел. Среди них дело преподавателя одной из кафедр весьма уважаемого вуза — ТНУ, установившего таксу 50 грн. за право сдать зачет. Об этой практике милиционерам сообщили семь студентов, которые не пожелали отдавать деньги за то, чтобы их знания «справедливо» оценили. А преподаватель Крымского медицинского колледжа взятку потребовал натурой — микроволновкой, которую должны были купить студенты. Он даже позаботился назвать фирму-производителя, чтобы, не дай Бог, не подсунули дешевку.

Несколько лет назад в Симферополе при получении взятки был задержан декан факультета одного из вузов. Преподаватель, возглавляющий аттестационную комиссию, получил три тысячи гривен от абитуриента за сдачу вступительного экзамена и дальнейшее обучение в вузе. В отношении декана прокуратурой Киевского района города Симферополя возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 368 Уголовного кодекса Украины, санкция которой предусматривает лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества. Также в ходе следствия сотрудники милиции задокументировали еще два факта вымогательства и получения преподавателем взяток в размере 3 тыс. грн. каждая.

Интересно, а бывает ли взяточникам такой высокоинтеллигентной и культурной категории людей, как педагоги, стыдно? Бывает. Некоторое время назад преподаватель одного из вузов покончила жизнь самоубийством, после того как ее уличили во взяточничестве. Накануне трагедии 62-летняя преподаватель была задержана правоохранителями в момент получения взятки от студентов за успешную сдачу экзамена. У нее была взята подписка о невыезде, а руководство тут же отправило педагога на пенсию. После этого женщина бросилась под поезд.

Самый последний случай произошел буквально на днях. Прокуратура Ялты возбудила уголовное дело в отношении замдиректора ялтинского филиала одного из университетов. Она требовала $400 от студента 4-го курса за сдачу академической задолженности и допуск к госэкзаменам.

Паршивая овца

А вот герой нашей сегодняшней публикации в случае разоблачения явно под поезд не бросится. Потому как совесть у него напрочь отсутствует. В нашу газету поступили жалобы от студентов одного из вузов Симферополя (называть его по понятным причинам не будем). Молодежь утверждает, что преподаватель безбожно берет взятки, оскорбляет студентов и преподавателей и даже… пристает к девушкам-студенткам.

Мы попытались разобраться в этой ситуации и вот что выяснили. Декан факультета вуза, как только узнала, о чем пойдет речь, схватилась за голову: да, есть такая паршивая овца в их коллективе, и что с ней делать — никто не знает. Начиналось все, по словам декана, хорошо: руководство вуза дало объявление в газету о вакантном месте преподавателя. Позвонил Павел Борисович К. (имя и отчество изменены) и был приглашен на собеседование, после чего его тут же приняли на работу.

А почему бы и нет — рекомендации замечательные, декан позвонила на прошлое место работы, там сказали, что лучшего специалиста не сыскать. С собой Павел Борисович принес список своих научных публикаций. При этом он являлся заслуженным работником образования и имел аттестаты профессора и доктора экономических наук (как потом выяснилось, он за один день купил их в Киеве). В трудовой книжке, заведенной только в 2000 году (по словам Павла Борисовича, он попросту завел новую книжку), была только одна запись — о его трудоднях в одном учебном центре Евпатории.

Не знала тогда декан вуза биографию нового преподавателя. Как потом оказалось, будучи по специальности товароведом, работал когда-то Павел Борисович в Саках. «Наработал» себе условный срок в 4 года, связанный с хищением государственного имущества. Почему условный, да потому что Павел Борисович — человек ушлый, и везде у него есть «свои люди», как в правоохранительных органах, так и в чиновничьих кругах. Влияние этих важных людей декан вуза прочувствовала на себе, когда студенты начали повально жаловаться на преподавателя.

Деканат утопал в заявлениях. «Довожу до вашего сведения, что при сдаче экзаменов доцент К. потребовал от меня заправить его автомобиль бензином для успешной сдачи экзаменов». «Прошу заменить преподавателя К. в связи с некорректным поведением на лекциях и непредоставлением материала по предмету». «Преподаватель К. требовал с меня взятку. На лекциях открыто говорил, что без денежного вознаграждения мы его экзамен не сдадим. Я была вынуждена дать взятку в размере 250 гривен, так как он принципиально не ставил оценку. Но и после этого оценку я не получила. По его требованию я была вынуждена купить лично ему бумагу формата А-4 на сумму 150 гривен.

За экзамен я была вынуждена заплатить 400 гривен». «Прошу принять меры. Преподаватель К. распускает руки, обнимает меня и других девушек в институте. Я боюсь проходить рядом с ним». Также выяснилось, что Павел Борисович требовал от студентов купить ему телевизор, компьютер, поставить кованый забор на его даче. И все это, по заверениям самих студентов, они выполняли. Покупали ребята и методички у Павла Борисовича по 100 гривен, хотя он обязан был отдавать их на кафедру, где студентам эта литература должна раздаваться бесплатно.

Студентки жаловались декану, что Павел Борисович может запросто оскорбить их на лекциях или обозвать примерно так: ты, жирная, подвинься, раскормила себя, пошла вон отсюда. Да и с женщинами-преподавателями он разговаривал не лучше: к примеру, 50-летней коллеге Павел Борисович сказал: «Какие же надо иметь зубы, чтобы наесть такую ж….» Воспитанные люди просто теряются от услышанного и не могут ничего ответить на такое непривычное для них хамство.

О новом преподавателе стали всплывать и другие вопиющие подробности. Так, к примеру, папа одного из абитуриентов при поступлении объездил несколько вузов для того, чтобы выбрать два или три из них и подать заявление (это сейчас разрешено и практикуется). Каково же было его удивление, когда он увидел, что в списке преподавателей везде фигурировала фамилия Павла Борисовича. У декана родитель напрямую потом спросил: как такое бывает и кто будет учить его ребенка? Как оказалось, у нашего героя была ставка как минимум в трех вузах Симферополя, при этом и в нескольких других учебных заведениях он работал по совместительству и почасовиком. На деле получается, что Павел Борисович из 24 часов в сутки работает 48. Оказывается, и такое бывает.

Неподсудный?

Все разговоры декана с нечистым на руку и язык преподавателем заканчивались ничем. С присущим ему хамством и откровенной наглостью Павел Борисович говорил: «А вы докажите!» Декан пыталась обратиться в одну из районных прокуратур Симферополя, но и там у Павла Борисовича были «свои люди» — заявление декана попросту не приняли. Более того, прокурор пытался помочь другу и поставить декана на место, направив в вуз многочисленные проверки.

Проверяла высшее учебное заведение СБУ, в итоге дали отказ в возбуждении уголовного дела. Потом по науськиванию прокуратуры проверял УБЭП и тоже не нашел ничего. Однако прокуратура опять настаивала на проверке, в итоге работники УБЭП рыскали в вузе дважды, но так ничего и не нашли. Месяц проверяла КРУ. Теперь декан ждет пожарников и СЭС.

Руководство вуза обращалось за помощью в территориальную инспекцию труда в АРК, там сказали, что, мол, не их формат. Пытались жаловаться в налоговую — никакой реакции. И самое главное, что уволить паршивую овцу, которая порочит репутацию института, практически невозможно: Павел Борисович является инвалидом 2-й группы и в свои немолодые годы отцом малолетнего ребенка.

Пока что на стороне преподавателей вуза работники милиции. Говорят, охотно помогли бы не просто отстранить Павла Борисовича от преподавательской деятельности, но и посадили бы за решетку. Но нужны факты. Конкретные факты дачи и принятия взятки. А здесь уж должны помочь студенты, но молодежь попросту боится. Каждому хочется без проблем окончить вуз, и ребята готовы платить не только за обучение, но и за самодурство преподавателя. Воистину, все беды человечества происходят с молчаливого согласия равнодушных.

Может, все-таки найдется справедливый и смелый среди студентов, который будет не просто жаловаться, а действовать. К примеру, возьмет и запишет речи преподавателя-вымогателя на диктофон и одним махом прекратит мучения сотен человек.

You may also like...